Сущность и структура управленческой деятельности

Сущность деятельности менеджера (руководителя) заключается в осуществлении организаторской работы, связанной с интеграцией и синхронизацией усилий отдельных членов и звеньев трудового коллектива. По мнению Л. И. Уманского [177], организаторская деятельность представляет собой познание психологии людей и применение познанного в практике непосредственного воздействия на них и взаимодействия с ними в процессе трудовой деятельности. Воздействия руководителя на подчиненных носят характер административных, экономических, психологических и педагогических методов, средств и приемов.

Суть системного видения управления состоит в представлении любой организации как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, которые ориентированы на достижение конкретных целей в условиях изменяющейся среды. Как правило, системный подход связан с построением оптимальной управляющей системы (системы управления). Под системой управления исследователи понимают совокупность взаимосвязанных между собой элементов, взаимодействие которых обеспечивает осуществление управленческих функций и соответствующих им воздействий на управляемый объект. Построить систему управления – значит выделить совокупность элементов и установить характер связей между ними, которые позволяют реализовать управленческие функции в достижении поставленной цели.

Некоторые исследователи обозначают управление как процесс [159]. Процесс управления они рассматривают как непрерывную последовательность действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта, устанавливаются цели совместной деятельности, определяются способы их достижения, распределяется работа между участниками деятельности и интегрируются их усилия. Таким образом, суть процессного видения управления заключается в представлении его как непрерывной системы взаимосвязанных управленческих решений.

Управление как деятельность имеет следующие особенности:

- принципиальная возможность, осуществимость управления как результативного влияния немыслима без определенных условий: получения и использования информации; особых организационных отношений (отношения власти, отношений ответственной зависимости, отношений, основанных на учете имеющихся у субъектов управления определенных прав и полномочий);

- управленческая деятельность предполагает решение задач (проблем);

- воздействия на объект управления являются итогом принятия управленческих решений; решения принимают все люди, но только управленцы (менеджеры) делают это постоянно, к тому же их решения адресованы не только себе, но другим людям;

- управленческая деятельность имеет внешнюю, наблюдаемую, поведенческую и внутреннюю, идеальную, духовную сторону, которая существенно зависит от личностных качеств руководителей;

- зависимость успешности решения управленческих задач, осуществления управленческих действий от наличия у участников этой деятельности соответствующих управленческих умений; развитие управления предполагает овладение новыми умениями;

- управление нуждается в информационных, концептуальных, инструментальных и иных ресурсах;

- управленческая деятельность вторична – она как бы надстраивается над другими видами деятельности (педагогической, учебной и т.д.), ее конечные цели и критерии оценки связаны не с самим управлением, а с эффективностью деятельности управляемой системы;

- любое совершенствование управленческой деятельности в образовании предусматривает: совершенствование основной деятельности образовательного учреждения; совершенствование самой управленческой деятельности;

- конечные результаты управленческой деятельности достигаются не самими управленцами, а работниками – членами коллектива (в нашем случае – педагогами);

- управленческая деятельность подчиняется системе объективных научных закономерностей, но осуществлять ее приходится в конкретных условиях, что позволяет говорить об управлении как о разновидности искусства, творчества;

- в процессе управленческой деятельности происходит воздействие объекта управления на объект, взаимодействие между ними; в процессе этого взаимодействия возникают как объективные отношения, связанные с распределением ролей, функций, так и субъективные, человеческие, межличностные отношения;

- для управленческой деятельности характера цикличность – повторяемость цепочки действий, составляющих содержание функционального состава управления.

Отличительный признак управленческой деятельности – это руководство людьми, это достижение целей предприятия путем организации слаженной работы персонала (коллектива предприятия). Схематично управленческую деятельность менеджера можно представить следующим образом (Рис. 2).

Сущность и структура управленческой деятельности - student2.ru

Рис. 2. Элементарная схема управленческой деятельности.

Опираясь на общую структуру деятельности, раскроем обобщенное содержание структурных элементов управленческой деятельности.

Субъектом этой деятельности является менеджер (в первичной группе) или группа менеджеров (в организации в целом). В образовательном учреждении субъектами управленческой деятельности выступают: руководитель (директор школы, лицея или колледжа, ректор вуза), его заместители и руководители подразделений (особенности их деятельности раскрываются в главе 5). Потребностно-мотивационная сфера менеджеров связана со стремлением властвовать (доминировать) над людьми, с материальными стимулами, желанием проявить свои способности и т.д. В качестве объекта управленческой деятельности выступают персонал (группа сотрудников или коллектив организации), трудовая деятельность персонала и отношения людей в организации. Следует подчеркнуть, что каждый сотрудник в группе, коллективе сам является субъектом труда, общения и познания, поэтому в управленческой деятельности отношения между менеджером и подчиненными не субъект-объектные, а субъект-субъектные (об этом более подробно изложено в параграфе 5.5).

Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного, коллективного (совместного) труда персонала организации. Эффективность труда сотрудников определяется результатом, выраженным в экономических и социальных показателях организации. Содержание экономических показателей функционирования организации зависит от ее назначения и сферы производства (услуг). Например, сюда относятся количество и качество выпускаемой и реализованной продукции, производительность труда, сумма полученного дохода и т. д. Социальными показателями организации являются: уровень образования, квалификации и профессионального мастерства сотрудников, состояние их здоровья, размеры заработной платы, состояние трудовой дисциплины, текучесть кадров, условия труда, быта и отдыха, работников, состояние психологического климата в первичных рабочих группах и многие другие показатели.

Средствами управленческой деятельности менеджера являются: устная речь («живое» слово), письменная речь (распоряжения, приказы, служебные записки), нормативные документы (устав организации, законы, инструкции и т. п.), средства стимулирования труда (материальные и духовные стимулы), технические средства передачи информации. Кроме того, менеджер при взаимодействии с подчиненными опирается на групповые нормы, ценности, мнения и традиции.

Следует подчеркнуть сложность и интенсивный характер деятельности менеджера. В течении рабочего дня он совершает множество разнообразных действий. Среди них важнейшими являются: постановка целей и задач, распределение заданий между сотрудниками, инструктаж, проведение бесед, совещаний, переговоров, подготовка и принятие решений, внимание к трудовой дисциплине, проверка выполнения заданий, мотивация труда, представительство, распространение информации, разрешение конфликтных ситуаций и т. д. Большая часть этих действий относится к управляющим воздействиям (к прямой связи).

Обратная связь в данной системе управления означает поступление информации о результатах коллективного труда персонала менеджеру (руководству), на основе чего он разрабатывает новые управленческие решения и воздействия. Для осуществления обратной связи необходим систематический контроль работы персонала, сбор и обработка информации об основных показателях производственной деятельности подразделения или организации в целом.

Управленческая деятельность (так же как и любая другая) выполняется при определенных условиях: материально-технических, социально-психоло-гических, санитарно-гигиенических и др.

Одним из основных результатов организаторской деятельности менеджера является новое состояние трудового коллектива и каждого работника. При умелой, качественной организаторской деятельности руководителя – коллектив развивается, улучшаются его социальная структура, социально-психологический климат, самочувствие и настроение людей, изменяется к лучшему их отношение к работе, рабочему времени, оборудованию и т. д., возрастают трудовая и общественная активность людей, требовательность друг к другу, и наоборот, при плохой, неумелой организаторской деятельности руководителя производственные, социальные, социально-психологические и нравственные показатели трудового коллектива ухудшаются.

2.3. Функции управления в образовательной организации

Важным понятием менеджмента является понятие о его функциях, которые отражают основное содержание управленческой деятельности, а точнее — законченный цикл определенных действий в сумме и составляющих управленческую деятельность в целом. Другими словами, функция (от лат. function — использование) — это отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целенаправленности или организованности управляемых процессов. Понятие «функция» обозначает: 1) деятельность, обязанность, работу; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений; 2) роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функции управления муниципальной системой образования, функции управления образовательным учреждением, функции управления образовательным процессом на уроке и т.д.). Функции управления выделяются в качестве основы построения управления образовательными системами, т.е. при построении систем управления (управляющих систем) обязательным является выделение функционального состава управления. На основе изучения литературы [49, 71, 89, 108, 138, 159, и др.) и анализа практики управления организациями можно выделить следующие основные функции управления образовательной организацией.

Информационно-аналитическая функция управления. Одной из основных характеристик любой системы, определяющей эффективность ее функционирования, является характеристика циркулирующих в ней информационных потоков (содержание информации, степень ее централизации и децентрализации, источники получения, вывод на уровне принятия решения). Для каждой из систем образовательного учреждения — управляющей и управляемой — выделяются три уровня информации: 1) административно-управленческий уровень (директор школы, колледжа или ректор в вузе), заместители по учебной и научной работе, заместитель по воспитательной работе, заместитель по АХР, диспетчер и др.);

2) уровень коллективно-коллегиального управления (совет образовательной организации, педагогический совет, ученый совет в вузе, методические объединения учителей и т.д.);

3) уровень ученического самоуправления (ученический комитет, советы классов, студенческий совет и т.д.).

Основным требованием при формировании целостной системы информационно-аналитической деятельности является наличие информации о состоянии и развитии тех процессов в управляемых системах, за которые отвечают руководители.

Тематическая информация делится на следующие б л о к и:

- обученность и качество преподавания;

- воспитанность и воспитательная работа;

- работа с педагогическими кадрами;

- работа с родителями и общественностью;

- организационные вопросы создания условий для получения образования;

- состояние внутри школьного управления;

- материально-техническая база;

- сведения об учащихся и учителях и др.

Эффективное управление образовательной системой (например, образовательным учреждением) начинается с создания или преобразования системы информационного обеспечения. Руководители образовательного учреждения должны иметь информацию о состоянии и развитии процессов в тех подсистемах, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управленческое воздействие. Это основное требование при формировании целостной системы информационно-аналитической деятельности.

Функция планирования или принятия решения (распоряжения, приказы, рекомендации, планы, решения совета, решения педсовета и т.п.). Планирование учебно-воспитательного процесса — второй основной компонент (функция) управления образовательным учреждением, реализуемый через определение основных видов деятельности и мероприятий с указанием конкретных исполнителей, сроков исполнения, с учетом имеющегося в распоряжении данного субъекта фактического бюджета времени. Несомненно, что все управленческое воздействие является итогом определенного управленческого решения, принятого менеджером конкретного уровня управления (директором, его заместителями и др.). При этом управленческое решение, принятое в учебном заведении, должно удовлетворять целому ряду требований. Анализ теории менеджмента и изучение практики показывает, что решение должно:

- иметь целевую направленность, т.е. полностью соответствовать цели управления образовательным учреждением;

- быть обоснованным, адресным (кто будет претворять его в жизнь и нести ответственность за его эффективную реализацию) и правомочным;

- быть непротиворечивым, т.е. отражать единство и согласованность с общей системой принимаемых управленческих решений;

- отвечать условию конкретности по времени его реализации и предусматривать критерии эффективности его реализации с учетом оптимальности затрачиваемых сил, средств и времени;

- быть актуальным и современным;

- быть полным, кратко и четко изложенным.

В планировании реализуется целевой компонент образовательного процесса как деятельностной системы (совместная деятельность руководителей, преподавателей и студентов). Оно предопределяет более успешное выполнение стоящих перед менеджментом задач и связано с рационализацией структуры и содержания управления процессом в целом. Этап планирования предусматривает научное осмысление и анализ теории и особенно сложившейся практики планирования образовательного процесса в учебных заведениях. Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий с определением конкретных исполнителей и сроков исполнения. Цель планирования в образовательном учреждении состоит в выработке единства действий административного и педагогического коллектива, с одной стороны, и коллектива учащихся - с другой.

Достичь успеха можно при соблюдении главных условий:

- знание уровня, на котором находится коллектив к началу планирования;

- четкое представление об уровне, на который должна быть поднята работа к концу планируемого периода;

- выбор эффективных путей и средств планируемой деятельности.

Осуществление планирования требует специальных знаний, умений и навыков, позволяющих четко сформулировать цели обучения и воспитания, а также умения глубоко, на научной основе, анализировать степень достижения поставленных целей и задач. При огромном значении планирования нельзя преувеличивать его роль и значение в управленческом процессе, формально подходить к составлению и реализации планов. Специфика работы учебных заведений заключается в том, что педагогическая деятельность — по сути творческая, но в то же время в определенной степени регламентируется рамками учебных и воспитательных программ, рядом методических писем, приказов, рекомендаций и т.п.

В целом основные задачи планирования в учебных заведениях заключаются в:

- обеспечении выполнения решений государственных органов по вопросам воспитания и обучения подрастающего поколения;

- вычленении главных, узловых вопросов в деятельности педагогического коллектива;

- определении конкретных мероприятий, сроков их исполнения и ответственных исполнителей;

- улучшении дисциплины отдельных исполнителей путем научно обоснованной регламентации их деятельности;

- воспитании ответственности у членов коллектива.

К документации, отражающей комплексно-целевое программирование на уровне образовательного учреждения, относятся: Программа развития образовательного учреждения, план работы педагогического совета, образовательные программы (стандарты) и учебные планы специальностей, учебные программы предметов (дисциплин), планы различных видов занятий, планы работы подразделений (например, кафедр), индивидуальные планы работы преподавателей, Программа воспитательной работы и т.д.

При составлении этих планов и программ менеджеры образовательного учреждения руководствуются определенными правилами, основными руководящими положениями, отражающими исходные идеи и определяющими характер планируемой деятельности с учетом условий непрерывного развития и движения вперед всей постановки дела обучения и воспитания в данном учебном учреждении. План работы образовательного учреждения — это взаимосвязанная, объединенная общими целями совокупность практических мероприятий и дел по реализации поставленных перед учебным заведением целей, а планирование учебных занятий — специфический акт принятия решения по конструированию общей умозрительной или письменной модели взаимодействия преподавателя и учащихся в ходе занятий. Основой этого этапа служат цель, задачи и реальное время урока, а также принципы, методы и содержание учебно-воспитательной деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности учащихся. Планирование остается формальным актом, если на этапе планирования отсутствует элемент прогнозирования.

Организация выполнений принятых решений и планов — третий базовый компонент (третья функция) управления образовательным учреждением. Функция организации выполнения принятых решений и планов включает в себя:

- доведение принятого решения (плана) до исполнителя;

- материально-техническое обеспечение возможности выполнения решения (плана);

- согласование данного решения (плана) с установками и потребностями личности исполнителя.

Организатором (менеджером) выполнения того или иного плана выступает ответственное лицо на данном участке работы. Например, за выполнение учебного плана в школе отвечает зам. директора по учебно-воспитательной работе.

Контрольно-диагностическая функция — четвертый основной компонент (функция) управления, процесс получения и переработки информации о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса и принятия на ее основе управленческого решения. Контроль включает в себя наблюдение, изучение, анализ, диагностику и оценку эффективности деятельности исполнителей. Анализ образовательного процесса — один из основных методов контроля в структуре управления образовательным учреждением; способ получения знаний о причинах той или иной результативности совместной деятельности преподавателя и учащихся. В условиях повышения самостоятельности, а значит, и ответственности при делегировании прав и полномочий образовательному учреждению, контрольно-диагностическая функция внутришкольного управления должна занять особое место в целях стимулирования деятельности педагогов. Современный внутришкольный контроль представляет собой деятельность руководителей школы и представителей общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития всей системы учебно-воспитательной работы образовательного учреждения на диагностической основе общегосударственным требованиям (образовательным стандартам).

Регулятивно-коррекционная функция управления. В научной литературе регулятивно-коррекционная функция управления определяется как деятельность по внесению корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне.Задача деятельности по регулированию и коррекции состоит в том, чтобы поддерживать тот или иной уровень организации системы в данной ситуации.К формам этой деятельности можно отнести:

- различного рода совещания по итогам тематического (или иного вида) контроля с целью выработки планов по разрешению выявленных проблем;

- внесение изменений в должностные (функциональные) обязанности работников;

- принятие решения и его исполнение по факту выявленных нарушений в осуществляемой деятельности;

- деятельность по внесению изменений в систему определенных отношений (например, между педагогами, между педагогом и ребенком, между педагогом и администрацией, между родителями и педагогом и т.д.) и др.

Регулирование и коррекция могут быть как оперативными, так и итоговыми. Если педагогический анализ обеспечивает связь между управленческими циклами, то регулирование создает основу для перевода образовательного учреждения как системы или ее отдельных частей в качественно новое состояние, объединения всех видов деятельности.

Важнейшая функция социального управления - мотивации труда. В основе мотивации труда преподавателя также как у любого специалиста лежат потребности, интересы, склонности, ценностные ориентации, целевые установки и т.д. Вместе с тем, в педагогической деятельности как во взаимодействии преподавателя и учащихся имеются специфические мотивы (см. главу 6).

В комплексе данные функции отражают ход и последовательность определенных управленческих воздействий, их завершенный цикл. Каждое управленческое действие начинается с принятия решения или планирования, зафиксированного каким-либо образом на бумаге, дискете и т.п., а заканчивается итоговым контролем (при необходимости коррекцией) с анализом результативности и эффективности реализации данного управленческого решения. При реализации каждого нового управленческого воздействия руководителя на подчиненных весь цикл повторяется в той же последовательности.

Наши рекомендации