Изучение особенностей среды развития ребенка в летний период
1. Определите особенности организации режима дня детей в летний период, запишите их в тетрадь наблюдений и анализа.
2. Проанализируйте условия, созданные в дошкольном учреждении для организации образовательной работы с дошкольниками:
– какие условия созданы для укрепления здоровья и закаливания детского организма, повышения режима двигательной активности;
– оборудование для игр и самостоятельной деятельности дошкольников на участке;
– оборудование и оснащение экологической зоны в дошкольном учреждении (экологической тропы, уголка леса, луга);
– наличие и оборудование «автодрома» и «площадки ГАИ» для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения;
– создание условий для проведения лечебных и профилактических процедур в летний период (оборудование физиотерапевтических, массажных кабинетов, фитобаров и пр.).
Сделайте вывод о возможности организации разнообразных формы педагогической работы с детьми, способствующих проявлению разных видов их активности, при наличии имеющихся условий.
Задание 2.
Знакомство с планированием образовательной работы
В летне-оздоровительный период
1. Анализируя планы образовательной работы в младших и средних возрастных группах или разновозрастной группе, в тетради наблюдений и анализа отметьте:
1) приоритетность разделов образовательной работы в указанных группах в
летний период; содержание индивидуальной работы с детьми; особенности педагогической деятельности в разновозрастной группе.
2) изучив календарный план работы воспитателя вашей группы, составьте совместно с педагогом календарный план работы на вторую неделю практики.
Задание 3.
Изучение особенностей общения ребенка с воспитателем
И взаимодействия со сверстниками
I. Ежедневно наблюдайте за общением воспитателя с детьми в разных режимных процессах и проанализируйте его по следующим критериям:
1. Систематичность оценивания деятельности детей (постоянно во всех видах деятельности; ребенок преимущественно оценивается в каком-то одном виде деятельности; оценка дается от случая к случаю, эпизодически).
2. Дифференцированность оценки детей (ограничивается общей недифференцированной оценкой, например; «Хорошо, молодцы», или старается дать
каждому ребенку дифференцированную оценку).
3. Объективность оценивания детей (старается оценивать всех детей во всех ситуациях; объективен в отношении большинства детей, но есть предпочитаемые или отверженные дети, т.е. зависит от отношений к ребенку; зависит от ситуации; зависит от вида деятельности),
4. Мотивированность оценки (объясняет причины положительной и отрицательной оценки; мотивирует оценку от случая к случаю в зависимости от ситуации, отношения к ребенку, вида деятельности и т.д.; не мотивирует).
5. Используемые критерии оценки, деятельности детей (успех в деятельности, затраченные усилия, достижение результата, качество работы, проявление определенных нравственных качеств т.д.).
6. Эмоциональная оценка деятельности детей (сопровождается выражением соответствующих эмоций, мимикой, жестами).
7. Использование невербальных средств оценки,' например, одобряющая улыбка, укоризненный взгляд т.д.
8. Реакция детей на оценку воспитателя: насколько она действенна, как она влияет на их поведение и деятельность, стремятся ли они заслужить положительную оценку педагога и каким образом.
Анализ наблюдений ежедневно ведите в тетради наблюдений и анализа, указывая влияния общения на поведение детей.
Понаблюдайте за совместной деятельностью детей в течение всего периода практики и определите модели их взаимодействия в разных видах деятельности (Герасимова Е. Особенности взаимодействия дошкольников в разновозрастной группе/ Е. Герасимова // Дошкольное воспитание. –. 2002. – №1. – С. 44 – 47).
Для развития сотрудничества детей с воспитателем и друг с другом проводите ежедневно игры «Дождик», «Раздувайся, пузырь», «Карусели», «Подарки», «Кто к нам пришел?», «Смелые мышки», «Воробушки и автомобили» и другие (Богуславская З. М., Смирнова Е О. Развивающие игры для младших дошкольников. – М.,1992). Отразите в календарном плане задачи предлагаемых игр.
Задание 4.
Организация физкультурно-оздоровительной работы
В летний период
1. Работа проводится в следующих направлениях; организация и проведение закаливающих процедур утренней гимнастики и подвижных игр на свежем воздухе. В календарном плане работы подробно представьте комплекс упражнений утренней гимнастики, укажите задачи подвижных игр.
2. Определите виды закаливания, проводимые с детьми данной возрастной группы, и опишите методику организации одного да видов закаливания в тетради наблюдений и анализа.
При проведении вышеуказанных форм деятельности в разновозрастной группе тщательно подбирайте игры и упражнения, что обусловлено формами взаимодействия детей.
Задание 5.