Профессионально-педагогическая культура учителя: сущность и основные компоненты.
Педагог в мире профессиональной деятельности. Профессионально значимые личностные качества педагога как факторы эффективности педагогической деятельности. Концепции педагогического труда как «управления» (авторитарная) и как «сотрудничества» (гуманистическая) и соответствующие им личностные качества педагога. Самоценность (принятие себя), доброжелательность (принятие других), педагогический оптимизм, эмпатичность, педагогический такт, эмоциональная устойчивость, «педагогическое терпение», рефлексивность, креативность (творческая самореализация), естественность, открытость и др.
Важнейшие функции педагогической деятельности: гносеологическая, конструктивная, проектировочная, коммуникативная, организаторская.
Стили педагогической деятельности. Характеристика индивидуального стиля деятельности учителя.
Педагогическая деятельность – сложно организованная система ряда деятельностей: самая первая из них – деятельность преподавателя, обучающего непосредственно; деятельность методиста, конструирующего приемы и методы обучения; деятельность программирования, составления учебных программ.
Педагог выполняет определенную функцию в обществе. Эта нормативно заданная функциональная определенность педагога в нашей культуре имеет тенденцию даже к упрощению, к сдвигу от собственно педагогической функции к функции трансляции культуры, передачи деятельности, т. е. к совершенно пассивной воспроизводящей деятельности. И это, конечно, плохо (для такой трансляции более подходящие средства - радио, телевидение и т. п.). Правда, у этого сдвига к сфере культуры (культурологический сдвиг) есть некоторые основания. Педагог действительно является носителем культуры, но он также выступает (по крайней мере в лице лучших своих представителей) и живым образцом культуры. А это - очень трудная и, наверно, неразрешимая задача: быть живым образцом культуры). И такое представление о педагоге наиболее выражено в авторитарной культуре (самый яркий ее образец - средние века). Соответственно и общение так себя осознающего (как образец) педагога оказывается возможным только в авторитарной форме. Современную же европейскую культуру называют «синкретической» или диалогической (или коммуникативной): есть много образцов, способов жизни и идей человека, и поэтому основная ценность состоит в диалоге и организации понимания. Центральная тяжесть в синкретической культуре все более падает на индивидуальность и индивидуальное сознание («Я думаю по-другому, но ты думаешь так, и я хочу это понять»). Это принципиально демократическая культура. Эти свойства нашей культуры так или иначе отражаются в педагогическом самосознании. Педагог теперь не образец, а индивидуальность, личность, которая хочет, чтобы ее поняли и применяет все возможные средства для этого. Но такая личность и сама хочет понимать других, тоже как личностей, имеющих право на слово, на мышление. И это последнее как раз и является средством педагогической работы, управления, фактом самосознания.
Для эффективного выполнения педагогических функций современному педагогу важно осознавать структуру педагогической деятельности, ее основные компоненты, педагогические действия и профессионально важные умения и психологические качества (ПВУ и К), необходимые для ее реализации.
Основное содержание деятельности преподавателя включает выполнение нескольких функций - обучающей, воспитательской,
организаторской и исследовательской. Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих преподавателей одна из них доминирует над другими.
Профессионализм преподавателя в педагогической деятельности выражается в умении видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Заранее описать все многообразие ситуаций, своеобразной и быстро меняющейся. Поэтому одной из важнейших характеристик педагогической деятельности является ее творческий характер.
В структуре педагогических способностей и, соответственно, педагогической деятельности выделяются следующие компоненты: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный.
Гностический компонент - это система знаний и умений преподавателя, составляющих основу его профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность. К последним относятся умения строить и проверять гипотезы, быть чувствительным к противоречиям, критически оценивать полученные результаты. Система знаний включает мировоззренческий, общекультурный, уровни и уровень специальных знаний.
Если гностические способности составляют основу деятельности преподавателя, то определяющими в достижении высокого уровня педагогического мастерства выступают конструктивные или проектировочные способности. Именно от них зависит эффективность использования всех других знаний, которые могут или остаться мертвым грузом, или активно включиться в обслуживание всех видов педагогической работы. Психологическим механизмом реализации этих способностей служит мысленное моделирование воспитательно-образовательного процесса.
Проектировочные способности обеспечивают стратегическую направленность педагогической деятельности и проявляются в умении ориентироваться на конечную цель, решать актуальные задачи с учетом будущей специализации студентов, при планировании курса учитывать его место в учебном плане и устанавливать необходимые взаимосвязи с другими дисциплинами и т. п. Такие способности развиваются лишь в процессе профессионального совершенствования по мере роста педагогического опыта и стажа.
Организаторские способности служат не только организации собственно процесса обучения студентов, но и самоорганизации деятельности преподавателя.
От уровня развития коммуникативной способности и компетентности в общении зависит легкость установления контактов преподаватсля со студентами и другими преподавателями, а также эффективность этого общения с точки зрения решения педагогических задач. Общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет также функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятельности и т.п. Отсюда ключевая роль общения наряду с совместной деятельностью (в которой оно также всегда занимает важнейшее место) в воспитании учащихся.
Основными компонентами педагогической культуры являются:
1 - профессиональные знания и умения;
2 - личностные качества педагога;
3 - опыт творческой деятельности.
Профессиональная компетентность педагога предполагает наличие у него широкого диапазона профессиональных знаний и умений:
профессиональные знания: методологические, теоретические, методические, технологические;
профессиональные умения: информационные, организаторские, коммуникативные, прикладные, владение педагогическими техниками,
постановка цели, анализа и самоанализа, воспитательной работы.
Можно выделить 3 уровня педагогической культуры: репродуктивный, профессионально-адаптивный, профессионально-творческий.
Индивидуальный стиль деятельности — одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой — о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.
Педагогическая деятельность — сложная и многокомпонентная. Из всего
многообразия ее компонентов можно выделить три: содержательный, методический и социально-психологический. Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трех компонентов позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы. Главным в единстве является социально-психологический компонент, т.е. педагогическое общение.
Значение индивидуального стиля общения. От стиля зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны т. К. при отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться и «въесться» в творческую индивидуальность учителя. Сознательное формирование своего стиля возможно при определенном уровне развития способности к самоанализу профессиональной деятельности. Педагоги в этом случае в ходе профессионального взаимодействия с детьми целенаправленно ищут, отбирают и накапливают средства и способы общения, которые обеспечивают оптимальную результативность во взаимодействии с детьми и соответствуют их индивидуальности. Это в свою очередь приносит эмоциональное удовлетворение, приводит к переживанию психологического комфорта. Постепенно происходит стабилизация состава средств и способов осуществления коммуникативной деятельности, складывается определенная устойчивая целостная структура, а именно индивидуальный стиль педагогического общения.
Билет №17
1. Разработка педагогического проекта. Тема «Набросок фигуры человека с натуры » . 7 класс.
2. Нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения и педагога. Обеспечение прав семьи и ребенка.