Психолого - педагогическая компетентность преподавателя
Педагогическую компетентность преподавателя составляет совокупность знаний, умений и способностей, необходимых для выполнения функции обучения и воспитания студентов. Сюда относятся следующие педагогические знания: предмет, основные понятия и задачи дисциплины; цели и содержание высшего профессионального образования; государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования; принципы построения содержания профессионального образования; сущность и закономерности процесса обучения; методы и организационные формы обучения и воспитания студентов; современные педагогические технологии.
Психологическая компетентность преподавателя включает следующую систему знаний: психология учебно-познавательной деятельности студентов; психология личности; психологические особенности студенчества; психология студенческого коллектива; основы психодиагностики; психология педагогической деятельности преподавателя; личность преподавателя вуза; психология педагогического общения.
Педагогические умения представляют совокупность самых различных действий преподавателя, которые соотносятся с функциями педагогической деятельности. Полное описание умений преподавателя выполнено А.К.Марковой [99]. Выделим семь групп основных педагогических умений из всего набора, описанного А.К.Марковой.
Первая группа – умения увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач:
- при постановке педагогической задачи ориентироваться на учащегося как на активного развивающегося соучастника образовательного процесса;
- изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию;
- конкретизировать педагогические задачи в поэтапные и оперативные, гибко перестраивать цели и задачи по мере изменения педагогической ситуации;
- с достоинством выходить из трудных педагогических ситуаций;
- предвидеть близкие и отдаленные результаты решения педагогических задач и др.
Во вторую группу педагогических умений включены три подгруппы:
1) умения, отвечающие на вопрос «чему учить»:
- работать с содержанием учебного материала, выделять ключевые идеи учебной дисциплины, обновлять ее содержание;
- систематизировать и интерпретировать информацию, поступающую из разных источников;
- устанавливать межпредметные связи.
2) умения, отвечающие на вопрос «кого учить»:
- изучать индивидуально-психологические особенности учащихся, их обученность и воспитанность;
- изучать и оценивать реальные учебные возможности студентов, различать их успеваемость и личностные качества;
- исходить из мотивации самих учащихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса.
3) умения, отвечающие на вопрос «как учить»:
- отбирать и применять различные сочетания методов и форм обучения и воспитания;
- применять дифференцированный и индивидуальный подходы к студентам, организовывать их самостоятельную учебную деятельность;
- находить несколько способов решения одной педагогической задачи и т.д.
Третью группу составляют умения совершенствовать свою работу:
- использовать психолого-педагогические знания и осведомленность о современном состоянии психологии и педагогики, передового педагогического опыта;
- соотносить затруднения студентов с недочетами в своей работе;
видеть сильные и слабые стороны своего труда, оценивать свой индивидуальный стиль, анализировать и обобщать свой опыт, соотносить его с опытом других преподавателей;
- строить планы развития своей педагогической деятельности и др.
Четвертая группа умений – это приемы, способствующие достижению высоких уровней общения. К ним относятся умения:
- понять позицию другого человека (партнера по общению, в том числе студента), проявить интерес к его личности;
- понять его внутреннее состояние по нюансам поведения, владеть средствами невербального общения (мимика и жесты);
- встать на его точку зрения;
- создать обстановку доверительности, терпимости к собеседнику;
- поддерживать равное отношение ко всем студентам;
- быть готовым поблагодарить студента, при необходимости извиниться перед ним;
- с юмором относиться к отдельным ситуациям, быть готовым к улыбке, слушать и слышать студента, не прерывая его речи и учебных действий;
- поддерживать обратную связь со студентами.
Пятая группа – умение актуализировать и реализовать свой творческий потенциал:
- удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии, способного противостоять трудностям во имя ее социальной и общечеловеческой ценности;
- реализовывать и развивать свои педагогические способности;
- управлять своим эмоциональным состоянием, предавая ему конструктивный, а не разрушительный характер;
- воспринимать позитивные возможности, свои и учащихся, и тем самым способствовать упрощению своей позитивной Я – концепции;
- совершенствовать свое педагогическое мастерство;
- осуществлять творческий поиск.
Шестая группа объединяет умения:
-определять характеристики знаний, умений и навыков студентов в начале и в конце изучения учебной дисциплины;
- выявлять отдельные показатели обучаемости (активность, ориентировку, количество дозированной помощи, необходимой данному студенту для продвижения), определять причины отставания и осуществлять индивидуальный подход;
- поэтапно отрабатывать все компоненты обученности студентов:
стимулировать их готовность к самообучению и непрерывному образованию.
Седьмая группа – умения оценивать состояние воспитанности учащихся и стимулировать их личностное развитее:
- вести воспитательную работу среди студентов;
- распознавать по их поведению согласованность нравственных норм и убеждений;
- видеть личность студента в целом – во взаимосвязи того, что он говорил и как поступает.
Компетентный преподаватель непременно является и хорошим методистом. Он владеет не только научными знаниями и методами в области преподаваемой дисциплины, но и методикой (технологией) обучения этой дисциплине. Знание методики позволяет преподавателю представить изучаемый материал в виде системы познавательных задач, последовательное решение которых должно привести студента к овладению содержанием учебной дисциплины.
Кроме системы знаний и умений, в составе психолого-педагогической компетентности преподавателя целесообразно выделить педагогические способности. Уровень способностей наряду с направленностью личности и другими ее качествами является важнейшим субъективным фактором достижения вершин в научно-педагогической деятельности.
Проблема педагогических способностей стала предметом специального рассмотрения в работах З.Ф. Есаревой, В.А. Крутецкого, Н.В. Кузьминой, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, С.Д. Смирнова, Б.М Теплова и других.
В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким [85], который дал им соответствующие общие определения. По его мнению, в состав педагогических способностей входят:
1. Дидактические способности – способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для них, вызывать интерес к изучаемой дисциплине, организовать их самостоятельную работу, управлять познавательной активностью студентов.
2. Академические способности – способности к соответствующей области науки (преподаваемой дисциплине).
3. Перцептивные способности – способности проникать во внутренний мир учащегося, понимать его психическое состояние, психологическая наблюдательность.
4. Речевые способности – способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.
5. Организаторские способности – способности организовать коллектив учащихся для активной учебно-познавательной или иной деятельности, организовать свою собственную работу, правильно распределять рабочее время и т.д.
6. Коммуникативные способности – способности к общению с учащимися, находить правильный подход к ним, устанавливать с ними нормальные взаимоотношения.
7. Педагогическое воображение – специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий.
Как видно из этого перечня, некоторые способности являются общими для специалистов всех профессий.
Анализ специальной литературы по рассматриваемой проблеме, а также изучение и обобщение педагогического опыта преподавателей вузов (включая многолетний опыт преподавательской работы автора) показывает, что к педагогическим способностям преподавателя относятся:
- способность самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;
- способность по-разному излагать доступным образом один и тот же учебный материал, с тем, чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися;
- способность за сравнительно короткий срок добиваться усвоения студентами значительного объема информации, ускоренного их интеллектуального и нравственного развития;
- способность правильно планировать и организовать различные виды занятий, совершенствуя свое педагогическое мастерство от занятия к занятию;
- способность передавать свой опыт другим и в свою очередь учиться на их примерах (путем посещения занятий, написания и издания учебно-методический пособий, участия в работе методических семинаров, научно-методических советов и.д.);
- способность к самообразованию, включая поиск и творческую переработку необходимой информации, а также ее непосредственное использовании е в педагогической деятельности;
- способность формировать у студентов нужную мотивацию активной учебно-познавательной деятельности.
Все педагогические способности имеют двойную обращенность: к студентам и к самому преподавателю. Они содержат в себе гностический элемент – познать психологию человека и творческий перестроить свою деятельность на основе самообразования и самовоспитания. Уровень специальных педагогических способностей преподавателя проявляется также в глубине и разносторонности информации, которую он может получить об особенностях развития своих учащихся, в быстроте перестройки своей деятельности.
Особый класс специальных педагогических способностей преподавателя, в особенности куратора студенческой группы, составляют способности к воспитательной работе. Среди них в качестве главных можно выделить следующие:
- способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии);
- способность быть примером и образцом для подражания со стороны студентов в мыслях, в чувствах и поступках;
- способность вызвать у них благородные чувства, желания и стремления становится лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей;
- способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям молодого человека;
- способность вселять в нем уверенность, стимулировать к самосовершенствованию;
- способность находить нужный стиль общения с каждым студентом, добиваться его расположения и взаимопонимания;
- способность вызывать к себе уважение и пользоваться неформально признанием с его стороны, иметь авторитет среди студентов.
Коммуникативная компетентность преподавателя
Общение в деятельности преподавателя выступает не только средством научной и педагогической коммуникации, но и условием совершенствования профессионализма в деятельности и источником развития личности преподавателя, а также средством воспитания студентов.
В.А. Канн-Калик [67], который занимался исследованием этой проблемой, писал, что педагогический труд насчитывает в своей структуре более двухсот компонентов. Общение является одной из самых сложных сторон, так как через него осуществляется главное в педагогической работе: воздействие личности преподавателя на личность студента. Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимся. Владение профессионально-педагогическим общением – важнейшее требования к личности преподавателя в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений.
Какова структура в коммуникативных способностях, знаний, умений и навыках, используемых преподавателем в общении со студентами?
Различают ряд специальных коммуникативных умений и навыков, которыми должен владеть преподаватель. Сюда относятся: познание человеком других людей, познание самого себя, правильное восприятие и оценивание ситуации общения, умение вести себя по отношению к людям, действия, предпринимаемые человеком в отношении самого себя, умение правильно оценить ситуацию общения: наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социально-психологический смысл возникшей ситуации.
Познание человека человеком включает общую оценку человека как личности, которая обычно складывается на основе первого впечатления о нем; оценку отдельных черт его личности, мотивов и намерений, оценку связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение понимать значение жестов, мимики и пантомимики.
Познания человеком самого себя предполагает оценку своих знаний, способностей, своего характера и других черт личности; оценку того, как он воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих его людей.
Интересные в педагогическом плане, но менее изучены и порождают больше разнообразных проблем на практике так называемые невербальные формы педагогического общения. Связанные с этим коммуникативные умения включают: умение вступать в контакт с незнакомыми людьми; умение использовать жесты и мимику так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком, а так же дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства.
Умения, проявляемые в действиях человека, по отношению к самому себе включают, управление теми аспектами собственного поведения, которые важны для установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми, для обеспечения правильного восприятия и понимания тебя другими людьми. К ним относится также способность человека к само восприятию, направленная на устранение привычек и склонностей, препятствующих общению, на формирование и развитие полезных для общения умений и навыков.
К коммуникативным способностям относятся:
- способность выступать в студенческой или иной аудитории, используя вербальные и невербальные средства общения;
- способность вести беседу или дискуссию со студентами;
- способность всесторонне и объективно воспринимать человека-партнера по общению;
- способность вызывать у него доверие, желание к совместной деятельности;
- способность предвидеть и ликвидировать конфликты;
- способность конструктивно и тактично критиковать студента или коллегу по совместной деятельности;
- способность воспринимать и учитывать критику, перестраивая соответственно свое поведение и деятельность.
Коммуникативная компетентность преподавателя включает также перцептивно-рефлексивные способности преподавателя. Рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, предполагает знание того, как другой понимает собеседника. Рефлексия – своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения индивидами друг друга, при котором рефлектирующий субъект воспроизводит внутренний мир собеседника.
В структуре коммуникативной компетентности преподавателя, кроме отмеченных выше качеств целесообразно выделить следующие профессионально важные личностные свойства:
- подлинный интерес к людям и работе с ними; наличие потребности и умения общаться;
- способность проявления эмпатии к людям;
- умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
- умение управлять собой, своим психическим состоянием, голосом, мимикой, настроением и чувствами;
- умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
- хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатство лексики и используемых языковых средств;
- способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, психическое заражение и пр.).
Совместимость в процессе общения преподавателя с учащимися основывается на принципах взаимной доброжелательности, принципиальности и ответственности. В процессе общения преподаватель должен обогащать студента умственно, нравственно и эстетически. Но это невозможно, если сам преподаватель не владеет системой умений, навыков, необходимых для правильного познания и оценки других людей. Общение обязательно предполагает формирование у преподавателя и студентов образов друг друга и о личностных особенностях каждого участника общения; в общении проявляется и поведенческий компонент – слова и дела, адресуемые преподавателем учащимся.
Организаторская компетентность преподавателя
В предыдущем параграфе, анализируя деятельность преподавателя вуза, мы коснулись такой функции как руководство людьми, т.е. выделили организаторскую функцию. Действительно, преподавателю часто приходится выступать в роли руководителя (организатора). Сюда относятся: организация различных видов занятий, руководство НИРС, производственной практикой, курсовым и дипломным проектированием, кураторская работа, общественная деятельность и т.д. Для успешного выполнения этих функций преподаватель должен обладать организаторской компетентностью, которая включает в своем составе систему взаимосвязанных знаний, умений, способностей и личностных свойств. К знаниям преподавателя в области менеджмента образования относятся:
- понятие о менеджменте, его цели, значение и функции;
- функции и особенности менеджмента образования;
- структура организаторской деятельности преподавателя;
- планирование и организация различных видов занятий, в том числе самостоятельной работы студентов;
- методы и стиль педагогического руководства;
- мотивация учебно-познавательной деятельности студентов;
- подготовка и принятие управленческих решений по отношению к студенческой группе; контроль и оценка обученности студентов;
- управление качеством образовательного процесса.
Умения преподавателя в области менеджмента образования обусловлены выполнением управленческих функций и включают следующие действия:
- определение цели учебно-познавательной деятельности студентов;
- планирование содержания и методов обучения по преподаваемой дисциплине;
- подготовка и проведение различных видов занятий:
- выдача учебных заданий студентам, организация их совместной деятельности;
- контроль выполнения работ и оценка результатов;
- методическое и организационное обеспечение преподавания учебной дисциплины.
Что касается требований к психологическим свойствам организатора (руководителя), то они весьма разнообразны (см. гл. 5). Полное их описание дано в учебном пособии автора по психологии менеджмента (201). Организаторская компетентность служит не только для организации процесса обучения в вузе, но и для самоорганизации деятельности преподавателя.
Креативная компетентность
Понятие «креативность» означает уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Для разведения данного понятия от понятия «творчество» целесообразно пользоваться двумя характеристиками: субъективно-обусловливающей для обозначения креативности и процессуально-результативной для обозначения творчества. Иными словами: креативность относится к качеству личности, а творчество – к процессу, в котором проявляется креативность.
Креативность субъектов учебно-воспитательного процесса является особым принципом образования. Известный философ Н.А.Бердяев установил следующие положения:
Творчество возможно лишь при допущении свободы; Творческий акт человека и возникновение новизны в мире не могут быть поняты из замкнутой системы бытия. Для объяснения природы творчества человеку необходимо преодоление границ бытия, максимальная степень свободы, какая только возможна для него.
Творец одинок и творчество носит не коллективно-общий, а индивидуально-личный характер. Но творческий акт направлен к тому, что имеет мировой, общечеловеческий и социальный характер.
Творческое развитие должно быть открыто в мире, а не его эволюция. Познание творческой эпохи не пассивное, а активное; оно предполагает творческое усилие. Познание же эволюции было лишь пассивным приспособлением. Учение о творческом развитии предполагает свободу как основу необходимости и личность, как основу всякого бытия [20].
Креативная компетентность преподавателя включает систему знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств необходимых ему для творчества. Творческий компонент может присутствовать в любом виде деятельности преподавателя (педагогической, коммуникативной, организаторской). В данном контексте акцент делается на исследовательский компонент его профессиональной деятельности.
Исследования креативности и творчества широко представлены в отечественной науке. Выделены критерии творчества, идут активные исследования его психологических механизмов (Д.Б. Богоявленская, А.Н. Лук, А.В. Морозов, Я.А. Пономарев, А.И. Щербаков и др).
Среди наиболее перспективных направлений изучения творчества в настоящее время выделяются исследования Д.Б. Богоявленской [27], которая в своих экспериментальных работах выделила единицу анализа творчества. В качестве такой единицы была выделена интеллектуальная активность, которая отражает познавательные и мотивационные характеристики творческой личности в их единстве.
Разные исследователи указывают на разный компонентный состав профессионально-творческих способностей преподавателя. Так, например А.И.Щербаков [204] выделяет следующие индивидуально-психологические особенности личности педагога, от развития которых зависит уровень его профессионально-творческих достижений: высокие познавательные интересы, любовь к детям и потребность работы с ними, цельный и твердый характер, самостоятельность и деловитость, педагогические способности, практические навыки и умения (общепедагогические, общетрудовые, коммуникативные и др.).
Основываясь на результаты проведенного исследования, А.В. Морозов [111] выделил некоторые личностные качества, отличающие креативных людей от некреативных:
любознательность; стремление к самосовершенствованию; смекалка, находчивость, сообразительность; изобретательность;
самостоятельность и независимость в суждениях, мышлении, поступках; широкий кругозор и эрудиция; профессиональная компетентность; артистичность; оптимизм, чувство юмора;
оригинальность, гибкость мышления; харизматические качества и др.
В структуре креативной компетентности личности (в том числе и преподавателя) можно выделить следующие качества:
способность к творчеству, к решению проблемных задач; гибкость и критичность ума, интуиция, самобытность и ассертивность (уверенность в себе);
способность ставить и решать нестандартные задачи, способность к анализу, синтезу и комбинированию, способность к переносу опыта, способность предвидения и т.д.;
эмоционально-образные качества: одухотворенность, эмоциональный подъем в творческих ситуациях; ассоциативность, воображение, фантазия, мечтательность, чувство новизны, чуткость к противоречиям, способность к эмпатии (эмпатийность);
обладание раскованностью мыслей, чувств и движений; проницательность, умение видеть знакомое в незнакомом; преодоление стереотипов;
способность формулировать гипотезы, конструировать версии их доказательства;
склонность к риску, стремление к свободе.
Важной составляющей креативности специалиста являются знания и умения, которые лежат в основе собственной познавательной деятельности. В основе креативной компетентности лежат способности к интеллектуальному труду:
- отбросить обычные стандарты и методы решения, искать новые, оригинальные;
- видеть дальше непосредственно данного и очевидного;
- охватывать суть основных взаимосвязей, присущих проблеме;
- ясно видеть несколько различных путей решения проблемы и мысленно выбрать наиболее эффективный;
- чутье к видению проблемы там, где кажется, что все уже решено.
Кроме того, при исследовании проблемы творческих способностей в связи с задачами высшей школы выделяются следующие свойства, присущие творческой личности:
Интерес к сложному и неясному. Творческого исследователя привлекают мало познанные или неясные феномены, таящие возможность открыть что-то новое.
Склонность задаваться вопросами.
Спонтанная любознательность. Она является для него одним из главных стимулов для усвоения необходимых специальных знаний и для собственной научно-исследовательской работы.
Способность продолжительное время заниматься решением одной и той же проблемы. Проблемы, с которыми приходится иметь дело ученому, нередко настолько сложны и трудны, что их решение может быть найдено лишь путем продолжительного и упорного труда.
Высокая степень научной одаренности. Она предполагает развитие следующих способностей: способность надолго запоминать и воспроизводить большой объем информации (хорошая память); творческое мышление; фантазия – способность наглядно представлять себе что-нибудь новое, раннее не встречавшееся в опыте. Особенно важную роль фантазия играет на таких фазах научно-исследовательской работы, как мысленный эксперимент, построение и проверка гипотезы; наблюдательность – способность при изучении отдельных явлений быстро и легко замечать все то, что нужно или что может оказаться полезным.
Креативная компетентность преподавателя обеспечивает эффективную научно-исследовательскую работу, систематическое совершенствование содержания и методов обучения, накопление плодотворной научной и учебной информации, систематическое изучение, анализ и оценку учебно-познавательной деятельности и поведения студентов.