Сущность и основные характеристики общения

Общение принадлежит к базовым категориям психологической науки. Выдающийся психолог Б.Г. Ананьев подчеркивал, что человек является субъектом труда, познания и общения. Он считал общение важнейшим условием и фактором психического развития на протяжении всего жизненного пути человека.

Общение является предметом изучения многих наук, в том числе философии, психологии, педагогики, лингвистики и др. Проблеме общения посвящены многочисленные исследования, среди которых наиболее значительными являются труды Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова и др. (см. библиографию). Из зарубежных источников интересными и практически значимыми являются труды Д. Карнеги, Дж. Ниренберга, Р. Фишера и У. Юри.

Что же такое общение?

В социальной психологии данное понятие определяется так: «Общение - межличностный или групповой процесс, в основе которого лежит обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности - усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами, установками» [9]. Есть и другие определения рассматриваемого понятия, например: Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека [33].

Общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми. В общении осуществляется рациональные, эмоциональные и волевое взаимовлияние людей, выявляется и формируется общность настроений, мыслей, взглядов, достигается взаимопонимание, осуществляется передача и усвоение манер, привычек, стиля поведения. Социальный смысл общения состоит в том, что оно обеспечивает организацию людей для совместной деятельности, их взаимосвязи и взаимоотношения. В общении проявляются психические качества людей. Общение имеет большое значение в формировании и развитии сознания человека. Потребность в общении относится к числу основных потребностей человека. В общении, неразрывно связанном с деятельностью, индивид овладевает опытом, «присваивает» те духовные богатства, которые созданы другими людьми.

К основным характеристикам общения относятся: структура, содержание, форма, манера и стиль общения.

Как известно, в структуре любой деятельности философы обычно выделяют три элемента: субъекта (кто действует), средства труда (с помощью чего действует) и объект (на что направлена деятельность). Если рассматривать общение как специфический вид деятельности, то в нем также можно выделить эти элементы. Особенностью общения как деятельности является то, что в нем объектом воздействия выступает человек или группа людей, то есть общение характеризуется отношениями субъект – субъект (субъекты). Общение рассматривается не как одностороннее воздействие одного человека на другого, а как взаимодействие двух или более человек. В качестве средств общения выступают устная (звуковая) или письменная речь, мимика, жесты, поза, интонация голоса и т.д. Кроме того, в качестве вспомогательных средств могут быть использованы технические средства: телефон, радио, телевидение, компьютер, видеомагнитофон и др.

В психологии при анализе структуры деятельности кроме рассмотренных элементов выделяют цель, мотив, действия (операции) и результат. Управление деятельностью предполагает целеполагание, планирование, организацию, контроль, регулирование (коррекцию) и стимулирование труда. Все эти элементы деятельности имеют место только в отдельных формах общения, например, на лекции преподавателя в аудитории, при проведении семинара, лабораторной работы. Если же общение носит неформальный характер или является средством установления контактов, выяснения отношений, организации совместной деятельности людей и т.д., то отдельные элементы, например, цель, мотив, план или отсутствуют или органически входят в состав трудовой или учебной деятельности. Таким образом, общение является весьма специфическим видом духовной деятельности, и анализ его структуры требует использования других подходов по сравнению с анализом предметной деятельности.

В содержательном плане общение включает в себя следующие действия партнеров:

- передача информации от человека человеку или группе людей;

- восприятие партнерами друг друга;

- взаимооценку партнерами друг друга;

- взаимовлияние партнеров друг на друга;

- взаимодействие партнеров друг с другом;

- управление групповой деятельностью.

Взаимодействие представляет собой определенную совокупность действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнера, например, сюда относятся: физический и эмоциональный контакт; совместная деятельность (игры, танцы, учеба, трудовые действия); совместное перемещение в пространстве; установление или выяснение межличностных отношений.

Манера общения определяется:

- тоном общения (спокойный, властный, вкрадчивый, взволнованный, раздражительный, грубый и т.д.);

- поведением в общении (сдержанностью, беспокойством, неуверенностью, скованностью и т.д.);

- дистанцией в общении. Различают интимную, личную и социальную зоны общения. Интимная (до 50 см) и личная дистанция (до 120 см) свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими людьми. Социальная дистанция (до 3-х м) указывает на официальный характер общения.

Манера общения может быть уважительной или пренебрежительной, шутливой или серьезной, в доброжелательной или озлобленной форме.

Стиль общения – это совокупность приемов, используемых тем или иным человеком в зависимости от его индивидуальности. В стиле общения находят выражение:

- индивидуально-типологические особенности личности (черты характера, темперамент и др.);

- особенности коммуникативных качеств человека (общительность, внимательность, эмоциональность, умение слушать и др.);

- сложившийся характер отношений с конкретными людьми или группой;

уровень общей культуры, образования и нравственности человека.

Наши рекомендации