Социально-психологический климат в коллективе
В литературе по социальной психологии и психологии управления понятие «социально-психологический климат», используется наряду с такими понятиями, как «морально-психологический климат», «психологическая атмосфера», «нравственный климат» и т.д. Все эти понятия характеризуют межличностные отношения членов малой группы (коллектива), их отношение к труду, настроение.
Социально-психологический климат (СПК) – это преобладающий относительно устойчивый психологический настрой членов коллектива, проявляющийся во всех многообразных формах их жизнедеятельности. СПК проявляются в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, характер межличностных отношений, самочувствие и оценка условий жизни работы в коллективе. Структура социально-психологического климата определяется системой сложившихся в коллективе отношений между его членами и может быть охарактеризована элементами, представляющими собой синтез общественных и межличностных отношений. Единство этих отношений предстает в виде взаимоотношений людей (сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы и др.)
СПК является одним из наиболее подвижных и значимых компонентов в структуре социально-психологических условий, а также важнейшем фактором всей жизнедеятельности педагогического коллектива. Его особая значимость в общей системе условий существования каждого члена коллектива определяется тем, что он характеризует непосредственно стороны жизнедеятельности человека. Нормальный СПК является необходимым условием общения и деятельности педагогического коллектива. По отношению к отдельному работнику СПК реализует функцию обратной связи с окружающими через общественное мнение, отношения, сотрудничество, сопереживание и т.д. Здоровый СПК усиливает интерес к работе, повышает жизненный тонус, вызывает у педагогов удовлетворенность трудом, радость от общения с коллегами и от достигнутых результатов.
СПК является не только фактором улучшения педагогического груда, мобилизации внутренних резервов трудового коллектива, но и средством воспитания положительного отношения к труду, укрепления трудовой дисциплины и повышения творческой активности педагогических работников. Благоприятный СПК способствует раскрытию творческого потенциала каждого члена коллектива, воспитанию и развитию положительных черт личности: уважения к человеку, чувства товарищества, дисциплинированности, ответственности, требовательности к себе и другим, принципиальности и других качеств.
Таким образом. СПК играет огромную роль в жизнедеятельности педагогического коллектива. Следовательно, формирование нормального климата в коллективе является одной из важнейшей задач руководителя учебного заведения.
Основная цель формирования нормального социально-психологического климата – создание социально-психологических условий жизнедеятельности трудового коллектива. Благоприятный социально-психологический климат характеризуется такими признаками как сплоченность коллектива, активное участие коллектива в управлении образовательным учреждением и общественными делами, их сотрудничество и взаимопомощь, высокая продуктивность коллективной работы, высокий уровень развития межличностных контактов, взаимная доброжелательность, чуткость во взаимоотношениях, удовлетворенность членов коллектива межличностными отношениями, их терпимость по отношению друг к другу, защищенность личности в коллективе.
Какие факторы влияют на состояние социально-психологического климата коллектива?
Принято различать внешние и внутренние факторы. К внешним факторам, влияющим на состояние СПК коллектива, относятся воздействия со стороны макросреды, в которой функционирует данное образовательное учреждение. Сюда относятся: политическая обстановка в стране и в регионе, экономическая ситуация, деятельность вышестоящих организаций, государственных органов управления (административных, налоговых, внутренних дел и т.д.), городская инфраструктура (транспорт, торговля, энергетика и пр.).
Следует отметить, что экономический кризис, поразивший все отрасли народного хозяйства России, в том числе и сферу образования во второй половине 90-х годов прошлого столетия крайне негативно повлиял на социально-психологический климат в организациях и в масштабе всей страны. Инфляция, рост безработицы, низкий уровень оплаты труда, ее задержки, социальная несправедливость, рост преступности, злоупотребления властных структур, руководителей и чиновников на всех уровнях управления порождают у большинства людей апатию, озлобленность, нервозность и другие отрицательные чувства.
На состояние СПК педагогического коллектива влияют и внутренние факторы, т.е. воздействия со стороны микросреды. Сюда относятся: комплекс психолого-педагогических, технологических, санитарно- гигиенических и организационных элементов образовательного процесса; содержание, организация и условия труда; размеры заработной платы; жилищно-бытовые условия; социальная и организационная структура коллектива; стиль руководства; уровень общего образования и культуры преподавателей и сотрудников, их индивидуально-психологические особенности; работа общественных организаций и т.д.
Каковы пути регуляции и улучшения социально-психологического климата?
Наиболее эффективными методами и средствами улучшения состояния СПК, по нашему мнению, являются:
- систематическое улучшение организации условий труда путем решения комплекса психолого-педагогических, технико-технологических, экономико- организационных и санитарно-гигиенических задач;
- улучшение медицинского и бытового обслуживания;
- совершенствование системы материального и морального стимулирования;
- создание условий для профессионального, общеобразовательного и культурного развития сотрудников, для их должностного продвижения;
- совершенствование методов и стиля руководства; принципиальность, требовательность, чуткость и внимательность к людям;
Для улучшения взаимоотношения людей рекомендуется также использовать специальные психолого-педагогические методы: социально-психологический тренинг, ролевые игры, собрания, дискуссии, аутогенную тренировку, изменение обстановки и интерьера в учебных помещениях, использование средств массовой информации и т.д.
Нормализации социально-психологического климата в коллективе способствует также: организация совместного отдыха работников, спортивные состязания, клубов по интересам, развитие художественной самодеятельности, технического творчества и других форм самовыражения и общения людей.
Учитывая большое социально-экономическое значение СПК для жизнедеятельности педагогического коллектива, можно предположить, что создание благоприятного климата является важнейшей задачей не только руководителя, но и всего коллектива. Со стороны руководителя важно показать личный пример в установлении нормальных взаимоотношений с подчиненными, в уважении достоинства личности преподавателя, его профессионального мастерства и личностных качеств, в соблюдении нравственных норм и требований законов. Большое значение в этом плане имеют справедливость в материальном и моральном стимулировании труда, участие руководителя в общественных делах коллектива, неформальное общение с ними на работе и вне организации, проведение собраний, совещаний и дискуссий, участие в организации и проведении разных мероприятий, не связанных с учебным процессом (спортивных состязаний, праздников, игр, посещение театральных и концертных залов, коллективный выезд на природу и т.д.)
Что касается самих преподавателей и сотрудников, они также должны проявить заинтересованность и активность в этих мероприятиях, расширить межличностные контакты, налаживать отношения друг с другом, развивать в себе лучшие качества для общения, сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи.
Таким образом, деятельность руководителя педагогического коллектива по формированию нормального социально-психологического климата сложна и много аспектна. Она охватывает управленческую, организационно-воспитательную, социально-психологическую, нравственную и другие сферы жизнедеятельности сотрудников.