Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение
Учебного предмета
Предмет «Изобразительное искусство» является неотъемлемой частью образования младших школьников с ЗПР и имеет важное коррекционно-развивающее значение. Творчество художников выступает как мощное средство эстетического воспитания. Изобразительная деятельность способствует коррекции недостатков аналитико-синтетической деятельности мышления, позволяет совершенствовать произвольную регуляцию деятельности, речевое планирование, а также преодолевать несовершенство ручной моторики, пространственных представлений, зрительно-моторной координации. Собственная изобразительная деятельность позволяет ребенку выражать свои эмоции и чувства, овладевать навыками символизации, что поднимает психическое развитие на качественно новую ступень.
Изучение предмета «Изобразительное искусство»:
- способствует коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- формирует умение находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
- содействует развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
- учиториентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- способствует исправлению недостатков моторики и совершенствованию зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- формирует у учащихся знания элементарных основ реалистического рисунка, навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
- знакомит учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывает активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- развивает у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
В ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР выделены разделы:
Виды художественной деятельности (восприятие произведений искусства, рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство).
Азбука искусства. Как говорит искусство? (композиция, цвет, линия, форма, объем, ритм).
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? («Земля – наш общий дом», «Родина моя – Россия», «Человек и человеческие взаимоотношения», «Искусство дарит людям красоту».
Опыт художественно-творческой деятельности.
Таким образом, запланированное содержание учебной программы полностью соответствует таковому в ООП НОО. Однако без адаптации к возможностям обучающихся с ЗПР освоить им его невозможно.
Предмет «Изобразительное искусство» в образовании обучающихся с ЗПР тесно связан с другими образовательными областями и является одним из основных средств реализации деятельностного подхода как процесса организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающего овладение ими содержанием образования.
Уроки изобразительного искусства при правильной их организации способствуют формированию личности ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек, вносят свой вклад в формирование универсальных учебных действий (УУД) и сферы жизненной компетенции. Вместе с тем учителю следует очень вдумчиво подходить к подбору содержания, поскольку познавательные ограничения обучающихся требуют перемещения акцентов на эмоциональное восприятие произведений искусства.
Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» предусматривает предметно-практическую изобразительную деятельность с учетом характера затруднений и потенциальных возможностей детей, раскрывает содержание, методы и приемы обучения изобразительным умениям, учитывает основные положения дифференцированного подхода к учащимся. Таким образом обеспечивается разносторонняя коррекция недостатков предшествующего развития: обогащается содержание умственного развития, совершенствуется восприятие, активизируется связное высказывание, уменьшаются трудности оречевления действий, осуществляется связь вербальных и невербальных процессов.
Учитывая специфику восприятия и усвоения учебного материала учащимися с ЗПР (уменьшенный по сравнению с нормой возраста объем восприятия и обработки информации; затруднения при анализе образца, изображения; снижение работоспособности, отсутствие интереса к деятельности; трудности при планировании и реализации замысла (нарушение последовательности, пропуск операций, повторение пунктов плана), сниженный темп деятельности, неудовлетворительная сформированность базовых мыслительных операций, функций самоконтроля, недостатки пространственных ориентировок, моторных функций), учителю в 1 классе следует соблюдать ряд специальных рекомендаций.
Необходимо уточнять и конкретизировать бо́льшую часть самостоятельной работы обучающихся:
- более тщательно, пошагово анализировать образцы;
- проговаривать функциональное назначение деталей изображаемых объектов и всего объекта в целом;
- организовывать процесс обучения на уроке с постоянной сменой деятельности;
- постоянно контролировать и оказывать стимулирующую, организующую и при необходимости обучающую помощь;
- соблюдать индивидуальный подход к обучающимся, учитывая различия их познавательных, речевых, двигательных возможностей, а также способностей к рисованию;
- выбирать работы, которые можно выполнить за одно занятие;
- создавать ситуацию успеха в деятельности для всех обучающихся, предусматривая альтернативные (наиболее легкие) задания.
Особенностью преподавания основ изобразительной деятельности является первоначальное обучение элементарным способам действия (штрихи, мазки, приемы, ориентировка на плоскости), затем выполнение более сложных работ. В целях закрепления знаний, умений и навыков, полученных на одном уроке, учебный материал должен предполагать возможность повторения на последующих двух или трёх уроках.
В процессе обучения в 1 классе учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером), кистью в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.
Занятия рекомендуется проводить в игровой, занимательной форме, всемерно способствуя формированию положительного отношения к рисованию. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия. Игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением необходимых (возможно, простейших) рисунков – различных линий (прямых, дугообразных), предметов круглой, овальной, квадратной формы, раскрашиванием объектов, рисованием несложных геометрических узоров в полосе и т.п. В первом полугодии следует поощрять игры с цветом.
Во втором полугодии, когда дети приобретут некоторые изобразительные умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами, а также поощрять тематическое рисование (наиболее простой для изображения момент прочитанной сказки).