Существительное. категория рода

Задание 1. Проанализируйте причины следующих вопросов и высказываний детей, связанных с категорией рода. Приводя в книге "От двух до пяти" некоторые из них, К.И.Чуковский расценивает их как выражение "грамматического протеста". Против чего протестует ребенок? К чему стремится?

1. Кроватка - женщина, а диван - мужчина. (2.7)

2. "Хоть" - это он, а "хотя" - она? (5)

3. Лань - жена оленя? (4)

4. - Мама, у меня на пальце царап! - Не царап, а царапина.

- Это у Муси если - царапина, а я мальчик! У меня - царап!

Задание 2. Замечено, что многие мальчики первоначально говорят о себе в женском роде: "На автобусе каталась" (Рома; 2) - о себе; "Я к маме пошла" (Сережа; 3) - о себе. В дневнике А.Н.Гвоздева "От первых слов до первого класса" отмечается, что его сын сначала говорил о себе исключительно в женском роде (притом, что, говоря об отце, уже умел правильно выбрать формы мужского рода), затем в течение длительного времени, говоря о себе, путал мужской и женский род. Только когда мальчику исполнилось 3.02, отец записал в дневнике: "Теперь уже, кажется, окончательно перестал говорить о себе в женском роде". С чем, по вашему мнению, связано это явление?

Задание 3. Отнесенность существительных к тому или другому роду может быть выявлена: а) по системе падежных окончаний; б) по согласованию с существительным прилагательных, в том числе и местоимений-прилагательных; в) по согласованию с существительным глаголов в прошедшем времени; г) по роду местоимений, замещающих в контексте данное существительное. Сравните формальное выражение отнесенности к тому или другому роду в приведенном ниже материале. Какие противоречия при этом иногда обнаруживаются?

1. Весь окошко дождик закапает? (2.11)

2. Вон другой валяется бумажка. Надо его поднять. (2.7)

3. С окошечкой одним папа дом нарисовал. (2.7)

4. Мне купят лошадь, я буду на нём кататься. (4)

5. Куколка маленький такой. (3)

6. Папа куда-то ушла. (2.6)

Задание 4. Проанализируйте приводимые ниже примеры изменения неодушевленных существительных в детской речи. Разграничьте случаи перехода существительных женского рода в мужской и наоборот. Как при этом изменяется тип склонения существительных?

1. А печь сам топится?

2. Окно закрыто, а форточек открыт. (3.3)

3. Не подходи к батарею нашему! (4)

4. Одну орешку только съем. (5)

5. Это уже вторая тайма скоро будет. (3.4)

6. Такая кашля у меня. (3)

7. Это твоя окурка здесь валяется? (4)

8. Ищи у нее мозгу! Нет мозги-то! (4)

9. Там другой пути не было. (4)

10. Покатай меня, будь лошадем. (4.5)

11. Один педаль только крутится. (2.3)

12. Спи, я тебя шалем укрою. (2.3)

Задание 5. Замечено, что средний род отличается крайней неустойчивостью в детской речи. Существительные среднего рода часто переводятся детьми либо в женский, либо в мужской род. Проанализируйте приведенный ниже материал, обращая внимание на способ выявления рода. В каких случаях происходит изменение типа склонения?

1. А где другая уха? (2.4)

2. Такую горькую лекарству пить не буду. (3.1)

3. Ой, какой колесик я нашел. (3.5)

4. У нас есть еще яичек? (3)

5. Вот большая блюдца, вот маленькая блюдца. (3.5)

6. Какая озера большая! (4)

Задание 6. Распространены в детской речи ошибки, связанные с употреблением существительных-зоонимов. В нормативном языке встречаются два основных случая: а) одним и тем же словом называются и самец и самка, причем это существительное может быть как мужского ("пингвин", "комар"), так и женского рода ("синица", "пантера"); б) самец и самка называются двумя словами, как однокоренными ("медведь" - "медведица"), так и разнокоренными ("овца" - "баран"). Какая тенденция характерна для детской речи?

1. Он кусается, как злой собак. (3)

2. Лошадь - папа, лошадка - мама, лошаденок - их детка. (4)

3. Синица - тетенька, дяденька - синиц. (4)

4. Меня такой большой мух укусил. (3.4)

5. Снегириха со снегирятами. (4)

Задание 7. Часто дети ошибаются в определении рода существительных, которые в нашей речи употребляются преимущественно в форме множественного числа. Это происходит потому, что определить род существительного по форме множественного числа практически невозможно: различия между родами проводятся последовательно только в единственном числе. Разграничьте случаи перевода существительных мужского рода в женский, и наоборот. Какие из подобных ошибок встречаются и в просторечии?

1. Одного шпора нет. (6)

2. Туфль свой один потеряла где-то. (5)

3. У меня в глазах одни слез застрял. (3)

4. Вот другая ваша шлепанца. (3.7)

5. Вы мой босоножек уже починили? (6)

6. Валенка с ноги слетела и валяется. (4)

7. У него на плече погона, как у папы. (5)

Задание 8. Существительные общего рода часто подвергаются модификации в речи детей. Проанализируйте, в чем именно она заключается.

1. Наташа - моя слуга, а Петя - слуг. (4)

2. Бедный заинька, тебя пьяниц сбил. Мы сейчас этого пьяница в милицию. (3)

3. Стыдно, Сережа, быть такой плаксой... ну, плаксом таким. (4)

4. Этот мальчик - малышек или уже большой? (4)

5. Петя - большая забияка. (4)

Задание 9. Чем интересен приведенный ниже диалог? Какое лингвистическое явление обнаружено мальчиком?

Кирилл: Предметы бывают мужского рода и женского. А ещё среднего. Я - среднего.

Мать: Это почему же? Ты не мальчик и не девочка?

Кирилл: Нет! Кира есть мальчик и Кира есть девочка.

Задание 10. Как известно, существительные мужского рода могут употребляться в речи в значении лица безотносительно к полу ("Она - прекрасный врач"). Этот факт с трудом усваивается детьми.Проанализируйте помещаемый ниже материал, разграничивая случаи:а) отказа детей использовать существительные мужского рода по отношению к лицам женского пола; б) использования существительных мужского рода по отношению к женщине, тогда как в языке имеется нужное существительное женского рода и использование его в данных условиях было бы гораздо уместнее.

1. Люба из себя командирку строит.(6)

2. Он сам режиссер, и она тоже режиссерка.(5)

3. Я буду моряком, когда вырасту. (5)

4. - Когда вырастешь, математиком будешь? - Не математиком, а математичкой! (5)

5. - Вон дворник идет. - Какой же это дворник? Это же тётя! (4)

6. У нас теперь вместо тренера будет тренерша. (5)

7. Моя сестра хочет стать добрым волшебником. (6)

Задание 11. Существуют разные способы образования родовых корреляций одушевленных существительных. Некоторые пары созданы супплетивным способом, т.е. представляют собой разнокоренные образования ("баран" - "овца"), другие образованы путем суффиксации, причем используются суффиксы -К: "пионер" - "пионерка"; -ИЦ: "орел" - "орлица"; -ИХ: "заяц" - "зайчиха"; нулевой суффикс:"супруг "- "супруга" и некоторые другие. При образовании родовых корреляций дети обычно выбирают продуктивные словообразовательные модели, последовательно устраняют супплетивизм, избегают чередований. Произведите анализ помещаемых ниже примеров, разграничивая следующие случаи: а) соответсвующий коррелят имеется в нормативном языке, но образован супплетивным способом; б) коррелят имеется, но образован с помощью другогого суффикса (одного или в сочетании с приставкой); в) коррелят отсутствует вообще.

1. Это тебя парикмахерка так подстригла? (4)

2. Котёнок с мамой-котихой. (3)

3. Приходи к нему лечиться и лисица, и волчица, и паучица. (4)

4. Нарисую короля с королицей. (4)

5. Андрюша - мой лучший подруг. (4)

6. Я - волк, ты - волка, сейчас волкать (рычать) будем! (4)

7. Коза с козом своим. (3)

8. Баран - папа, баранка - мама, а дети - бараночки?

9. Я - барышня, мама у нас - барышня, а папа - барышень? (4)

10. Ну, папа, ты и кокет! (5)

11. Корова с коровом маленьким. (4)

Наши рекомендации