Раздел 1. лексикология. фразеология

РАЗДЕЛ 1. ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Эпитет – художественное определение (прилагательное, существительное в значении прилагательного), подчеркивающее какое-либо характерное свойство предмета, передающее авторскую оценку: мороз-воевода, печальный рев волн, каменное слово.

Метафора – слово, используемое в переносном значении для придания речи красочности, выразительности: гуляет ветер, спит ковыль, горит восток зарею новой, угрюмый дождь.

Олицетворение (разновидность метафоры) – перенесение свойств живого человека на животных и неодушевленные понятия: плачет где-то иволга, избы подбоченились, шепот листьев.

Сравнение– сопоставление предметов, явлений. Выражается сравнительными оборотами или формой творительного падежа в значении «подобно чему-то»: лес точно терем расписной, пыль столбом стоит.

Гипербола – преувеличение: деревья-гиганты, в сто сорок солнц закат пылал.

Гротеск – преувеличение за гранью реального, используется как сатирический прием: образ Плюшкина (Н,В. Гоголь «Мертвые души»), «Прозаседавшиеся» (В.Маяковский), сказки Салтыкова-Щедрина.

Литота – преуменьшение: Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить, мальчик с пальчик.

Ирония– насмешка, употребление слова в обратном смысле: Отколе, умная, бредешь ты, голова?

Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного образа, используется в сказках, баснях: лиса – воплощение хитрости, заяц – трусости.

Перифраза (перифраз) – замена названия предмета описательным выражением, отражающим его характерные признаки: создатель «Мертвых душ», царь зверей, северная столица, город белых ночей, серое вещество.

Кроме тропов в качестве изобразительных средств используются

синонимы – помогают избежать повторов, более точно выразить понятие; используется прием «нагнетания» синонимов (Ему хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего), противопоставления синонимов (он не смеялся, а хохотал).

антонимы – создают контраст, антитезу (Мне грустно потому, что весело тебе).

паронимы - уточняют значения слов (Лицо мне его знакомо и личность знакома; И прежний сняв венок, они венец терновый, увитый лаврами, надели на него)

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Лексические нормы – нормы словоупотребления. Предполагают использование слов в соответствии с их лексическим значением, лексической сочетаемостью и стилистической окраской.

РАЗДЕЛ 2. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ

Слова для запоминания:

алфавИт, анАлог, асимметрИя, аэропОрты, баловАть, бАрмен, вероиповЕдание, включИт, вручИт, втрИдешева, втрИдорога, газопровОд, граждАнство, дефИс, диспансЕр, дОговор, договОр, донЕльзя, дОнизу, дОгмат, досУг, дремОта, жалюзИ, звонИт, завИдно, зАгодя, знАмение, издрЕвле, Иконопись, иконопИсец, индустрИя, каталОг, квартАл, красИвее, кремЕнь, мастерскИ, мИзер, мизЕрный и доп. мИзерный, мышлЕние и доп. мЫшление, навЕрх, намЕрение, обеспЕчение, облегчИть, опОшлить, оптОвый, пломбировАть, пломбирОванный, премировАть, премировАние, премирОванный, свЁкла, слИвовый, созЫв, срЕдства, столЯр, страхОвщик, тОрты, увЕдомить, углубИть, украИнский, усугубИть и доп. усугУбить, упрОчение, фенОмен, ходАтайство, шассИ, шофЁр, чЕрпать, щавЕль, экспЕрт

Орфоэпические правила:

В глаголах прошедшего времени, кратких причастиях, кратких прилагательных мужского, среднего рода и множественного числа в большинстве случаев ударение сохраняется на основе (в приставочных образованиях – на приставке), в форме женского рода окончание переносится на окончание: зАнял, прИнял, зАняты, прИнято, дОроги, бЫстро, занялА, принялА, знятА, принятА, пролитА, начатА, дорогА, быстрА

! Запомнить: клАла, крАла, крАлась, слАла, послАла, стлАла.

ЧАСТИ РЕЧИ

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ
часть речи вопросы значение примеры
существительное кто? что? предмет человек, Москва, дом, чувство, движение
прилагательное какой? каков? чей? признак предмета добрый, добр, лисий
числительные сколько? какой по счету? число, количество, порядок при счете пятьдесят, пятидесятый
местоимение кто? что? какой? чей? сколько? указывают на предмет, признак, количество, но не называют их я, он, такой, какой, свой, несколько
глагол что делать? что сделать? действие предмета любить, читал, скажи, узнал бы
причастие какой? признак, приобретенный в результате действия (тот, который что-либо сделал, с которым что-либо сделали) летящий, изучаемый, прочитан
деепричастие что делая? что сделав? добавочное действие гуляя, изучив
наречие где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? признак предмета, признак действия, признак другого признака вдали, вчера, туда, влево, сгоряча, назло, высоко


СЛУЖЕБНЫЕ
часть речи функции примеры
предлог служит для связи слов в словосочетании на, перед, вследствие, наряду с, несмотря на, в течение
союз служит для связи частей сложного предложения, однородных членов предложения, для оформления сравнительных оборотов и, однако, зато, тоже, также, так как, не только...но и, если...то, несмотря на то что
частица образует формы слов (повелительное и условное наклонение глаголов), вносит дополнительные оттенки значений в предложение бы, да, давай, пусть, пускай, лишь, только, о

Трудные случаи определения части речи

Слова, одинаковые по звучанию и написанию, могут быть словами разных частей речи, например: Едва рассвело, мы отправились в путь (союз, служит для связи главной и придаточной части). Тропинка была едвазаметна (наречие, отвечает на вопрос как? насколько?). Никто не спал, несмотря на поздний час (предлог, служит для связи слов в словосочетании). Никто не спал, несмотря на то что было уже поздно (союз, служит для связи главной и придаточной части). Я не знал, чтомне делать (местоимение в роли союзного слова, отвечает на вопрос что?). Я сказал, что приду завтра (союз, служит для связи главной и придаточной части).

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ – это правила образования и употребления форм слов различных частей речи

Категория рода

1.1.Существительныесо значением профессии, должности, рода занятийотносятся к мужскому роду: директор, профессор, преподаватель (варианты преподавательница, кассирша, лаборантка, секретарша характерны для разговорного стиля). Определения при них употребляются в форме мужского рода, сказуемые в форме мужского или женского в зависимости от значения: Новый декан Иванова приступила к работе.

1.2.При существительных общего рода (невежа, сирота) зависимые слова употребляются в форме мужского или женского рода в зависимости от значения: Он такой невежда. Она такая невежда.

Категория падежа

Категория числа

Не имеют формы множественного числа большинство существительных с отвлеченным значением качества, чувства, состояния: доброта, боязнь, грусть, мировоззрение; собирательные существительные: молодежь, дворянство, крестьянство ( !не заменять личным местоимением они)

Образование форм степеней сравнения

Сравнительная степень

простая = основа начальной формы прил. + суффиксы –ЕЕ, -ЕЙ (разг.), -Е: красивый – красивЕЕ, красивЕЙ, близкий – ближЕ;

сложная = БОЛЕЕ, МЕНЕЕ + начальная форма: БОЛЕЕ красивый, МЕНЕЕ близкий.

! нельзя: БОЛЕЕ ближЕ

Превосходная степень

простая = основа начальной формы прил. + суффиксы –АЙШ-, -ЕЙШ- : глубокий – глубочАЙШий

сложная = САМЫЙ + начальная форма: САМЫЙ глубокий

форма простой сравнительной степени + ВСЕХ: глубжЕ ВСЕХ

! нельзя: САМЫЙ глубочАЙШий

ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ

Действительных наст.вр.:от основ переходных и непереходных глаголов настоящего времени несовершенного вида с помощью суффиксов –ущ-, -ющ- (1 спр.), -ащ-, ящ- (2 спр.): читают – читающий.

Действительных прош. вр.:от основ переходных и непереходных глаголов в неопределенной форме совершенного и несовершенного вида с помощью суффиксов –вш- и –ш-: читать – читавший, прочитать – прочитавший.

Страдательных наст. вр.: от основ переходных глаголов настоящего времени несовершенного вида с помощью суффиксов –ом-, -ем- (1спр.), -им- (2 спр.): читают – читаемый.

Страдательных прош.вр.: от основ переходных глаголов в форме инфинитива совершенного и несовершенного вида с помощью суффиксов –енн-, -нн-, -т-: читать – читанный, прочитать – прочитанный.

Справка: Действительные причастия обозначают признак по действию предмета, который сам производит это действие: читающий книгу студент, движущийся поезд. Страдательные причастия обозначают признак предмета, который не сам производит действие, а испытывает на себе это действие со стороны другого предмета: читаемая студентом книга, открытое кем-то окно.

Переходные глаголы сочетаются с формой винительного падежа существительного без предлога: видеть (кого?что?)ошибку. Непереходные не сочетаются с формой винительного падежа без предлога: идти, учиться.

ОБРАЗОВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ

Деепричастия совершенного вида (что сделав?)образуются от основ глаголов совершенного вида в неопределенной форме с помощью суффиксов –в, -вши, -ши: прочитать – прочитав, обидеться – обидевшись.

Деепричастия несовершенного вида (что делая?) образуются от основ глаголов несовершенного вида настоящего времени с помощью суффиксов –а, -я: читать – читая, дышать – дыша.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Словосочетание – сочетание двух и более слов знаменательных (самостоятельных) частей речи, связанных по смыслу и грамматически на основе подчинительной связи.

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПОДЛЕЖАЩЕЕ– кто? что? о чем говорится в предложении?

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПРИМЕРЫ
Существительное в им.пад. Ничто человек так глубоко не прячет, как мечту.
Местоимение в им.пад Я в России рожден. Всезамолчали. К славному подвигукаждыйготов!
Числительное в им.пад. Четыре – четное число. Двоевошли в комнату.
Прилагательное, причастие в им.пад., наречие, междометие, служебные слова в значении существительного Больнойне должен нарушать режима. Вошедшийсел на табурет. Нашезавтрабудет прекрасно. Вашенокомпрометирует вас. Вот раздаетсяаувдалеке.
Неопределенная форма глагола Дышатьстановилось трудно. Любить – это значит беречь от беды.
Словосочетания: -слово со значением количества + сущ. -слова около, более, свыше, до + числ. + сущ. -сущ. или местоим. + сущ. или местоим. в тв.пад. с предлогом С -слова каждый, всякий, любой, один, кто, никто, многие + сущ. или слово в значении существительного в род.пад. с предлогом ИЗ - мест. в им.пад. + мест., числит., прилаг. в им.пад.   На площади собралосьмножество народа.   Около четырехсот журналистовсобралось здесь. Мы с Костеймолча переглянулись.   Каждый из насвстанет на самом краю площадки.   Что-то лихорадочноебыло в каждом его движении. Все этопокажется вам великим шедевром природы.

СКАЗУЕМОЕ– что делает предмет? что с ним происходит? что он такое? каков он? что говорится о предмете?

ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ
Выражено одним словом: Два озера застыли на откосе. глагол + глагол в неопред. форме: Иногда пароход начинал гудеть. Я не мог управлять лошадью. Я страшился заглянуть в себя. Дня через два можно будет отправиться в дорогу. Нельзя человеку жить без леса, без деревьев. глагол-связка (возможна нулевая связка) + сущ., прил., прич., нареч.(слова категории состояния), мест., числит.: Он был моим другом. Дворец казался островом печальным. Небо ясное, безоблачное. Окна были закрыты. В лесу темно и сыро. Этот дом теперь наш. Их изба была третья с краю.

Трудные случаи определения основы предложения:

1. Формы подлежащего в именительном падеже и дополнения в винительном падеже могут совпадать:

Ночью месяцтускл и поле сквозь туман лишь серебрит.

2. В роли подлежащего могут выступать союзные слова кто, что, который и т.д.: Дом, что стоял в начале улицы, давно снесли.

3. Подлежащее может быть выражено словосочетанием: Несколько страниц уже было отредактировано.

4. Сказуемое может быть составным: Ты должен был попытаться уговорить его остаться.

ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ БЕССОЮЗНОЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Части равноправны, связаны сочинительными союзами: И, ДА, А, НО, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, НИ...НИ, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО, ТО ЛИ...ТО ЛИ, НЕ ТОЛЬКО...НО И, КАК...ТАК И, ТОЖЕ, ТАКЖЕ: Ночью был небольшой дождь, ипоблекшая трава еще не успела обсохнуть. Мое изумление еще больше увеличилось, Коновалов тоже казался очень удивленным. Одна часть зависит от другой (можно поставить вопрос от главной части к придаточной), части связаны подчинительными союзами или союзными словами: КТО, ЧТО, ГДЕ, КОТОРЫЙ, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ЕСЛИ...ТО, КАК ТОЛЬКО, частица ЛИ в роли союза и т.д.: Сколько времени все это продолжалось, мне было неведомо. Ночью, когда на море разыграется шторм, ревет внизу совсем близко прибой. Части связаны без помощи союзов или союзных слов: Он покраснел: ему было стыдно убить безоружного. В тумане, окутавшем дорогу, скрипели колеса, разговаривали и перекликались люди. 1) с подчинительной и сочинительной связью: Когда Гаврила Иванович начинал говорить, густые брови у него поднимались и лоб покрывался тонкими морщинками. 2) с бессоюзной и подчинительной связью: И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы. 3) с бессоюзной и сочинительной связью: Видно было: собака рванулась, но ремень, завязанный у нее на шее, сбросил ее назад в лодку. 4) с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью: Он не мог бы сказать, что именно его так тронуло; ему было жалко ее, и он чувствовал, что не может помочь ей...

!При определении вида предложения учитываются только те союзы, которые используются для связи частей предложения.

Трудные случаи определения вида предложения

1. Сочинительные союзы могут связывать однородные члены предложения: Ветер усилился, деревья закачались и зашумели.

2. Подчинительные союзы могут стоять в начале предложения или в середине придаточного: Если погода не изменится, поездку придется отложить. Вода в озере, вся поверхность которого была покрыта опавшей листвой, казалась черной.

3. Части сложного предложения могут представлять собой односоставные или неполные предложения: Пошел дождь, и нам пришлось вернуться.

Я не знаю, когда вернусь.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Синтаксические нормы – это правила построения и использования в речи синтаксических конструкций.

Выбор падежной формы

а) в сочетаниях с предлогами

- предлоги согласно, благодаря, вопреки употребляются с формой дательного падежа (кому? чему?)

Переведен на второй курс согласно приказу.

- предлог исключая употребляется с формой винительного падежа

Весь месяц шли дожди, исключая последнюю неделю.

- предлог по употребляется с местоимениями 1 и 2 лица в форме предложного падежа:

скучает по вас, по нас; с местоимениями 3 лица в форме дательного падежа: скучает по ним.

- предлог по в значении после употребляется с формой предложного падежа: по прибытии, по окончании, по приезде

- некоторые слова требуют при себе формы существительных и местоимений только с определенными предлогами:

беспокоиться о отзыв о характерен для

тревожиться за рецензия на свойствен ему (без предлога)

отчет о превосходство над чужд ему (без предлога)

отчитаться о, в преимущество перед

б) в сочетаниях с переходными глаголами при наличии отрицания

Форма родительного падежа используется:

- если существительное отвлеченное: не испытывать желания, не терял времени;

- если это устойчивое сочетание: не принять участия, не обратить внимания.

Форма винительного падежа используется:

- если существительное одушевленное: не видел сестру;

- если существительное стоит до глагола: площадку не расчистили;

- при двойном отрицании: нельзя не признать его правоту

РАЗДЕЛ 1. ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ

Наши рекомендации