Основные функции педагогической деятельности
Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций – обучающей, методической, воспитывающей, организующей и исследовательской. Как было отмечено выше, наиболее специфично для преподавателя - сочетание педагогической и научной деятельности; исследовательская работа обогащает его внутренний мир, развивает творческий потенциал, повышает научный уровень знаний.
По признаку сочетания этих видов деятельности всех преподавателей можно условно разделить на три группы [128]:
- преподаватели с преобладающей педагогической направленностью (примерно 2/5 от общего числа);
- преподаватели с преобладанием исследовательской направленности (примерно 1/5);
- преподаватели с одинаково возможной педагогической и исследовательской направленностью (2/5).
Как и в любом виде творчества, в педагогической деятельности своеобразно сочетаются действующие нормативы и эвристически найденные самостоятельно. Творческая индивидуальность преподавателя – это высшая характеристика его деятельности, как и всякое творчество, она тесно связана с его личностью. Личность преподавателя – стержневой фактор труда, определяет его профессиональную позицию в педагогической деятельности и в педагогическом общении. Современность предъявляет все более жесткие и разносторонние требования к педагогической деятельности. Они неизмеримо возрастают при неизбежном возникновении рынка молодых специалистов, развития многоуровневого образования, государственной аккредитации образовательных учреждений.
Педагогическая деятельность - это профессиональная активность преподавателя, решающего с помощью различных действий задачи обучения, воспитания и развития студентов. По мнению Н.В.Кузьминой [88] такая активность включает в себе пять компонентов:
- гностический, решающий задачи получения и накопления новых знаний;
- проектировочный, связанный с определением цели преподавания курса и путей их достижения, с проектированием собственной педагогической деятельности и учебно-познавательной деятельности студентов;
- конструктивный, включает действия по отбору и композиционному построению содержания курса, форм и методов проведения занятий;
- организационный, решает задачи реализации запланированного, т.е. организации образовательного процесса;
- коммуникативный, включающей в себя действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектами образовательного процесса.
По моему мнению, профессиональную деятельность преподавателя (учителя) целесообразно анализировать, исходя из трех ее видов: педагогической (обучение и воспитание), методической и научно-исследовательской. Управленческий аспект всех видов деятельности включает в себя такие функции как целеполагание, планирование, организацию, контроль и оценку, мотивацию труда.
Поскольку объектом педагогической деятельности преподавателя выступает учебно-познавательная деятельность учащихся, то она предполагает выполнение следующих функций:
- определение цели учебно-познавательной деятельности (цели образования);
- планирование содержания их деятельности;
- организация их деятельности (выбор методов и средств обучения, подготовка и проведение различных видов занятий;
- контроль и оценка результата их деятельности (диагностирование уровня знаний, умений и навыков);
- мотивирование учения студентов.
Методическая работа преподавателя неразрывно связана с педагогической деятельностью и включает решение следующих задач:
- разработка учебно-методического комплекса по преподаваемой дисциплине;
- составление (или переработка) учебной программы;
- составление планов проведения всех видов занятий со студентами;
- написание и издание учебных и учебно-методических пособий для студентов;
- разработка сценариев обучающих и контролирующих компьютерных программ;
- участие в работе методических семинаров и конференций;
- посещение и анализ занятий, проводимых другими преподавателями (взаимопосещение занятий).
В результате методической работы преподавателей по каждой учебной дисциплине должен быть создан учебно-методический комплекс (УМК). УМК по дисциплине представляет собой внутри вузовский стандарт преподавания и усвоения учебной дисциплины, утвержденный Ученым советом вуза и предназначенный для многократного использования преподавателями в учебном процессе. УМК составляются в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по специальности, рекомендациями ведущего учебно-методического объединения вузов России и предназначены для преподавателей и студентов.
УМК дисциплины включает:
- рабочую учебную программу;
- базовые учебники и учебные пособия по дисциплине;
- электронный учебник, содержащий рабочую программу, конспект лекций, методические рекомендации по практическим занятиям, перечень вопросов к экзамену или зачету, задание для написания курсовой работы (если она предусмотрена программой) и перечень рекомендуемой литературы;
- конспект лекций (бумажный и электронный варианты);
- наглядные пособия, ТСО и раздаточный материал;
- методические рекомендации по проведению семинарских и практических занятий, по организации самостоятельной работы студентов;
- тематику контрольных работ, рефератов и докладов;
- перечень вопросов к зачету или экзамену.
Научно-исследовательская деятельность преподавателя, как правило, связана с тематикой НИР, проводимой на кафедре (или на факультете). Она включает выполнение следующих действий исследователя:
- постановка проблемы и обоснование темы (предмета) исследования, ее актуальности, изучение и анализ литературы;
- разработка теоретико-методологических основ исследования;
- определение целей исследования;
- выдвижение и обоснование гипотезы;
- определение задач и этапов НИР;
- выбор методов и разработка методик исследований;
- реализация плана (проведение) НИР;
- обработка и анализ результатов проведенной работы;
- оформление письменного отчета о выполненной работе;
- подготовка и чтение научных докладов на конференциях, написание и издание научных статей, брошюр и монографий.
Научная деятельность преподавателя осуществляется в рамках следующих организационных форм:
- индивидуальная работа с научной информацией (чтение, тезирование, конспектирование, рецензирование, систематизация, обобщение и т.д.);
- участие в конкурсах грантов и программ;
- участие в НИР по хозяйственным договорам с предприятиями;
- проведение диссертационного исследования в рамках аспирантуры или докторантуры;
- участие в работе диссертационного совета (доктора наук);
- подготовка и издание научных публикаций;
- участие на научных конференциях и семинарах;
- руководство НИР студентов;
- участие в конкурсах и выставках научных работ.
Следует отметить, что сам преподаватель и его деятельность могут быть объектом исследовательской функции, например, при психологическом анализе собственной лекции, отношения с коллективом или со студентами, стиля руководства и т.д. Успешность реализации исследовательской функции по отношению к самому себе в значительной мере определяется рефлективностью преподавателя, уровнем развития его рефлективного мышления. Объектами исследования могут быть практически все компоненты и факторы образовательного процесса, среди которых основное место занимает студент, его учебно-познавательная деятельность и личность. При этом исследовательская функция осуществляется успешно, если преподаватель обладает потребностью к самообразованию и самосовершенствованию своего педагогического мастерства и определенными исследовательскими навыками. Естественно, исследовательская функция предполагает развитие умения анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, оценивать, структурировать подлежащие исследованию явления, их связи и отношения.
Любая деятельность, в том числе профессиональная деятельности преподавателя вуза, связана с общением с людьми, с коммуникативной функцией. Учитывая исключительную важность проблемы общения преподавателя со студентами, коллегами и другими людьми, я счел необходимым раскрыть ее в отдельной главе (гл. 13).
Кроме того, педагогическая деятельность предполагает решение следующих социально-психологических задач, возникающих при взаимодействии со студентами:
- изучение индивидуально-психологических особенностей студентов и реализация индивидуального подхода к каждому студенту;
- изучение и анализ социально-психологических особенностей студенческой группы; конструктивное решение конфликтов;
- установление и соблюдение студентами учебной дисциплины, обстановки сотрудничества и сотворчества;
- активизация и мотивация учебно-познавательной деятельности студентов.
Анализируя профессиональную деятельность преподавателя, нельзя не заметить наличие в ней элементов руководства людьми. Есть целый ряд специфических задач, при решении которых преподаватель выступает в роли руководителя, например, производственной практики студентов, курсовой или дипломной работы, в роли куратора студенческой группы, заведующего кафедрой, научно-исследовательской лабораторией и т.д. Но если даже преподаватель только проводит занятия со студентами, он выступает как организатор этих занятий, руководитель студенческой группы, т.е. как менеджер. Особенности деятельности и личности менеджера раскрыты мной в отдельной книге [201].
Здесь же хотелось бы обратить внимание читателя на такой вопрос как стиль руководства применительно к деятельности преподавателя. Как известно, различают три стиля взаимоотношений руководителя с подчиненными: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и либеральный (К. Левин).
Кроме такого подхода к анализу взаимоотношений преподавателя со студентами различают также понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности. Он проявляется:
- в темпераменте (сила и уравновешенность нервной системы, время и скорость реакции, индивидуальный темп работы);
- в характере реакции на те или иные педагогические ситуации;
- выборе методов и средств обучения;
- в стиле педагогического общения;
- в реагировании на действия и поступки студентов;
- в манере поведения;
- в применении средств психолого-педагогического воздействия на учащихся.