Иерархия потребностей по гейцбергу

Двухфакторная модель поведения Ф. Герцберга, по-видимому, годится для развитого демократического общества с высоким уровнем производства и удовлетворенности первичных витальных потребностей. Таким обществом могут считаться, в частности, сегодняшние США. Напомним: «Исследования американских психологов свидетельствуют, что у современного американца физиологические потребности удовлетворены на 90%, потребность в безопасности — на 70%, в уважении — на 40%, в самоактуализации — на 15%»*. В этих условиях, по мнению Ф. Герцберга и его последователей, факторы рабочей среды, связанные с условиями труда, все виды и формы вознаграждения и социально-психологический климат воспринимаются только как естественный «гигиенический» фон, способствующий повышению удовлетворенности трудом, но не способные при увеличении их качественных и количественных параметров вызвать повышение производительности труда. Однако ухудшение их параметров, по сравнению с привычным достаточно высоким уровнем, приводит к снижению отдачи работников. По-настоящему же способны вызвать рост отдачи такие мотиваторы, как достижение успеха, возможность продвижения по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности и вероятность творческого и делового роста. Современные авторы ** эти условия называют «главными мотиваторами» и выделяют три их группы: личное развитие, чувство причастности, интерес—вызов.

Таблица 2.1. Модель мотивации Ф. Герцберга

Гигиенические факторы (факторы внешней среды). Их недостаток снижает удовлетворенность трудом, их достаточность сама по себе не повышает удовлетворенность трудом и не мотивирует рост эффективности Мотивации — связаны с характером и сущностью работы, их наличие повышает удовлетворенность трудом и мотивирует повышение эффективности труда
Политика фирмы и администрации.   Условия работы.   Заработок.   Межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными.   Степень непосредственного контроля за работой. Успех.   Продвижение по службе.   Признание и одобрение результатов работы.   Высокая степень ответственности. Возможности творческого и делового роста

Теория Ф. Герцберга известна и популярна на западе с 1959 года. Обращаем внимание на место, которое отведено заработку: по мнению Герцберга, заработок не является мотивирующим фактором! Насколько это расходится с представлениями наших бизнесменов о стимулировании работников: как правило, они считают именно заработок основным и единственным мотиватором. Возможно, теория Герцберга применима только для американского общества; возможно, нашим бизнесменам не хватает времени, умения и желания применять более богатую палитру методов стимулирования; возможно, что теперешние тяжелые условия существования россиян на рынке труда переводят этот фактор в категорию стимулирующих; возможно также, что получаемые от работников результаты при убогой одноканальной схеме стимулирования пока что удовлетворяют отечественный бизнес. Так или иначе, но желание бизнесмена Получить неординарные результаты предполагает неординарную работу с людьми, в том числе по выявлению актуальных мотивов и поиску путей их удовлетворения. Условия нормального конкурентного и честного рынка требуют от персонала именно неординарных результатов, чтобы фирма могла выстоять и развиваться.

Приведем еще несколько определений свойств и качеств личности, влияющих на ее поведение, восприятие и оценку окружающей действительности и собственных поступков.

Ценности — это представление субъекта о главных и важных целях жизни и работы, а также об основных средствах достижения этих целей. Направленность личности на те или иные ценности характеризует ее ценностные ориентации, общие ориентиры поведения. Различают ценности — цели или терминальные ценности, и ценности — средства или инструментальные ценности (см. тест Рокича — методику определения ценностных ориентации личности — в приложении). Особая индивидуальность личности проявляется и в уникальности диспозиции и набора ценностных ориентации, а поскольку эти категории носят абстрактный характер (мудрость, здоровье, интересная работа, свобода, счастье и т. п.), то и содержание, вкладываемое индивидом в каждое понятие, индивидуально. Недостаточно узнать структуру ценностных ориентации личности, надо понять и содержание, которое он вкладывает в каждое понятие. Уникальность жизненного пути человека, его социализации приводит к различным результатам в части ценностных ориентаций: несмотря на типовое образование и воспитание, осуществляемое единым субъектом — государством, мы, к счастью, остались уникальными.

Отец научного описания методологии системного подхода Людвиг фон Берталанфи вывел философскую символическую теорию ценностей. Во-первых, он отмечает символический, неконкретный характер человеческих ценностей: это продукт психической деятельности, не имеющий материальной формы, сохраняющийся и действующий в сознании людей, влияющий на их поведение, передаваемый из поколения в поколение именно как ценность, от которой зависит существование рода человеческого. Действительно, что такое «любовь», «благо», «честь», «совесть» и т. п.? Каких потрогать, измерить, передать другому, кроме как словами, примером? Во-вторых, в процессе жизни человек соприкасается с представлениями об этих ценностях других людей, что-то ему кажется убедительным, достойным ассимиляции, включения в структуру собственной личности, а что-то — неприемлемым либо достойным модификации. Этот психический процесс, работа души над ценностями человечества, общества, общности вплоть до семьи, других личностей приводит к формированию своей собственной нравственной и ценностной структуры, через призму которой человек воспринимает окружающий мир и самого себя. Этот процесс динамичный и никогда не прекращается, поэтому исследование ценностных ориентации не может быть одномоментным, и прошлые выводы не могут считаться адекватными текущему моменту. Получив представление о ценностных ориентациях работника (что само по себе уже представляет сложнейшую проблему), можно решать вопрос о доверии ему. Контроль, тем не менее, должен оставаться, а исследование ценностных ориентаций повторяться.

Данные рассуждения применимы и к другим свойствам и качествам личности, которые влияют на поведение человека в трудовой сфере и которые следует, по крайней мере, принимать во внимание и постоянно изучать: темперамент, характер, воля, особенности организации ума и мышления, речи, настроения, эмоциональной сферы, способностей и склонностей, задатков и многого другого, что изучает психология. Нельзя также ни в коем случае игнорировать влияние других людей, группы, поскольку в этом случае приходится иметь дело уже не с одним, а несколькими субъектами, с несколькими системами, находящимися во взаимодействии, и задача выявления факторов поведения и его прогнозирования существенно усложняется.

Вопрос

Социология здоровья

В современной отраслевой социологии важное значение имеет социология здоровья. Одной из основных особенностей данной дисциплины является ее междисциплинарный характер. Становление социологии медицины и здоровья тесно связано с достижениями не только медицинских наук (социальная гигиена, эпидемиология, организация здравоохранения и др.) и социологических (социология семьи, социальная работа, инвайронментальная социология, феноменология и т.д.), но и таких, как психология, семиотика, культурология, антропология, экономика и др.

В 50-е годы ХХ в. в США, а затем в Великобритании (в 70-е годы в СССР) выделяется новая научная дисциплина - медицинская социология. С момента ее возникновения проявилась двойственность в терминологии, которая связана с двумя подходами:

1). социология в медицине (в отечественной науке - медицинская социология), основанная на медицинской модели помощи и отражающая лидерство медицинских и общественно-политических структур в определении проблемных тем;

2). социология медицины и здравоохранения - применение социологических подходов "к осмыслению опыта, распространения и лечения недуга" [Большой толковый социологический словарь. Т. 2. М., 1999. С. 261] с использованием модели образа жизни.

Трансформация верований и ценностей в отношении здоровья происходила постоянно в ходе исторического развития медицинской науки. В свое время еще П. Сорокин, изучая взаимовлияние биологических и социокультурных явлений, выделял биосоциологию, включающую биоорганицистскую, дарвинистскую, демографическую и другие школы и направления. Исследования, направленные на изучение потребности в здоровье, в той или иной продолжительности жизни, начали проводиться впервые за рубежом в рамках танатологии при измерении установок к смерти (П. Хендел, А. Толор, В. Мерфи, и др.).

Большинство авторов (Паульс, 1973; Маккейн, 1980; М.Соколовска, 1986; Р.М.Фитцпатрик, 1987) склонны выделять 3 паттерна (образа) болезни в историческом аспекте:

1). Доаграрные паттерны болезни.

В этот период смертность популяции была вызвана прежде всего внешними факторами, связанными с опасностью на охоте и несчастными случаями.

2). Болезни в аграрном обществе.

Причиной резкого увеличения смертности населения явились эпидемии и пандемии инфекционных заболеваний. Именно инфекционная теория болезни, появившаяся в 19 веке, способствовала тому, что основной парадигмой медицины стала медицинская модель. "Основополагающие элементы этой модели заключаются в следующем: (1) все болезни вызываются специфическими этиологическими агентами...; (2) пациента следует считать пассивным объектом медицинского вмешательства; (3) восстановление здоровья требует использования медицинской технологии и передовых научных методов" [Аберкромби Н. и др. Социологический словарь. Казань, 1997. С. 164.].

3). Индустриальное общество.

В 20 веке медицинской науке стали известны психосоматические заболевания, составляющие 50-75% всех болезней (Дэнбер, 1955; Селье, 1956). В качестве причин таких хронических дегенеративных расстройств, как язвенная болезнь, гипертония, нарушения иммунной системы, депрессии и многие другие, рассматриваются психоэмоциональный стресс и неправильный образ жизни. Тем самым обозначился поворот к иному подходу в медицине - перенос внимания с изучения болезни на изучение человека. Главные причины смертности - сердечно-сосудистые заболевания, болезни легких, рак, сахарный диабет, цирроз печени и другие "болезни цивилизации" - так или иначе связаны с нашим повседневным выбором, выбором в отношении курения, употребления спиртных напитков, применения диет. "Личный" выбор, или модель поведения, может быть основополагающей причиной заболеваний, связанных с образом жизни. Однако происходит выбор под сильным формирующим воздействием общественных групп, семьи, социальной среды и культуры общества.

С изменением паттернов здоровья, болезни и медицины, сложилась потребность справляться в основном с теми состояниями, которые не позволяют индивидам выполнять самостоятельную деятельность, развивать интеллектуальный и физический потенциал, достигать внутреннего ощущения благополучия (иначе, иметь хорошее самочувствие). Участие медиков в решении таких проблем означает отход от традиционного отношения к органической патологии и приближение к пониманию этиологии состояний в русле психопатологии и социальной патологии. На этом этапе неоценимым является вклад социологов в понимании проблем социального здоровья.

Тенденция к "систематическому эмпиризму" во многом обеднила теоретическое развитие медицинской социологии, поэтому в настоящее время более популярно второе направление - социология здоровья и болезни. Данная область научного знания включает широкий тематический спектр, в который входят, например, концепция роли больного Т. Парсонса (1951), концепция стигматизации (Гоффман, 1961), рассмотрение профессиональных особенностей здравоохранения (Фрейдсон, 1970), социальных установок к вопросам смерти (П.Хендел, В.Мерфи, 1965), медицины как института социального контроля (Д.Такетт, 1973).

Заслуга изучения взаимоотношений между врачом и пациентом как социальной системы принадлежит Т.Парсонсу. В основе его ролевой теории (1951-1958) рассматривались: парадигма нетрудоспособности; парадигма девиации, которая описывалась с позиции психоанализа, и идея о социальном контроле. Отношения врач/пациент (ОВП) как социальная система с определенными правами и обязанностями представляют собой микромодель социального института здравоохранения, гарантирующего сохранность общественной ценности - здоровья. Взаимодействие в данной системе Т.Парсонс рассматривал не только с социологической, но и с экономической точки зрения, как обмен между производителем и потребителем.

Современные исследования социологии здоровья, направленные на изучение потребности в здоровье, ресурсов здоровья и его перспектив, самосохранительного поведения, продолжительности жизни влекут за собой появление новых отраслей и направлений в социологии и медико-социальной работе. К ним следует отнести передачу информации, касающейся здоровья населения (социология коммуникации), социологию тела (М.Фуко), социологию жизни как концепцию исследования социальной реальности (Ж.Тощенко), отношение к жизни как социальную сущность человека (Л.Г.Кондратьева, 1997), парадигму экоантропоцентрической социологии (Т.Дридзе), и др. В настоящее время социология приходит к пониманию множественности интерпретаций социальных феноменов. Болезнь и здоровье могут рассматриваться как варианты социального соглашения (договора), в котором учитываются социальные ожидания и роли в процессе само-создания (self-constitution) [Bauman Z. Intimations of postmodernity. N.-Y., 1991. P. 192].

Вопрос

Гендерная социология

Семья — устойчивая социальная единица, возникающая из потребности населения к физическому и духовному воспроизводству. Брак — исторически изменяющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество санкционирует и упорядочивает их половую жизнь, а семья — группа людей, основанная на кровном родстве и регулирующая отношения между ближайшими родственниками и объединенная общностью быта. Социология рассматривает семью в двух направлениях :как социальный институт, ячейка общества (внешнее) и как малую социальную интимную группу (внутренне направление). Изменения в обществе влекут за собой изменения и в семье, в то же время семья — решающий фактор воспроизводства населения.

Вопросами брака и семьи занимались многие ученые, философы и социологи.

Систематическое исследование семьи, по данным американского социолога Х.Кристенсена, было начато в конце Х1Х века. Французский социолог Фредерик Ле-Плей (1806 —1882 г.г.) сичтал, что семья в любом обществе является единственным «мирным способом выводить дальнейшие поколения, развивая добро и подавляя зло в новорожденных людях. Если семья не может «укротить новорожденных варваров», то она страдает сама, а, в конечном итоге, страдает и все общество.[130]

Утверждение исторического взгляда на брак и семью происходило двумя путями: при помощи исследования прошлого семьи и путем изучения семьи в разных условиях. У истоков первого направления стоит швейцапский ученый Иоганн Баховен (1815 —1887 г.г.), который в труде «Материнское право» выдвинул тезис о развитии первобытного человека от беспорядочных половых связей к материнскому и, затем, отцовскому праву.[131]

Независимо от Бпхофена к открытию материнского права пришел шитландец Джон Мак Леннон (1827 —1881 г.г.). В работе « Первобытный брак» он исследовал экзогамные и эндогамные браки.

Особенно большое значение для обоснования эволюционных идей имела работа Льюиса Генри Моргана «Древнее общество», [132],на основе которой Ф.Энгельс написал свой знаменитый труд « Происхождение семьи, частной собственности и государства». [133] Свою книгу Морган писал 40 лет. Там он подробно останавился на промискуитете - групповом древнем браке, суть которого в беспорядочных половых связях. По сссхеме Моргана брачные отношения прошли путь от промискуитета через групповой барк к моногамии, причем во многом брачно-семейные связи зависят от конкретных исторических условий.

Свой вкдад в разработку теории семьи и брака внес российский социолог М. М. Ковалевский, он много писал о роли патриархально-семейной ощины.

В 20-30 годах ХХ века, в обстановке экономичексого кризиса и великой депрессии, затронувшей весь западный мир, возникли новые подходы к проблемам семьи. В 1929 году выходит книга американского социолога Уильяма Огберна « Изменяющаяся семья», в которой говорил об утрате семьей своих основных функций. Направление это назвали технологический детерменизм.

В 40 годах ХХ века повышается влияние психоаналитиков и к семиье подходят с этих позиций. О том, что прочность брака зависит от психологичческого климата в семье пишут Э.Берджесс и Х.Локк в книге « Семья — от института к содружеству» [134].

Если взять всю западную литературу по смейным проблемам, котороая появилась в ХХ веке, то более половины ее появилось после 1955 года. В СССР на конец 80 годов ХХ века вышло 3000 работ по этой теме. Среди известных российских социологов семьи можно назвать А.Г.Харчева, М.С.Маковецкого, В.В.Байко, А.И.Антонова, В.А.Сысенко и др. Среди западных социологов брака и семьи выделяются У.Гуд, Г.Кристенсен, Р.Кениг, Г.Шельский.

История человечества дала миру различные формы брака : экзогамию —выбор партнера вне определенной узкой группы людей во избежания кровосмесительных половых связей; эндогамию — выбор партнера внутри своей группы, брак по сговору; моногамию — брак одного мужчины и одной женщины; полигамию, когда в супружестве более одного партнера (это групповой брак — несколько мужчин и женщин находится в половых связях одновременно, пример — Маркизские острова),полиандрия —одна женщина и несколько мужчин ( Ю.Тибет, Индия),и полигиния — многоженство (Восток).

В прошлом в браке большую роль уделяли религии. Католицизм, например, запрещал и запрещает иметь жену священникам, которые дают обет безбрачия — целибат («Поющие в терновнике», отец Майкл в «Санта-Барбаре ). Христианство, православие объявляло священным лишь один брак, заключенный в церкви, перед Богом и детей от этого брака признавало законными наследниками. Язычество разрешало многоженство - князь Владимир Красное Солнышко имел 5 жен и 500 наложниц .[ 135 ] Ислам по-своему решал проблемы брака, правоверный мусульманин мог иметь столько жен и детей, сколько он в состоянии прокормить, шейхи и падишахи имели огромные гаремы, до 1000 жен. Гаремом называли просто женскую половину дома, куда не заходили мужчины и где до 5 лет воспитывали мальчика, а с 12 его отдавали отцу. Восточные жены носили чадру, закрывающую лицо, беспрекословно и слепо подчинялись мужу, их продавали и покупали, считая вещью для услады. И загробный мир мусульман состоял из красивых гурий, которые были обязаны служить мужчинам. В средние века главным считалась не любовь рыцаря к прекрасной даме, которая была возможна лишь вне брака, а титул и знатность рода, наличие денег и собственности.

У каждого народа существовали свои традиции в брачном вопросе. В Европе исторически сложилось так, что заключались поздние браки, поскольку девушки созревали к 15 —16 годам, в Азии и Африке — ранние (в Индии еще в 20-е годы ХХ века выдавали замуж 8 летних девочек).А в Заире ценность невесты возрастала пропорционально числу ее сексуальных партнеров. В России до середины Х1Х века экономически выгодно было заключать ранние браки (Иван Грозный, Петр 1,Павел 1 ) женились рано, но после революции 1917 года возраст вступления в брак был установлен с 18 лет.

Выделяют три группы брака: по любви, по рефлексу подражания и по расчету. Но при любом виде брака желательно при вступлении в него заключать брачный контракт с целью оговорить условия вступления и брак и условия его расторжения. Часто от отсутствия или несовершенного брачного контракта страдают состоятельные люди, особенно миллионеры.

Большинство женщин (три четверти) и мужчин (две трети) России заключают брак по любви. Любовь, однако, понятие очень сложное. 52 % американок основной создания нормальной семьи считают дружбу, в бывшем СССР женщины предпочитали любовь — 54 %. Если в СССР на 1 место женщины ставили верность и лишь на 10 место —общительность, то в США, напротив, 73 % женщин поставили на 1 место коммуникабельность, а 63 % - верность. Конечно, брак — дело трудное, он на всю жизнь, «все будет - слякоть и пороша, ведь вместе надо жизнь прожить, любовь с хорошей песней схожа, а песню нелегко сложить...» [136] (как писал Сергей Щипачев)

Брак по рефлексу подражания заключается скоропалительно и по глупости, необдуманно и быстро, девушки бояться остаться старыми девами, завидуют подругам, которые удачно вышли замуж.

Брак по расчету заключается с какой-то определенной целью — получить прописку, обогатиться, занять престижное положение в обществе, (например, женитьба Бендера на мадам Грицацуевой). Если раньше в моде было выходить замуж за ученых, интеллигентов, кандидатов и докторов наук, то теперь предпочитают «новых русских», крутых бизнесменов, которым, впрочем, проблем в жизни хватает и что, естественно отражается и на жене и на детях. Например, были опубликованы заметки няни «нового русского», где говорится о недостатке любви в этих семьях и избалованности детей. Впрочем, этот сдучай не является правилом, во многих таких семьях искренне любят детей.

Готовность к браку — это длительный процесс воспитания в семье, школе, когда осваивается культура чувств, нежности, заботы, понимания , наконец, это сексуальное воспитание, столь развитое на Западе и до недавнего времени замалчиваемое у нас.

Велика роль добрачного ухаживания, стадия знакомства. Американский социолог М.Берстайн первой стадией считает стадию «по одежке», средней — обмен взглядами на жизнь и заключительной — срабатываемость пары в трудных ситуациях. Сейчас время добрачного ухаживания резко сократилось, появилась легкость в отношении к браку, что ведет к частым разводам. В СССР более половины студентов начинали половую жизнь до брака, 40 % женщин вступали в брак будучи беременными. Если в дореволюционной России в 1913 году на 95 миллионов православных было 4 тысячи разводов, то к 1980 году население возросло в три раза, а число разводов в 240 раз ! На 2,7 миллионов браков в 80-х годах в СССР приходилось 950 тысяч разводов. В других странах процент разводов тоже высок — в США он составляет 50 % от заключаемых браков.[137]

Динамика разводов такова: они вызваны объективными причинами (экономическими трудностями, плохими жилищными условиями, тем, что женщины стали экономически независимы ); и субъективными (пьянство, разврат, проживание с родителями).Для России 1 причина разводов —алкоголизм, для Америки — некоммуникабельность (9 из 10 остаются с пьющими мужьями).Большое место среди причин разводов занимает супружеская неверность.

Молодая семья особенно уязвима в первые годы своего существования, когда идет процесс притирки характеров, появляется психологическая совместимость, появляется умение мириться после ссоры. Осложняет дело рождение первого ребенка. «Пик» разводов — первые 2-5 лет брака. 40 % браков, заключенных по любви, в это время распадаются. Распадаются и зрелые семьи, это связано с тем, что дети выросли, удовлетворенность браком снизилась, чувства исчезают, утрачиваются. Конечно, есть и альтернативный путь — совместного обогащения отношений, раскрытие богатого внутреннего мира другого человека, полная гармония в жизни с ним.

В новый, повторный брак вступают 50 % мужчин и 25 % женщин, женщины с детьми составляют среди них лишь 10 %.

Семья имеет много функций: репродуктивную — воспроизводство населения, воспитательную, хозяйственную, сексуальную, совместное проведение досуга. В настоящее время в семье снижается роль отца, который прежде был главой семьи и кормильцем. Теперь многие семьи остаются без отца, возрастает роль женщины , появился женский нигилизм, в школе преподают в основном женщины-педагоги и мальчики испытывают дефицит мужского влияния. Осуществление хозяйственно-бытовой функции и хорошей организации досуга в условиях нынешнего кризисного состояния российского общества вызывает массу неразрешимых проблем — где, как, на какие деньги отдыхать, каким образом прокормить семью и одеться на скудную зарплату, как залатать дыры в семейном бюджете и т. д. и т. п.

Семья не имеет возможности продуктивно и полноценно выполнять свои функции. Причины этого и в массовом старении населения, и в миграции, урбанизации. Стереотипах сознания и поведения, социально-экономических условиях и экологических бедствиях.

По отношениям в семье, их можно разделить на авторитарные и демократические, а по типам — на традиционные, патриархальные, ложно-индивидуалистические, индивидуалистические и современные (детоцентристские — где дети занимают главное место и любовь к ним гипертрофирована и супружеские, где царит полная гармония). [138]

В авторитарных семьях все держится на авторитете одного из членов семьи, чаще всего отца и мужа, которые управляют женой и детьми приказным порядком.

В демократических семьях — свобода мнений и обсуждений, все решения принмаются на совете семьи.

Традиционные семьи чтят добрые, старые традиции, дети уважают и слушаются старших, порой, правда, применяют способы «Домостроя» (его написал в ХУ1 веке на Руси монах Сильвестр для царя Ивана Грозного).

Характерной чертой патриархальной семьи является коммунистическое воспитание, молодых людей приучают полагаться на коммуну, общину. Ребенка учат поступать как все, жить в коллективе и интересами коллектива. Таковы семьи пастушеских народов, например, киргизов. Из лона такой семьи выходят малоинициативные, неэнергичные люди.

Семья ложно-индивидуалистическая учит детей полагаться на государство. Все здесь направлено на то, чтобы получить диплом и занять место в государственном учреждении. Такая семья воспитывает бюрократов, карьеристов, они не уважают личность и авторитеты. К сожалению, такой тип семьи преобладает в России.

Индивидулистическая семья воспитавыет молодежь так, чтобы они полагались только на себя, на свои силы. С ребенком обращаются, как со взрослым, приучают к обязанностям и правам. Знания даются настоящие,а не казенные. Человек воспитывается как настоящий гражданин, приучается к труду. Государственная власть утакого народа не может быть деспотичной, бюрократии нет, личность ценится и уважается. Из такой семьи выходят энергичные, инициативные люди. Такие семьи в Скандинавии и Америке.И именно англосаксы правят миром.

В зависимости от структуры родственных связей бывают простые, нуклеарные (2 супругов и дети вне брака) , сложные (2 супруга и дети в браке), полные (2 супругов) и неполные (1 супруг отсутствует) семьи. В СССР простые семьи в 1979 году составляли 80 %, сложные — 4 %, неполные — 16,3 %.[139]

Наблюдается четкая тенденция к снижению рождаемости. Это началось еще в 30-е годы, когда женщин посадили на трактора, лишили льгот и пособий по материнству, детсадов и ясель, заставляя их работать по 14 часов в день. В общественном сознании произошел переворот. Несмотря на то, что естественное воспроизводство населения, требует, чтобы каждая семья имела как минимум трех детей, в 80-е годы мы имели уже по 2 ребенка, а теперь все стремятся иметь лишь одного. По качественным показателям (здоровье новорожденных, интеллектуальный потенциал) наша страна отставала от развитых стран. В экологически неблагополучных регионах (Казахстан) рождались дети-уроды с наследственной аномалией, смертность наших младенцев катастрофически росла (по сравнению с Америкой она составила 24,7 против 10 ). Российские женщины отказывались рожать и охотнее шли на аборты. Велика была рождаемость у женщин без образования и с начальным образованием, меньше со средним и высшим образованием.(Без образования — 3 433 рождения на 1000, с начальным — 2 718, со средним — 1167, с высшим — 1279 ). [140]

Следует сказать, что капитализм высоко ставит роль и значение семьи, чистоту и нравственность семейных отношений, воспитание детей для любого европейца и американца ответственное и важное дело. Они усыновляют наших брошенных детей, детей-уродов, от которых отказались родители. Семья для любого жителя капиталистических стран стоит на первом месте, это — святое. Недаром, только что прошел суд над президентом США Билом Клинтоном, нарушившим супружескую верность.

В нашей стране, к сожалению, 70-летний эксперимент по созданию образцовой ячейки будущего коммунистического общества, с треском провалился. Наши жены ходили жаловаться на неверных мужей в партком, как последнюю инстанцию, жили лишь завтрашним днем, не замечая, как призрачно и неуловимо настоящее и жизнь проходит. Это трагедия нашего народа, разучившегося любить и отдыхать, познающего сегодня все заново. Это трагедия неполных семей, выходцы из которых не могут дать теплоту другому человеку и часто остаются одинокими, как и их родители.

Тенденции развития современных семейно-брачных отношений.

В настоящее время, кроме моногамных браков, распространены внебрачные и альтернативные формы семьи. Внебрачные — это материнская (мать-одиночка) и неполная семья (овдовевшие или разведенные люди). Альтернативные формы семьи — это « молодежные отношения»; «конкубинат» (от слова «вместе лежу» — когда женатый мужчина живет с незамужней женщиной и появляются дети); и « Годвин-брак» (по фамилии английского социалиста-утописта) — когда люди владеют общим имуществом, но проживают раздельно.

Каковы причины возникновения альтернативных браков ?

Это скрытая форма двоеженства, иногда люди доверяют друг другу и живут без юридического оформления отношений, когда супруги испытывают неудовлетворенность в браке, порой кто-то из супругов преследует материальные выгоды.

Сегодня развивается гендерная социология или феминизм, решающие проблемы женщин, которые нуждаются в помощи и защите. [141] Основательница феминизма Джоан Скотт активно выступала за равноправие женщин, за то, чтобы они могли носить брюки, участвовать в продаже своей рабочей силы на рынке труда, за самоценность женщины как личности. С 60-х годов ХХ века во главе феминизма становится канадка Дороти Смит.В рамках гендерной социологии и феменизма вообще выделяются три течения [142]:

1. либеральное — оно продолжает традиции либеральной философии ХУ111 века, высказанные еще Мэри Уолстонкрафт и Олимпией де Гуж.

2. Социалистическое — оно соединяет марксистские и феминистские взгляды на освобождение женщин.

3. Радикальное — оно полагает, что главнейшим параметром подавления и неравенства в обществе является «пол», а не «класс». Это практическая борьба женщин за равноправие. Относительно новым вопросом гендерной социологии является вопрос о сексуальных насилиях. В 1991 году гендерные центры были созданы в России. У нас насилия над женщиной совершаются в каждой четвертой семье, 40 % преступлений зарегистрировано в семьях, 2 миллиона детей ежегодно избивают за закрытыми дверями домов. Это ли не ужасно?

В настоящем обществе существует открытый сексуальный брак (полигамия), но базовая семья — моногамна. Как-то Андрэ Моруа спросил у студентки : «Какой брак между одним мужчиной и одной женщиной?» и она ответила : «Монотонный». Конечно же, такой брак — самое прекрасное, что есть на свете, гармония верной супружеской пары, союз равноправных личностей — именно в этом направлении идет развитие семьи, этому способствует и распространения такой страшной болезни как СПИД, которая многих заставила быть пуританами.

Прогнозы о будущем семьи давали разные социологи. К. Маркс говорил о исчезновении семьи, о том, что детей будет воспитывать государство и они не будут знать матери и отца. Нам не надо такого будущего. Будущее за семьей равноправных партнеров, именно о такой семье писал Питирим Сорокин, чтобы дети получали тепло и ласку родителей, росли в любви и согласии, чтобы дать в свою очередь, продолжение человеческому роду.

15 вопрос

Социология возраста

Социология возраста и взросления

Для специалистов по социальной работе крайне важно понимание социальной сущности таких естественных категорий, как пол и возраст. Социальное конструирование пола широко проблематизируется в многочисленных гендерных исследованиях, и курс «Гендерология и феминология» присутствует в учебных планах специальности «Социальная работа». Возрасту повезло меньше, и мы остаемся в плену традиционных представлений: возраст понимается прежде всего как количество прожитых лет, несмотря на то, что это только одна из многих его разновидностей – демографический, или хронологический возраст.

Всем известно, что после года дети начинают ходить, лет в 6–7 должны самостоятельно читать, в 55–60 лет – выход «на заслуженный отдых», конец трудоспособного возраста и т. д. Так демографический возраст нагружается нормами физического, интеллектуального и социального развития, которые подробно рассматриваются в возрастной психологии и демографии.

Ограничившись указанными нормами, мы попадаем в культурные рамки, которые не позволяют выйти за пределы устоявшихся стереотипов, что, в свою очередь, сильно ограничивает как исследовательский потенциал, так и практику (социальную политику, социальную работу и пр.). В то же время «возраст становится все более важным основанием социальной категоризации, – говорится в преамбуле секции «Культурные репрезентации возраста и жизненный путь» IVМеждународной конференции «Перекрестки культурных исследований», – репрезентации возраста – это изменяющиеся культурные и социальные явления, которые постоянно определяются в различных средствах массовой информации, литературе, образовании и пр. Конструкции возраста специфицируются гендером, расой и культурой и требуют тщательной исторической и социальной контекстуализации» [25, p.11].

Этим занимается направление социологической науки, которое мы называем социологией возраста. Ее объектом является социальный возраст, предметом – то, как мы «делаем возраст» («doingage»). Люди «делают возраст» совершенно определенным образом, исходя из явных и неявных норм, ценностей, социокультурных образцов и практик; механизмы, «благодаря которым индивиды социально обозначаются» [20, с. 26] как молодые или старые, взрослые или невзрослые, и составляют предмет нашей дисциплины. Онтологический аспект предмета составляют социальные смыслы возраста, его реальное социальное конструирование, гносеологический – история, теория и практика социологических исследований возраста. Очень близки, но все же не совпадают с социологией возраста исследования в парадигме жизненного пути и биографического метода.

Настоящая статья опирается на теоретические и эмпирические выводы нашего исследования стратегий взросления (1-й этап, 2002 г.) и социальной компетентности взросления (2-й этап, 2003–2004 гг.). Поддержка данного проекта была осуществлена Программой «Межрегиональные исследования в общественных науках», Институтом перспективных российских исследований им. Дж.Кеннана (США), Министерством образования Российской Федерации за счет средств, предоставленных корпорацией Карнеги в Нью-Йорке (США), Фондом Джона Д. и Кэтрин Т.Макартуров (США) и Институтом «Открытое общество» (фонд Сороса). Точка зрения, отраженная в данном документе, может не совпадать с точкой зрения вышеупомянутых благотворительных организаций. Некоторые результаты исследования отражены в наших работах [4–7; 15–16; 28–32]. Мы благодарны за сотрудничество и предоставленные материалы Синикке Ааполе, а также всем участникам проекта, которые помогали и помогают в проведении исследований по данной теме.

Неравная социальная ценность возрастов выливается в дискриминацию по возраст<

Наши рекомендации