Буквы, обозначающие гласные звуки на письме (их 10)
Речь
устнаяписьменная
то, что мы то, что мы
слышим, видим,
говорим пишем
Предложение
слово
слог
звук \ буква
Гласные звуки (их 6)
[а] [о] [ы] [э] [и] [у]
Буквы, обозначающие гласные звуки на письме (их 10)
А я о ё ы и э е у ю
Буквы ё е я ю обозначают два звука:
[й'о][й'э][й'а][й'у]
· после гласных
· после ъ и ь
· в начале слова
Согласные звуки
Звонкие парныеЗвонкие непарные
[б] [в] [г] [д] [ж] [з] [р] [л] [м] [н] [й]
Глухие парныеГлухие непарные
[п] [ф] [к] [т] [ш] [с] [х] [ц] [ч] [щ]
Твердые парные
[б] [п] [в] [ф] [г] [к] [д] [т] [з] [с] [л] [м] [н] [р] [х]
Мягкие парные
[б′] [п′] [в′] [ф′ [г′] [к′] [д′] [т′] [з′] [с′] [л′] [м′] [н′] [р′] [х′]
Твердые непарные Мягкие непарные
[ж] [ш] [ц] [ч′] [щ′] [й′]
Звуки
ГласныеСогласные
(это звуки, при (это звуки, при образовании образовании которых которых встречается
Воздух свободно проходит преграда (губы, зубы, язык)
Через полость рта, не встречая
Никакой преграды.
ударныебезударные твёрдые мягкие
а я
о ё
у ю
ы и
Э е
ь
звонкиеглухие
Произносятся произносятся
С голосом и шумом с шумом
гласные | согласные звонкие
а | о | у | ы | э | н | м | л | р | й | б | в | г | д | ж | з | Ъ | ||||
я | ё | ю | и | е | п | ф | к | т | ш | с | х | ц | ч | щ | ь |
| согласные глухие
Всегда твёрдые: Ш, Ж, Ц
Всегда мягкие: Ч, Щ, й
Все остальные: могут быть твёрдыми и мягкими
Ь и Ъ – звука не имеют
Схема фонетического разбора слова
1. Запиши слово.
2. Раздели на слоги.
1. Поставь ударение.
2. Сделай транскрипцию.
3. Запиши в столбик буквы, рядом –звуки.
4. Охарактеризуй каждый звук:
а) гласный или согласный
б) если гласный, то ударный или безударный
в) если согласный, то твердый или мягкий (парный\непарный)
звонкий или глухой (парный\непарный)
7.Посчитай количество букв и звуков.
Мяч-1слог - мяч - [ м' а ч']
м- [ м'] -согл., мягк.,парн. [м ],звонк., непарн.
я- [ а ] -гласн., ударн.
ч- [ ч'] -согл., мягк.,непарн., глух., непарн.
Б., 3зв.
Семья-2 слога, семь-я, [ с' э м' й' а ]
с- [с'] -согл.,мягк.,парн. [ с ] , глух., парн.[ з' ]
е- [ э ] -гласн., безуд.
м- [ м' ] -согл.,мягк.,парн. [ м ] .звонк., непарн.
ь- [ - ]
я- [ й' ] -согл.,мягк., непарн., звонк., непарн.
- [ а ] -гласн., ударн.
Б., 5зв.
Разбор слова по составу
настольный
1. Найди и выдели окончание и основу. Для этого измени форму слова:
настольный, настольного, настольным, о настольном.
Окончание –ый, основа настольн-
2. Выдели корень. Для этого подбери к слову однокоренные слова:
стол, столик, столовая.
Общая часть слов – стол-. Это корень.
Выдели суффикс и докажи, что такой же суффикс есть и в других словах.
Суффикс –н-, такой суффикс есть в словах школьный, классный.
Выдели приставку и докажи, что такая приставка есть в других словах.
Приставка –на-.
Такая приставка есть в словах наручный, настенный
Предложение
1. По цели высказывания
Повеств. Вопросит. Побудит.
О чем-либо содержит содержит
или о ком-либо вопрос просьбу,
сообщается, приказ
говорится
. ? . !
2. По интонации
Восклиц. невосклиц.
3.По структуре
Простое сложное
1 грамматич. основа 2 и более грамматич. основ
4.По строению грамматич. основы
Односоставные двусоставные
1 главный член есть и подлежащее и
член (или подлежа- сказуемое
щее или сказуемое)
5.По наличию второстепенных членов предложения
Распростр. нераспростр.
кроме грамматич. основы только грамматич. основа
есть второстеп. члены предложения
Определи интонацию.
Образец.
С юга потянул тёплый ветер.
Предложение повествовательное, невосклицательное, грамматическая основа – ветер потянул, простое, двусоставное, распространенное, однородных членов нет.
главныевторостепенные
Подлежащее дополнение
Сказуемое определение
Обстоятельство
Части речи
самостоятельныеслужебные
Имя существительное предлог
Имя прилагательное союз
Глагол частица
Местоимение
Числительное
Наречие
№ 1
Оформление предложения.
· Начало предложения пишется с большой буквы.
· В конце предложения ставится . ? !
· Слова в предложении пишутся отдельно.
Работа над ошибками
· Выпиши предложение .
· Придумай и напиши еще одно предложение.
· Подчеркни заглавную букву.
Выпал снег. Дети рады.
№ 2
Работа над ошибками
· Запиши данное слово 3 раза
· Подчеркни букву, где была допущена ошибка
· Запомни это слово
№ 3
Работа над ошибками
· Запиши данное слово.
· Подчеркни большую букву.
· Напиши ещё 3 слова на это правило, подчеркни в них большую букву.
№ 4
Гласные после шипящих.
ЖИ – ШИ пиши с буквой И,
ЧУ – ЩУ пиши с буквой У,
ЧА – ЩА пиши с буквой А.
Живу, пушистый, прячу, ищу, чашка, щавель.
Работа над ошибками
· Выпиши слово.
· Придумай и запиши еще 3 слова на эту орфограмму.
Малыши, карандаши, ширина, ушиб.
№ 5
Перенос слов.
1. Слово переносится с одной строки на другую по слогам.
Можно нельзя
про-смотр просмо-тр
стр-ах
2. Нельзя оставлять в конце строки и переносить на другую строку 1 букву.
Можно нельзя
ака –ция а-кация
акации-я
Работа над ошибками
· Выпиши слово, подчеркни гласные буквы, цифрой обозначь количество слогов.
· Раздели слово на слоги.
· Подумай, как можно перенести (или нельзя)
· Придумай ещё 2 слова на это же правило
Оси-на, (мали-на, яго-да)
№ 6
Работа над ошибками
· Выпиши слово.
· Поставь ударение.
· Подчеркни орфограмму.
· Напиши это слово 3 раза.
· Придумай и запиши 2-3 однокоренных слова.
Дорога, дорога, дорога.
Дорожный, придорожный, внедорожник.
Хоккей, хоккей, хоккей.
Хоккей, хоккеист, хоккейный.
№ 7
Как изменить слово?
· Много – один (леса-лес)
· Один – много (гора-горы)
· Назови ласково (трава – травушка, травинка)
· Что делает …
· Каков …
Работа над ошибками
· Выпиши слово
· поставь ударение
· выдели корень
· в корне подчеркни безударную гласную
· обозначь орфограмму, подбери проверочное слово и запиши рядом.
Сады – сад; волна - волны.
№ 8
Звонкие и глухие согласные.
(б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш)
Работа над ошибками
· Выпиши слово
· Подбери проверочное однокоренное слово, где гласная произносится отчётливо.
Сады – сад; волна - волны.
№ 9
Работа над ошибками
· Выпиши слово
· Подчеркни Ь и согласную перед ним
· Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
Ель, тень, пень.
№ 10
Разделительный мягкий знак.
Работа над ошибками
· Выпиши слово
· Подчеркни Ь и гласную перед ним
· Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
Вьюга, листья, соловьи.
№ 11
Работа над ошибками
· Выпиши слово
· Выдели приставку
· Подчеркни Ъ и гласную перед ним
· Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
Съест, объявления, объём.
№ 12
Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН…
Сочетания ЧК, ЧН, РЩ, НЧ, НЩ, ЩН –
Пиши без Ь.
Птичка, ночной, кончик, сварщик, мощный.
Работа над ошибками
· Выпиши слово
· Подчеркни сочетания
- Придумай и запиши еще два с этой орфограммой
Дочка, речка, мощный
№ 13
Двойные согласные.
(лл, мм, нн, рр, жж, сс, дд, тт, кк, пп, бб)
Работа над ошибками
· Выпиши слово
· Подбери однокоренное слово.
· Выдели корень.
· Подчеркни двойные согласные.
· Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
Класс – классный, Анна – Аннушка, дрожжи – дрожжевые.
№ 14 Непроизносимые согласные.
(т, д, л, в)
1. В некоторых словах согласные т, д, л, в пишутся, но не произносятся. Эти слова надо проверять.
Честный - честь, звёздный – звезда.
2. Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, писать его не нужно.
Чудесно – чудо.
3. Запомни: лестница
Праздник
Чувство
4. Запомни: СН без Т
Ужасный – ужас, опасный – опасен.
Работа над ошибками
· Выпиши слово
· Подбери однокоренное слово, где эта согласная произносится отчётливо.
· Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
Звездный – звезда; честный – честь
№ 15 Правописание предлогов.
Предлоги (К, ПО, В, НА, ЗА, С, ПОД, У, ПРО, ОТ, ДО, ПРИ, ИЗ…) пишутся отдельно от слова.
Работа над ошибками
· Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом.
· Докажи, что предлог со словом пишется отдельно.
· Обозначь орфограмму – пробел.
· Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу
Лодка отплыла от берега
№ 16 Правописание приставок.
Приставки (В, У, К, С, НА, ЗА, ОТ, ОБ, ПРИ, ПО, ПОД, ИЗ, НАД…) пишутся слитно со словом.
Работа над ошибками
· Выпиши слово.
· Выдели приставку и корень
- Образуй от этого слова ещё 2 с другими приставками.
Убежала, пришла, написала, прочитала, срисовал.
№ 17
Ж.р. М.р.
(она, моя) (он, мой)
| |
Ь нет Ь
мышь душ
рожь муж
помощь лещ
дочь меч
Работа над ошибками
· Выпиши слово.
· Определи род и склонение.
· Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
Луч (м.р.), шалаш (м.р.)
Ночь (ж. р., 3 скл.), печь (ж. р., 3 скл.)
№ 18
НЕ с глаголом.
· Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: нездоровится, негодовать и др..
Не играл, не было, не мог, не хочу, не знаю
Работа над ошибками
· Выпиши глагол с НЕ.
· Запиши два слова на это правило.
· Подчеркни орфограмму.
Не_пришел, не_выучил.
№ 19
О или Е.
Вертолёт, пароход, пылесос, пулемёт.
Работа над ошибками
· Выпиши слово.
· Выдели корни.
· Подчеркни гласную.
· Запиши 2 слова с этой орфограммой.
Водовоз, самолет, теплоход.
№ 20
Гласные после шипящих.
Глагол
· Ставим в неопред. форму
На -ить остальн.
Спр. 1 спр.
+ +
Терпеть брить
Вертеть стелить
Обидеть
Зависеть
Ненавидеть
Видеть
Смотреть
Гнать
Дышать
Слышать
Держать
№ 27
Сущ. 3 скл. 1. сущ. м. р
Глаг. Н. ф. 2. сущ. мн. ч.
Глаг. повел. накл.
Нареч.
Иск.. уж
Замуж
Невтерпеж
№ 28
Работа над ошибками
· Выпиши слово.
· Напиши вопрос.
· Обозначь орфограмму.
· Запиши еще одно слово с этой орфограммой.
Пытаться (что делать?), учится (что делает?), беречь, стеречь.
№ 29
Правописание суффиксов
Правописание суффикса –ок
Пишется всегда под ударением. После шипящих в - суффиксе –ок - всегда пишется гласная о
Имя существительное.
· Часть речи
· Обозначает предмет
· Отвечает на вопросы Кто? Что?
· Имеет род
М. р. Ср. р. Ж.р.
(он, мой) (оно, моё) (она, моя)
· Изменяется по числам и падежам
· Бывают собственные и нарицательные
· Делятся на одушевлённые и неодушевлённые
Одушевлённыесуществительные отвечают на вопрос Кто? и называют предметы живой природы.
Неодушевлённыесуществительные отвечают на вопрос Что? И называют предметы неживой природы.
Склонение существительных
1 скл. | 2скл. | 3скл. |
Ж.р. М.р. | М.р. Ср.р. | Ж.р. |
-а -я | [] -о -е | …ь |
Прилагательное
· Часть речи
· Обозначает признак предмета
· Отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое?
Чей? Чья? Чьё?
· Изменяется по числам, родам, падежам
· В предложении – чаще определение
Прилагательные бывают
· Качественные
1. указывают на качество предмета – цвет, размер, свойство
2. можно подобрать антонимы
3. может быть краткая форма
4.от кач. прил. можно образовывать прил. с приставкой не
5. можно подставить слова «более – менее»
6. образуются при помощи суффиксов –оват-, -еват-, -еньк, -оньк-
7. Имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную.
Глагол
· Часть речи
· Обозначает действие предмета
· Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?
· Бывает совершенного и несовершенного вида
Что делать? Что сделать?
| |
Несовер. вид соверш. вид
· Изменяется по временам
Прош. в. Наст. в. Буд. в.
| |___________|
Что делал? изменяется
Что сделал? | |
| по лицам по числам
изменяется | | | | |
По 1л. 2л. 3л. ед.ч мн. ч.
числам |__________________|
| | спряжение
ед.ч мн. ч. | |
| | | 1 спр. 2 спр.
М.р. ж.р. ср.р. [] ударн.
| |
Е И
[] безударн.
|
По н.ф.
| |
-ить остальные
| |
Спр. 1 спр.
Как определить вид глагола
1. Чтобы определить вид глагола, необходимо задать к нему вопросы.
2. Если глагол отвечает на вопросы что делать? что делает? что делал? что будет делать? — это глагол несовершенного вида.
3. Если глагол отвечает на вопросы что сделать? что сделал? что сделает? — это глагол совершенного вида.
Прочитал — вопрос что сделал? Глагол совершенного вида. Рисовал — вопрос что делал? Глагол несовершенного вида.
Глаголы-исключения:
И зависеть, и вертеть,
А ещё смотреть, терпеть.
Местоимение
· Часть речи
· Не называет предмет или признак, а только на него указывает
Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, такой, то, этот, все и др.
Личные местоимения
Ед.ч. | Мн. ч. | |
1 лицо | Я | Мы |
2 лицо | Ты | Вы |
3 лицо | Он, она, оно | Они |
·
Предлог
Слова на, в, от, об, по, из, к, у, за, о, под, над, с… - это предлоги.
· Часть речи
· Предлоги служат для связи слов в предложении.
· Они пишутся отдельно от других слов .
Как отличить предлог от приставки? (Смотреть правила № 15, 16)
Член предложения.
У наречия нет окончания.
На поляну выбежал заяц.
1. (На) поляну – имя существительное.
2. Начальная форма – поляна.
Начальная форма – высокий
Состав слова
Родственные слова –это слова, сходные по смыслу и имеющие общую часть (корень)
Однокоренные слова – это слова, образованные от одного и того же корня.
Что делать?
Кто? Какой?
Что? Как?
Корень
Окончание – это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.
Корень – это главная неизменяемая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Приставки
1. – о, от опечатал, отнёс
-вы, по, в выход, поход, вход
-пере, при переход, приходить
-у, за, на улетел, зашёл, находка
-про, с пробежал, спел
до, об, под,… дописал, объезд, подъём
2. Приставки –вз (-вс), -воз (-вос), -из (-ис),
-через (-черес), -раз (-рас), -без (-бес)
· Если корень начинается со звонкого согласного, пишется З.
Безлюдный, известный
· Если корень начинается с глухого согласного - С .
Рассказ, беспокойный
Приставки с гласной а: за-, на-, над-.
3. Приставки с гласной о: от-, ото-, под-, подо-, по-, до-, об-, про-, о-.
Суффиксы
1. – ик-, - ок-, - ек- – придают слову уменьшительно-ласкательный оттенок
· Чтобы правильно писакть слова с суффиксами –ик, -ек, нужно изменить слово.
· Если гласный не выпадает, то в суффиксе нужно писать букву И.
Садик – садики.
· Если гласный выпадает, то в суффиксе нужно писать букву Е.
Замочек – замочки.
2. – очк-, -ечк- козочка, книжечка
-еньк-, -оньк- серенький, лисонька
-ушк-, -юшк- дедушка, полюшко
(-ышк-) солнышко
-к- машинка
-онок-, -енок- волчонок, львёнок
3. Указывают на принадлежность к профессии.
-ист-, -тель- машинист, строитель
-чик-, -щик-, часовщик, лётчик
-ник-, -арь- лесник, пекарь
Д
Т остал.
З -чик- согл. –щик-
С
Ж
лётчик сварщик
5. Суффиксы глаголов
-а-, -я- бежать, стрелять
-и-, -л- входить, уехал
-е-, -о- увидеть, построить
6. Суффиксы прилагательных
-н-, -нн- больной
-ан-, -ян-, -енн-
-ев-, -ов- грушевый, сливовый
7. Реже
-в-, -ск-, -ек-, -очек-, -иц-, -ец-, -ищ-, -ёр-,
-инк-,
-лив-
-анин-, -янин-, -евн-, -евич-, -ич-, -овн-,
-ович-, -иничн-, -ость-
Определи часть речи.
2.
Окончание
Существ. | Прилаг. | Глагол |
1.Определяем падеж 2.Определяем склонение 3.Вспоминаем окончание сущ. в данном падеже (или подставляем слово-помощник) | 1.Находим существительное, к которому относится данное прилагательное. 2.Задаём вопрос от существитель-ного к прилага-тельному. 3.По вопросу определяем окончание прилагательного. | 1.Подбираем неопределённую форму глагола. 2.Если в неопределённой форме –-ить-, то в безударном окончании пишем букву И. 3.В остальных случаях пишем Е. |
Смотреть правило № 22 | Смотреть правило № 25 | Смотреть правило № 26 |
Речь
устнаяписьменная
то, что мы то, что мы
слышим, видим,
говорим пишем
Предложение
слово
слог
звук \ буква
Гласные звуки (их 6)
[а] [о] [ы] [э] [и] [у]
Буквы, обозначающие гласные звуки на письме (их 10)
А я о ё ы и э е у ю
Буквы ё е я ю обозначают два звука:
[й'о][й'э][й'а][й'у]
· после гласных
· после ъ и ь
· в начале слова
Согласные звуки
Звонкие парныеЗвонкие непарные
[б] [в] [г] [д] [ж] [з] [р] [л] [м] [н] [й]
Глухие парныеГлухие непарные
[п] [ф] [к] [т] [ш] [с] [х] [ц] [ч] [щ]
Твердые парные
[б] [п] [в] [ф] [г] [к] [д] [т] [з] [с] [л] [м] [н] [р] [х]
Мягкие парные
[б′] [п′] [в′] [ф′ [г′] [к′] [д′] [т′] [з′] [с′] [л′] [м′] [н′] [р′] [х′]