Этика профессиональной деятельности

СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

План

1. Уровни этических проблем в специальной психологии.

2. Этические принципы деятельности специального психолога.

3. Этические требования к специальному психологу.

2.3.1. Уровни этических проблем в специальной психологии

При рассмотрении основных этических регуляторов деятельности практического психолога можно было бы выделить следующие уровни:

Правовой уровень, основанный на таких документах, как «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Конституция (Основной Закон) РФ», «Закон РФ об образовании», «Должностная инструкция педагога-психолога», и других нормативных документах, вплоть до «Уголовного кодекса РФ».

Моральный уровень, отраженный в многочисленных (но, к сожалению, еще менее однозначных и обязательных) этических «Кодексах», «Уставах» и даже «Стандартах», где часто отмечаются такие принципы, как «Не навреди!», «Не навешивай ярлыков», «Принимай клиента таким, каков он есть», «Сохраняй профессиональную тайну (принцип конфиденциальности)», где часто подчеркивается «Неоспоримый приоритет интересов клиента» и т.п.

Нравственный уровень, предполагающий определенную ценностно-смысловую зрелость психолога, сформированное (а лучше сказать - выстраданное) ценностно-нравственное ядро личности. Сам нравственный уровень возможен лишь тогда, когда у психолога, с одной стороны, нет стремления навязывать именно свою точку зрения клиенту (как и в случае с культурой, можно было бы сказать, что нравственность начинается с признания иной мировоззренческой позиции), но, с другой стороны, нравственность предполагает и свою собственную точку отсчета (нравственный критерий) при отношении психолога к тем или иным событиям окружающего мира и к самому себе.

2.3.2. Этические принципы деятельности специального психолога

Профессиональная деятельность психолога - это работа с внутренним миром человека, с человеческой личностью. А этот объект работы требует соблюдения особых принципов и правил этики. Психология имеет в своем распоряжении такие инструменты, пользование которыми требует особой осторожности. Рассмотрим наиболее важные принципы профессиональной этики психолога.

1. Принцип профессиональной компетентности. Психологу важно знать свои права и обязанности, возможности и ограничения. Он должен четко осознавать свои профессиональные возможности и действовать только в пределах уровня профессиональной подготовленности. При применении психодиагностической методики, коррекционной, развивающей, консультационной программы психолог должен знать их теоретические основы и хорошо усвоить технологию их проведения.

2.Принцип не нанесения ущерба человеку. Психолог осуществляет свою деятельность, исходя прежде всего из интересов заказчика. Однако при этом следует придерживаться принципа не нанесения ущерба любому человеку, так или иначе включенному в исследование или практическую работу. Важно иметь в виду необратимость многих психических процессов. Поэтому главный этический принцип психолога - «не навреди». Сформулированный Гиппократом применительно к врачебной этике, он имеет исключительное значение и в деятельности психолога. Процесс и результаты деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному положению, интересам человека.

3.Принцип научной обоснованности и объективности. Психолог может применять только валидные и надежные методы и средства. Необходимо использовать методики, адекватные целям и условиям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого. Методики должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными, валидными, адаптированными.

4. Принцип уважения клиента. Психолог должен уважать достоинство испытуемого клиента и проявлять честность в общении с ним. В процессе психологической работы психолог должен стремиться к поддержанию у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом.

5.Принцип соблюдение профессиональной конфиденциальности. Психолог должен сохранять конфиденциальность психодиагностических методик. Это означает, что профессиональные методики не должны попадать в руки непрофессионалов. Секреты, обуславливающие их пригодность, должны сохраняться в тайне. Дело профессиональной чести психолога - препятствовать попыткам некорректного и неэтичного применения психодиагностических методик.

Необходимо соблюдать конфиденциальность результатов психодиагностического исследования, избегать сознательного или случайного распространения материала, полученного от испытуемого или (клиента), чтобы избежать его компрометации. При этом важно вести строгий учет полученной информации (вплоть до применения системы кодирования), ограничивать доступ к ней заказчика, клиента или иных третьих лиц, корректно использовать полученные сведения.

Рассмотренные принципы этики психолога характеризуют наиболее общие положения, которые он должен учитывать в своей научной, практической и педагогической деятельности. В то же время в рамках отдельных типов профессиональной психологической работы существуют и особые проблемы. Поэтому нередко рассматриваются специфические этические принципы, важные при проведении психологического исследования, психодиагностики, психологического консультирования.

В связи с осознанием важности этической регуляции психологического исследования и практики в последние годы психологами многих стран разрабатываются этические нормы профессиональной психологической деятельности. Так, в 1981 г. Американской психологической ассоциацией были официально приняты «Этические стандарты психологов» - своеобразный кодекс профессиональной этики. В 1985 г. Британское психологическое общество приняло «Кодекс поведения» для психологов. Вопросы этического обеспечения исследовательской и практической деятельности активно разрабатываются и в других европейских странах. В нашей стране также активно обсуждаются проблемы профессиональной этики психологов и разрабатываются документы, которые могли бы регламентировать этическую сторону в их деятельности.

2.3.3. Этические требования к специальному психологу

Крайне важны этические требования к психологу сферы коррекционного образования, поскольку практическая деятельность специального психолога более всего ориентирована именно на нее (Р. С. Немов):

· психолог обязан оказывать лишь такие услуги, для которых имеет необходимое образование и квалификацию;

· психолог должен быть осторожен и осмотрителен в выборе психокоррекционных и психодиагностических методик, в своих выводах и рекомендациях;

· в случае применения методик, не прошедших достаточной апробации или не полностью отвечающих всем стандартам, психолог обязан предупреждать об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в своих выводах и рекомендациях;

· психолог препятствует использованию методов психодиагностики и психологического воздействия профессионально неподготовленными людьми, предупреждает об этом тех, кто по незнанию пользуется их услугами;

· психолог не должен препятствовать тому, чтобы обследование или консультирование ребенка по его желанию проводилось в присутствии других лиц, за исключением особых случаев экспертизы, оговоренных законом;

· если обследование ребенка или психологическое вмешательство осуществляется по требованию другого лица - представителя органа образования, врача, судьи и т.п., психолог обязан известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих;

· данные индивидуального обследования подростков, юношей и девушек психолог имеет право передавать другим лицам лишь при согласии на это самих испытуемых, при этом испытуемый имеет право знать, что и кому сообщается;

· допускается сообщение другим лицам только таких данных о детях, которые не могут быть использованы им во вред;

· психолог несет персональную ответственность за хранение в тайне информации о детях, которых он обследует.

Литература

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М., 1996.

2. Аминов Н.А., Молоканов М.В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал. - 1992. - Т.13. - №5. - С. 104-110.

3. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». - М.,2002.

4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. - М., 2006.

5. Карандашев В.Н. Психология: введение в профессию. - М., 2005.

6. Климов Е. А. Введение в психологию труда. - М.: ЮНИТИ, 1998.

7. Кодекс профессиональной этики психологов Общества Психологов ВНР // Вопросы психологии. - 1983. - №6. - С.130-133.

8. Крылов А.А., Юрьев А.И. Этические принципы и правила работы психолога // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. - Л., 1990.

9. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996.

10. Настольная книга педагога-дефектолога / Под ред. Т.Б. Епифанцева. - Ростов-на-Дону., 2006.

11. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2002.

12. Прилепко Ю.В., Козловская Г.Ю. Введение в профессию специальный психолог. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – 184 с.

13. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. - М., 2005.

14. Толстых А.В. Морально-этические проблемы психологической практики. - М., 1988.

15. Усанова О.Н. Специальная психология. - СПб, 2006.

Вопросы и задания

1.Уточните по словарю определение следующих терминов: личность, специальный психолог, этика, кодекс, компетентность, закономерности, компенсация.

2.Что для вас является критерием профессиональной компетентности психолога.

3. В чем отличие закономерностей отклоняющегося развития первого, второго и третьего порядка.

4.Напишите реферат на тему «Основные профессиональные и личностные качества специального психолога»

5. Раскройте взгляды различных ученых на закономерности отклоняющегося развития.

6. Заполните таблицу «Профессиональный портрет психолога».

  Профессиональные качества Личностные качества
Специальный психолог    
Практический психолог    

7. Сформулируйте свой этический кодекс, пользуясь таким правилом: в левой колонке продолжите несколько раз предложение «Я никогда не сделаю другому человеку...». А в правой колонке то же самое сделайте с предложением: «Я всегда сделаю для другого человека...».

На обратной стороне листа продолжите выполнение задания - измените предложение в левой колонке так: «Я никогда не сделаю себе ...», а в правой колонке: «Я всегда сделаю для себя.»

Сравните эти ответы сами или предложите оценить их группе. Докажите необходимость рефлексии на содержание личного этического кодекса.

8.Перечислите основные нормативные документы, касающиеся психологической службы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

9.Выполните аннотирование 4 статей из журналов «Коррекционная педагогика», «Специальная психология», «Клиническая и специальная психология» и материалов конференций по проблемам специальной психологии за последние 5 лет.

10.Составьте блок-схему главы «Нормальное, аномальное и отклоняющееся развитие» из книги Шаповал И.А. «Специальная психология».- М., 2005.

Основные понятия

Компенсация (от лат. compensatio – возмещение, уравновешивание) – это сложный многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма.

Умственное развитие – это совокупность изменений качественного и количественного характера, происходящих в умственной деятельности в связи, с изменением возраста и обогащением опыта человека.

Дети с отклонением в развитии - категория детей с отклонениями или нарушениями в функционировании когнитивных, эмоциональных, регуляционных процессов психики.

Психологическая реабилитация - восстановление поврежденных функций в пределах психофизиологических возможностей ребенка.

Психологическая компенсация - возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.

Психологическая адаптация - процесс приспособления личности к существованию в обществе с соответствующими социальными требованиями.

Интеграция - внедрение ребенка с отклонением в развитие в среду нормально развивающихся сверстников.

Лицо с ограниченными возможностями здоровья — лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

Наши рекомендации