График учебного процесса (6 семестр)
№ недели | ||||||||||||||||||
Практика | х | х | ||||||||||||||||
1.2. Цель практики:
· углубление знаний об особенностях образовательной работы в летний оздоровительный период; овладение умениями и навыками организации педагогического процесса с детьми младшего (среднего) возраста;
· расширение, углубление теоретических знаний и совершенствование умений их применять в практической психолого-педагогической деятельности;
· формирование системы профессиональных умений и навыков, обеспечивающих успешность педагогической деятельности в качестве воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Задачи практики
1. Изучение организации – педагогического процесса в летне-оздоровительный период в младшей или средней группах (в разновозрастных группах).
2. Подготовка и самостоятельное проведение режимных процессов согласно календарному плану.
3. Выявление уровней сенсорного развития у детей дошкольного возраста и определение основных направлений индивидуальной работы по сенсорному развитию.
4. Формировать приемы адекватного самоанализа и самооценки в процессе выполнения функций воспитателя дошкольного учреждения, в том числе прогнозировать результаты работы, проектировать возможные собственные затруднения и затруднения детей, выявлять и оценивать реальные пути их преодоления;
5. Формировать навыки педагога-исследователя.
Требования к уровню освоения содержания практики
На практике студенты овладевают следующими умениями:
специальными: овладевать методами изучения возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего, среднего дошкольного возраста, их представлений, знаний, умений, способностей, состояния речи и физического развития;
организаторскими: умения строить педагогический процесс в разновозрастной группе, организовывать взаимоотношения между детьми, между детьми и воспитателями на основе знаний о закономерностях становления личности и индивидуальности дошкольника; создавать развивающую среду для игровой, познавательной, художественно-эстетической и творческой деятельности с учетом гигиенических и педагогических требований к оснащению и оборудованию помещений и участка ДОУ; умение активизировать самостоятельную игровую, познавательную и другие виды деятельности ребенка;
конструктивно - проектировочными: планировать собственную деятельность в качестве воспитателя и психолога; ставить цели и задачи воспитательно-образовательной работы в группе, адекватные конкретным видам деятельности; отбирать содержание, формы, методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании; планировать систему приемов стимулирования активности дошкольников в различных видах деятельности; проектировать развивающую среду в группе ДОУ;
коммуникативным: устанавливать взаимоотношения с детьми, воспитателями, родителями, администрацией ДОУ, а также организация общения детей друг с другом; владеть педагогической техникой (умение выбирать правильный стиль и тон в обращении с детьми, управлять их вниманием, располагать к себе собеседника, образно передавать информацию);
гностическими: проводить диагностические обследования психического развития ребенка; анализировать уровень развития знаний, умений, представлено и состояние речи ребенка; на этой основе корректировать собственную педагогическую деятельность и воспитательно-образовательный процесс; сопоставлять практическую работу в ДОУ с теоретической готовностью к профессиональной деятельности; выделять и устанавливать взаимосвязи между педагогическими явлениями.
1.4. Место практики в системе высшего профессионального образования
(междисциплинарные связи)
Основой для проведения практики являются такие дисциплины блока ДПП, как дошкольная педагогика (студенты организуют работу с родителями, игровую и трудовую деятельность детей); детская психология, возрастная психология (диагностируют возрастные особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста, изучают особенности познавательной, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферы личности);
Базой для проведения практики служат дошкольные образовательные учреждения г. Саранска и Республики Мордовия
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Установочная конференция проводится в МГПИ им. М.Е. Евсевьева. В ходе конференции студенты знакомятся с организацией и содержанием практики, где констатируются обязанности студента-практиканта, дается перечень отчетной документации. Здесь же происходит распределение студентов по дошкольным образовательным учреждениям и закрепление за руководителями.
Практика проходит в несколько этапов.
I этап, 1 неделя:адаптационно-ознакомительный в ДОУ. Первая неделя практики отводится на общее ознакомление с дошкольным образовательным учреждением, режимом работы и правилами внутреннего распорядка, группой и особенностями организации педагогического процесса путем наблюдения, бесед с детьми и воспитателями, посещение занятий и изучения педагогической документации педагогов конкретной группы.
Анализируют планы образовательной работы в младших и средних возрастных группах или разновозрастной группе.
Изучение особенностей общения ребенка с воспитателем и взаимодействия со сверстниками, организация физкультурно-оздоровительных мероприятий.
К концу первой недели студент-практикант составляет индивидуальный (перспективный и календарный) план работы под руководством воспитателя и группового руководителя.
II этап, 2 неделя:
1) Организация педагогического процесса в группе: проведение режимных моментов; планирование игровой и трудовой деятельностей детей;
2) Планирование и проведение прогулок; создание психологического комфорта в группе.
3) Организация педагогической деятельность студента в качестве психолога, где студент в течение практики изучает сенсорное развитие детей, ведет протоколы психологического исследования.
4) Изучение индивидуальных особенностей детей своей группы на основе диагностических методик.
На данном этапе практики студент-практикант подводит итоги своей работы проводит различного рода зачетные мероприятия: физкультурно-оздоровительные и досуговые мероприятия, режимные процессы, познавательная деятельность детей.
В последний день практики проводится совещание педагогического коллектива, студентов-практикантов и группового руководителя, на котором обсуждается деятельность каждого студента, дается характеристика и предварительно оценивается результат практической деятельности.
По окончании практики осуществляется подготовка и проведение итоговой конференции на базе института.
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПРАКТИКИ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
№ п/п | Наименование разделов и тем | ВСЕГО (часов) | Формы деятельности (работа с литературой, документами, персоналом, лабораторный эксперимент, полевые исследования, камеральная обработка материалов, экскурсии и т.д.) | Самостоятельная работа | |
Установочная конференция | До начала практики | Постановка целей и задач практики | |||
I | Адаптационно-ознакомительный этап. Ознакомление с дошкольным образовательным учреждением, режимом работы и правилами внутреннего распорядка, группой и особенностями организации педагогического процесса. Анализируют планы образовательной работы в младших и средних возрастных группах или разновозрастной группе. Изучение особенностей общения ребенка с воспитателем и взаимодействия со сверстниками, организация физкультурно-оздоровительных мероприятий. | 1 неделя | Наблюдение, беседы с детьми и воспитателями, посещение занятий и изучение педагогической документации педагогов конкретной группы. К концу первой недели студент-практикант составляет индивидуальный (перспективный и календарный) план работы под руководством воспитателя и группового руководителя. | Анализ педагогического процесса, организуемого воспитателем группы. Подготовка материалов для проведения диагностирующих методик | |
II | Педагогическая деятельность студента в качестве воспитателя-психолога в группах детей младшего, среднего дошкольного возраста. | 2 неделя | Организация педагогического процесса в группе: проведение режимных моментов; планирование игровой и трудовой деятельностей детей; Планирование и проведение прогулок; создание психологического комфорта в группе. Организация педагогической деятельность студента в качестве психолога, где студент в течение практики изучает сенсорное развитие детей, ведет протоколы психологического исследования. Изучение индивидуальных особенностей детей своей группы на основе диагностических методик. | Анализ педагогического процесса и собственной деятельности. | |
Заключительная конференция | По окончании практики | Письменные отчеты студентов и групповых руководителей как результат успешной работы в профессиональной сфере |
IV. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ