Современные принципы педагогики искусства.
Понятие «принцип обучения». Общедидактические принципы. Современные принципы педагогики искусства: опора на интерес, преподавание искусства как эстетического явления, сочетание художественного восприятия и практической деятельности, сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы, «сотворчество» педагога и ученика, интеграция искусств. Реализация современных принципов педегогики искусства в программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского.
Принципы – основные исходные положения какой-либо теории, науки в целом, это основные требования, предъявляемые к чему-либо.
Основные дидактические принципы:
- обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность;
- обучение должно характеризоваться проблемностью;
- обучение должно быть наглядным;
- обучение должно быть активным и сознательным;
- обучение должно быть доступным;
- обучение должно быть систематическим и последовательным;
- в процессе обучения в единстве необходимо осуществлять образование, развитие и воспитание учащихся.
В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерности учебного процесса.
Современные принципы педагогики искусства:
1. Опора на интерес.
2. Преподавание искусства как эстетического явления.
3. Сочетание художественного восприятия и практической деятельности.
4. Рационального сочетания индивидуальной и коллективной форм деятельн.
5. «Сотворчество» педагога и ученика.
6. Интеграция предметов искусств между собой и другими учеб. предметами.
(позволяет с одной стороны показать единство, родство уроков искусства как хадожественно-образной формы эстетического освоения действительности, с другой – почувствовать практическую направленность уроков искусства, их связь с жизнью)
7. Преемственности (предполагает обязательный учёт традиций русск. худ. школы и реалий современного мира; преемственность в творчестве уч-ся младших, старших и след возр. групп)
Изобразительное искусство открывает перед учителем огромные воспитательные возможности, поэтому на первое место выходит принцип воспитывающего обучения. Изобразительное искусство не только воспитывает, но и помогает человеку познать мир. Путь обучения должен вести школьников к достоверным знаниям, основываться на научных знаниях. Отсюда второй принцип обучения – принцип научности. Так же важен принцип наглядности. Все, что усваивают дети, должно быть подкреплено зрительным восприятием.
В истинности знаний учащиеся убеждаются на практике. Принцип сознательности и активности учащихся важный принцип.
Использовать свои знания дети могут только в том случае, если они твердо и основательно овладели ими. Отсюда принцип прочности усвоения знаний.
В ходе обучения мы ведем школьника постепенно от малых знаний к большим, развивая его умения от простейших навыков к более сложным приемам работы. Мы руководствуемся при этом принципом систематичности и последовательности, а этот принцип тесно связан с принципом доступности, посильности обучения.
«Творчество учителя – творчество ученика» - таков девиз педагогов-новаторов. Увлеченность своим предметом, умение построить урок так, чтобы все ученики участвовали в учебном труде, любовь к детям, уважение к личности ребенка – это то, что отличает настоящего учителя.
Педагогика сотрудничества, которую развивают педагоги-новаторы, основывается на воспитательном подходе к обучению: судить о ребенке следует не по знаниям, а по его отношению к труду, людям, нравственным ценностям и качествам.
Главным смысловым стержнем программы «Изобр. иск. и худ. труд» Б.М.Неменского явл. связь искусства с жизнью чел., роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение иск. в развитии каждого ребёнка.
Цель программы – духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование качеств, отвечающих представлениям о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Программа разработана как целостная система введения в худож. культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств:
1. Изобразительных (рис.(графика), живопись, лепка (скульпт.)
2. Конструктивных (дизайн, архитектура)
3. Декоративно-прикладное искусство
Структура программы Неменского:
1 ступень. 1-4 класс (основы художественного представления)
2 ступень. 5-9 класс (основы художественных знаний)
3 ступень. 10-11 класс. (основы художественной культуры)
Дидактические принципы программы Неменского:
1. Закон уподобления (уподобиться искусству, тому виду деятельности о котором идет речь на уроке)
2. Принцип освоения и вживления в искусство.
3. Принцип постоянства связей с жизнью.
4. Принцип опоры на апогей явления в искусстве.
5. Единство формы и содержания в процессе обучения. Единство изобразительных и выразительных средств.
6. Принцип создания потребности в преобразовании знаний.
Основными авторскими принципами построения программы являются:
- Принцип создания увлечённости искусством
- Принцип выделения трёх видов худож. деятельности (изобразительного, конструктивного и декоративно-прикладного иск.)
Билет №20
1. Разработка педагогического проекта. Тема «Тагильская роспись подносов». Внеклассная беседа для учащихся». 7 класс.
2. Интеграция искусств на уроках изобразительного искусства.