Раздел 1. лексикология. фразеология
РАЗДЕЛ 1. ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Эпитет – художественное определение (прилагательное, существительное в значении прилагательного), подчеркивающее какое-либо характерное свойство предмета, передающее авторскую оценку: мороз-воевода, печальный рев волн, каменное слово.
Метафора – слово, используемое в переносном значении для придания речи красочности, выразительности: гуляет ветер, спит ковыль, горит восток зарею новой, угрюмый дождь.
Олицетворение (разновидность метафоры) – перенесение свойств живого человека на животных и неодушевленные понятия: плачет где-то иволга, избы подбоченились, шепот листьев.
Сравнение– сопоставление предметов, явлений. Выражается сравнительными оборотами или формой творительного падежа в значении «подобно чему-то»: лес точно терем расписной, пыль столбом стоит.
Гипербола – преувеличение: деревья-гиганты, в сто сорок солнц закат пылал.
Гротеск – преувеличение за гранью реального, используется как сатирический прием: образ Плюшкина (Н,В. Гоголь «Мертвые души»), «Прозаседавшиеся» (В.Маяковский), сказки Салтыкова-Щедрина.
Литота – преуменьшение: Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить, мальчик с пальчик.
Ирония– насмешка, употребление слова в обратном смысле: Отколе, умная, бредешь ты, голова?
Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного образа, используется в сказках, баснях: лиса – воплощение хитрости, заяц – трусости.
Перифраза (перифраз) – замена названия предмета описательным выражением, отражающим его характерные признаки: создатель «Мертвых душ», царь зверей, северная столица, город белых ночей, серое вещество.
Кроме тропов в качестве изобразительных средств используются
синонимы – помогают избежать повторов, более точно выразить понятие; используется прием «нагнетания» синонимов (Ему хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего), противопоставления синонимов (он не смеялся, а хохотал).
антонимы – создают контраст, антитезу (Мне грустно потому, что весело тебе).
паронимы - уточняют значения слов (Лицо мне его знакомо и личность знакома; И прежний сняв венок, они венец терновый, увитый лаврами, надели на него)
ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Лексические нормы – нормы словоупотребления. Предполагают использование слов в соответствии с их лексическим значением, лексической сочетаемостью и стилистической окраской.
РАЗДЕЛ 2. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ
Слова для запоминания:
алфавИт, анАлог, асимметрИя, аэропОрты, баловАть, бАрмен, вероиповЕдание, включИт, вручИт, втрИдешева, втрИдорога, газопровОд, граждАнство, дефИс, диспансЕр, дОговор, договОр, донЕльзя, дОнизу, дОгмат, досУг, дремОта, жалюзИ, звонИт, завИдно, зАгодя, знАмение, издрЕвле, Иконопись, иконопИсец, индустрИя, каталОг, квартАл, красИвее, кремЕнь, мастерскИ, мИзер, мизЕрный и доп. мИзерный, мышлЕние и доп. мЫшление, навЕрх, намЕрение, обеспЕчение, облегчИть, опОшлить, оптОвый, пломбировАть, пломбирОванный, премировАть, премировАние, премирОванный, свЁкла, слИвовый, созЫв, срЕдства, столЯр, страхОвщик, тОрты, увЕдомить, углубИть, украИнский, усугубИть и доп. усугУбить, упрОчение, фенОмен, ходАтайство, шассИ, шофЁр, чЕрпать, щавЕль, экспЕрт
Орфоэпические правила:
В глаголах прошедшего времени, кратких причастиях, кратких прилагательных мужского, среднего рода и множественного числа в большинстве случаев ударение сохраняется на основе (в приставочных образованиях – на приставке), в форме женского рода окончание переносится на окончание: зАнял, прИнял, зАняты, прИнято, дОроги, бЫстро, занялА, принялА, знятА, принятА, пролитА, начатА, дорогА, быстрА
! Запомнить: клАла, крАла, крАлась, слАла, послАла, стлАла.
ЧАСТИ РЕЧИ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ | |||
часть речи | вопросы | значение | примеры |
существительное | кто? что? | предмет | человек, Москва, дом, чувство, движение |
прилагательное | какой? каков? чей? | признак предмета | добрый, добр, лисий |
числительные | сколько? какой по счету? | число, количество, порядок при счете | пятьдесят, пятидесятый |
местоимение | кто? что? какой? чей? сколько? | указывают на предмет, признак, количество, но не называют их | я, он, такой, какой, свой, несколько |
глагол | что делать? что сделать? | действие предмета | любить, читал, скажи, узнал бы |
причастие | какой? | признак, приобретенный в результате действия (тот, который что-либо сделал, с которым что-либо сделали) | летящий, изучаемый, прочитан |
деепричастие | что делая? что сделав? | добавочное действие | гуляя, изучив |
наречие | где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? | признак предмета, признак действия, признак другого признака | вдали, вчера, туда, влево, сгоряча, назло, высоко |
СЛУЖЕБНЫЕ | ||
часть речи | функции | примеры |
предлог | служит для связи слов в словосочетании | на, перед, вследствие, наряду с, несмотря на, в течение |
союз | служит для связи частей сложного предложения, однородных членов предложения, для оформления сравнительных оборотов | и, однако, зато, тоже, также, так как, не только...но и, если...то, несмотря на то что |
частица | образует формы слов (повелительное и условное наклонение глаголов), вносит дополнительные оттенки значений в предложение | бы, да, давай, пусть, пускай, лишь, только, о |
Трудные случаи определения части речи
Слова, одинаковые по звучанию и написанию, могут быть словами разных частей речи, например: Едва рассвело, мы отправились в путь (союз, служит для связи главной и придаточной части). Тропинка была едвазаметна (наречие, отвечает на вопрос как? насколько?). Никто не спал, несмотря на поздний час (предлог, служит для связи слов в словосочетании). Никто не спал, несмотря на то что было уже поздно (союз, служит для связи главной и придаточной части). Я не знал, чтомне делать (местоимение в роли союзного слова, отвечает на вопрос что?). Я сказал, что приду завтра (союз, служит для связи главной и придаточной части).
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ – это правила образования и употребления форм слов различных частей речи
Категория рода
1.1.Существительныесо значением профессии, должности, рода занятийотносятся к мужскому роду: директор, профессор, преподаватель (варианты преподавательница, кассирша, лаборантка, секретарша характерны для разговорного стиля). Определения при них употребляются в форме мужского рода, сказуемые в форме мужского или женского в зависимости от значения: Новый декан Иванова приступила к работе.
1.2.При существительных общего рода (невежа, сирота) зависимые слова употребляются в форме мужского или женского рода в зависимости от значения: Он такой невежда. Она такая невежда.
Категория падежа
Категория числа
Не имеют формы множественного числа большинство существительных с отвлеченным значением качества, чувства, состояния: доброта, боязнь, грусть, мировоззрение; собирательные существительные: молодежь, дворянство, крестьянство ( !не заменять личным местоимением они)
Образование форм степеней сравнения
Сравнительная степень
простая = основа начальной формы прил. + суффиксы –ЕЕ, -ЕЙ (разг.), -Е: красивый – красивЕЕ, красивЕЙ, близкий – ближЕ;
сложная = БОЛЕЕ, МЕНЕЕ + начальная форма: БОЛЕЕ красивый, МЕНЕЕ близкий.
! нельзя: БОЛЕЕ ближЕ
Превосходная степень
простая = основа начальной формы прил. + суффиксы –АЙШ-, -ЕЙШ- : глубокий – глубочАЙШий
сложная = САМЫЙ + начальная форма: САМЫЙ глубокий
форма простой сравнительной степени + ВСЕХ: глубжЕ ВСЕХ
! нельзя: САМЫЙ глубочАЙШий
ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ
Действительных наст.вр.:от основ переходных и непереходных глаголов настоящего времени несовершенного вида с помощью суффиксов –ущ-, -ющ- (1 спр.), -ащ-, ящ- (2 спр.): читают – читающий.
Действительных прош. вр.:от основ переходных и непереходных глаголов в неопределенной форме совершенного и несовершенного вида с помощью суффиксов –вш- и –ш-: читать – читавший, прочитать – прочитавший.
Страдательных наст. вр.: от основ переходных глаголов настоящего времени несовершенного вида с помощью суффиксов –ом-, -ем- (1спр.), -им- (2 спр.): читают – читаемый.
Страдательных прош.вр.: от основ переходных глаголов в форме инфинитива совершенного и несовершенного вида с помощью суффиксов –енн-, -нн-, -т-: читать – читанный, прочитать – прочитанный.
Справка: Действительные причастия обозначают признак по действию предмета, который сам производит это действие: читающий книгу студент, движущийся поезд. Страдательные причастия обозначают признак предмета, который не сам производит действие, а испытывает на себе это действие со стороны другого предмета: читаемая студентом книга, открытое кем-то окно.
Переходные глаголы сочетаются с формой винительного падежа существительного без предлога: видеть (кого?что?)ошибку. Непереходные не сочетаются с формой винительного падежа без предлога: идти, учиться.
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ
Деепричастия совершенного вида (что сделав?)образуются от основ глаголов совершенного вида в неопределенной форме с помощью суффиксов –в, -вши, -ши: прочитать – прочитав, обидеться – обидевшись.
Деепричастия несовершенного вида (что делая?) образуются от основ глаголов несовершенного вида настоящего времени с помощью суффиксов –а, -я: читать – читая, дышать – дыша.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Словосочетание – сочетание двух и более слов знаменательных (самостоятельных) частей речи, связанных по смыслу и грамматически на основе подчинительной связи.
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПОДЛЕЖАЩЕЕ– кто? что? о чем говорится в предложении?
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ | ПРИМЕРЫ |
Существительное в им.пад. | Ничто человек так глубоко не прячет, как мечту. |
Местоимение в им.пад | Я в России рожден. Всезамолчали. К славному подвигукаждыйготов! |
Числительное в им.пад. | Четыре – четное число. Двоевошли в комнату. |
Прилагательное, причастие в им.пад., наречие, междометие, служебные слова в значении существительного | Больнойне должен нарушать режима. Вошедшийсел на табурет. Нашезавтрабудет прекрасно. Вашенокомпрометирует вас. Вот раздаетсяаувдалеке. |
Неопределенная форма глагола | Дышатьстановилось трудно. Любить – это значит беречь от беды. |
Словосочетания: -слово со значением количества + сущ. -слова около, более, свыше, до + числ. + сущ. -сущ. или местоим. + сущ. или местоим. в тв.пад. с предлогом С -слова каждый, всякий, любой, один, кто, никто, многие + сущ. или слово в значении существительного в род.пад. с предлогом ИЗ - мест. в им.пад. + мест., числит., прилаг. в им.пад. | На площади собралосьмножество народа. Около четырехсот журналистовсобралось здесь. Мы с Костеймолча переглянулись. Каждый из насвстанет на самом краю площадки. Что-то лихорадочноебыло в каждом его движении. Все этопокажется вам великим шедевром природы. |
СКАЗУЕМОЕ– что делает предмет? что с ним происходит? что он такое? каков он? что говорится о предмете?
ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ | СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ | СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ |
Выражено одним словом: Два озера застыли на откосе. | глагол + глагол в неопред. форме: Иногда пароход начинал гудеть. Я не мог управлять лошадью. Я страшился заглянуть в себя. Дня через два можно будет отправиться в дорогу. Нельзя человеку жить без леса, без деревьев. | глагол-связка (возможна нулевая связка) + сущ., прил., прич., нареч.(слова категории состояния), мест., числит.: Он был моим другом. Дворец казался островом печальным. Небо ясное, безоблачное. Окна были закрыты. В лесу темно и сыро. Этот дом теперь наш. Их изба была третья с краю. |
Трудные случаи определения основы предложения:
1. Формы подлежащего в именительном падеже и дополнения в винительном падеже могут совпадать:
Ночью месяцтускл и поле сквозь туман лишь серебрит.
2. В роли подлежащего могут выступать союзные слова кто, что, который и т.д.: Дом, что стоял в начале улицы, давно снесли.
3. Подлежащее может быть выражено словосочетанием: Несколько страниц уже было отредактировано.
4. Сказуемое может быть составным: Ты должен был попытаться уговорить его остаться.
ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ | СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ | БЕССОЮЗНОЕ | С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ |
Части равноправны, связаны сочинительными союзами: И, ДА, А, НО, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, НИ...НИ, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО, ТО ЛИ...ТО ЛИ, НЕ ТОЛЬКО...НО И, КАК...ТАК И, ТОЖЕ, ТАКЖЕ: Ночью был небольшой дождь, ипоблекшая трава еще не успела обсохнуть. Мое изумление еще больше увеличилось, Коновалов тоже казался очень удивленным. | Одна часть зависит от другой (можно поставить вопрос от главной части к придаточной), части связаны подчинительными союзами или союзными словами: КТО, ЧТО, ГДЕ, КОТОРЫЙ, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ЕСЛИ...ТО, КАК ТОЛЬКО, частица ЛИ в роли союза и т.д.: Сколько времени все это продолжалось, мне было неведомо. Ночью, когда на море разыграется шторм, ревет внизу совсем близко прибой. | Части связаны без помощи союзов или союзных слов: Он покраснел: ему было стыдно убить безоружного. В тумане, окутавшем дорогу, скрипели колеса, разговаривали и перекликались люди. | 1) с подчинительной и сочинительной связью: Когда Гаврила Иванович начинал говорить, густые брови у него поднимались и лоб покрывался тонкими морщинками. 2) с бессоюзной и подчинительной связью: И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы. 3) с бессоюзной и сочинительной связью: Видно было: собака рванулась, но ремень, завязанный у нее на шее, сбросил ее назад в лодку. 4) с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью: Он не мог бы сказать, что именно его так тронуло; ему было жалко ее, и он чувствовал, что не может помочь ей... |
!При определении вида предложения учитываются только те союзы, которые используются для связи частей предложения.
Трудные случаи определения вида предложения
1. Сочинительные союзы могут связывать однородные члены предложения: Ветер усилился, деревья закачались и зашумели.
2. Подчинительные союзы могут стоять в начале предложения или в середине придаточного: Если погода не изменится, поездку придется отложить. Вода в озере, вся поверхность которого была покрыта опавшей листвой, казалась черной.
3. Части сложного предложения могут представлять собой односоставные или неполные предложения: Пошел дождь, и нам пришлось вернуться.
Я не знаю, когда вернусь.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Синтаксические нормы – это правила построения и использования в речи синтаксических конструкций.
Выбор падежной формы
а) в сочетаниях с предлогами
- предлоги согласно, благодаря, вопреки употребляются с формой дательного падежа (кому? чему?)
Переведен на второй курс согласно приказу.
- предлог исключая употребляется с формой винительного падежа
Весь месяц шли дожди, исключая последнюю неделю.
- предлог по употребляется с местоимениями 1 и 2 лица в форме предложного падежа:
скучает по вас, по нас; с местоимениями 3 лица в форме дательного падежа: скучает по ним.
- предлог по в значении после употребляется с формой предложного падежа: по прибытии, по окончании, по приезде
- некоторые слова требуют при себе формы существительных и местоимений только с определенными предлогами:
беспокоиться о отзыв о характерен для
тревожиться за рецензия на свойствен ему (без предлога)
отчет о превосходство над чужд ему (без предлога)
отчитаться о, в преимущество перед
б) в сочетаниях с переходными глаголами при наличии отрицания
Форма родительного падежа используется:
- если существительное отвлеченное: не испытывать желания, не терял времени;
- если это устойчивое сочетание: не принять участия, не обратить внимания.
Форма винительного падежа используется:
- если существительное одушевленное: не видел сестру;
- если существительное стоит до глагола: площадку не расчистили;
- при двойном отрицании: нельзя не признать его правоту
РАЗДЕЛ 1. ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ