Школа творчества И. П. Волкова

• Компьютерный подход к обучению: детям даются алгоритмы решения конкретных задач, в первую очередь творческих; к ним прилагается информационное и исполнительское обеспечение.

• Обучение по двум равноценным направлениям: 1) единая базовая программа; 2) творческая деятельность.

• Блочно-параллельная структура учебного материала.• Выявление, учет и развитие индивидуальных творческих способностей (творческие книжки и дневники). • Начальный период формирования талантливости в рамках массовой школы. • Включение важнейших для данной сферы методов науки и обобщенных способов решения проблем. Особенности содержания по И.П.Волкову Дидактическая реконструкция учебного материала и блочно-параллельная система обучения основаны на внутрипредметных и межпредметных связях. Вместо последовательности предметов, разделов и тем традиционно построенной программы предлагается объединить узловые вопросы, на которых основан раздел, предмет или несколько предметов. Эти вопросы вводятся в кратчайшие сроки после начала обучения и изучаются одновременно, параллельно и во взаимосвязи путем выполнения практических работ по всем разделам, входящим в блок. Таких блоков может быть несколько.

Уроки творчествадля младших школьников. Содержание материала и построение обучения позволяют выявить и целенаправленно развивать задатки и способности детей, вырабатывать способность проявлять творчество в любом деле.

В приобщении школьников к самостоятельной и творческой деятельности широко используются все формы внеклассной работы, но с одним условием - работа должна быть направлена на создание конкретного продукта, который можно было бы фиксировать в творческой книжке(изделия, модели, макеты, устройства, сочинения, литературные и музыкальные произведения, изобретения, исследования и т.п.).В дополнение к существующим формам внеклассной работы предлагается новая - творческие комнаты.Втворческой комнате любого типа (литературной, физической, химической, биологической и т.д.) ученики, независимо от возраста, получают начальную профессиональную подготовку. Например, в литературной творческой комнате ученики обучаются правилам написания литературных произведений разных жанров; в биологической — проводят исследования, опыты: в технической - овладевают профессиональными навыками работы инструментами и на станках при изготовлении каких-либо изделий, а также конструирования, изобретательства и т.п.

Оценивание результатов творчества:похвала за любую инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами; присвоение званий. В системе И.П.Волкова разработаны творческие книжки школьника. Это документ, в котором отмечаются все самостоятельные (а не только творческие) работы, выполненные сверх учебной программы, соответствующие определенным нормам, например: 10 фотографий, 5-8 рисунков, письменные работы (рефераты, конспекты) объемом не менее 15 тетрадных страниц, музыкальный концерт длительностью не менее 10 минут и т.д. При выдаче книжка заверяется печатью на каждом развороте и учитывается при поступлении в другие учебные заведения.

Первоисточники

Игорь Павлович Волков

«Учим творчеству»

Роль воспитания

· Развитие самостоятельности и творчества, способностей и склонностей шк. Во внеучебное время

· Задача школы – выявить и развить потенц. Способн. Ребенка в доступной и интересной деятельности. Учить и развивать ребенка всесторонне, чтобы дать проявиться его способностям

· Научить всех учащихся первонач. Навыкам сам. И творческой деят.

1. Четко определить и формировать конечную цель и результат и конечный результат обучения

2. Не забивать голову ничем лишним

3. Выявить и максимально организовать межпредметные связи

4. Обеспечить условия для интенсивного развития самостоят. Творчества ребенка путем создания конкретных продуктов

5. Вести обучение в соответствии с индив. склонностями и способн. Уч-ся

Взаимодействие педагога и ученика

Тесное, учитель-помощник. «Делай как я». Учитель тоже реализует свои творческие способности, учитывая склонности и интересы детей.

Гуманизм

· При научении уч-ся первоначальным навыкам, выраб гибкие умения, позволяющ быстро осваивать новые виды труда и тренируется сообразительность и быстрота реакции при решении задач связанных с практич деят

· Блочно-парал. (все разделы в единый блок, освоение 20-25 видов труда и узловых вопросов на которых они основываются)

· Развивают 4 качества, лежат в основе успешного овладенив многими профессиями: координация движения рук; быстрота реакции в решении задач в пределах изученного материала; память, глазомер.

· Вводиться только то, что нужно знать для работы этим инструментом

· Как только ребенок овладевает соот. навыками на дост уровне – блок исключается(узор из соломы) – блоков меньше, на них больше времени

· Тщательный анализ выполненной работы: вид деят (практ, теоретич), проявление познавать активн.(акт, пассивен), уровень самоорганизации уч-ся , устойчивость, стремление к самост и твор. Работе. (уст, неуст) характе выполненных работ (твор, полутвор, нетвор.) сложность работ (объем труда, качество, 4-3-5-)

Новые понятия

Творчество мл.школьников- создание ими оригинального продукта, изделия (решен задачи, сочинение) в процессе работы над которой самостоятельно применены усвоенные знания, ум, н, в том числе их перенос, комбинирование известных способов деят, создание нового для ученика подхода к решению.

Задачи: Обучающая творч деят – деят способст развитию целого комплекса качеств творческой личности: умств активн, быстрой обучаемости, смекалки и изобрет, стремления добывать знания, самостоят в выборе решения задач, трудолюбие, способ видеть общее, главное в различ сход явлен.

Блочно-парал –ая систама

Творческие дневники – это реб заинтересовало, то он выполняет в большем объеме

Наши рекомендации