Конспектирование работ, составление выписок из работ и тезисов по отдельным темам курса

Слово «конспект» латинского происхождения, означающее обзор, изложение. Правильно составить конспект означает: выделить самое основное в изучаемом произведении, сосредоточить внимание на наиболее существенном, в кратких четких формулировках обобщить важнейшие теоретические положения. Хороший конспект может быть составлен только в том случае, когда первоисточник прочитан полностью, его содержание усвоено, выявлены соотношения основных частей. Основные мысли автора конспектируемой работы должны излагаться не дословно, а своими словами. Это способствует более успешному овладению содержанием текста. При цитировании каких-либо положений следует указывать страницы соответствующего текста.

В начале конспекта следует указать фамилию и инициалы автора цитируемой работы, ее выходные данные (место издания и год), конспектируемые страницы.

Выписка – это дословная, точная запись определенного текста. Использование такой формы записи дает возможность выбрать материал на определенную тему.

Тезисы представляют собой кратко сформулированные основные положения текста. В тезисах, как правило, не рассматривается фактический материл, который в тексте приводится для обоснования, доказательства или пояснения высказываемых положений.

Реферативное описание литературных источников -краткое изложение содержания научного труда или нескольких работ (книг, статей) по общей тематике.

Компонентами являются:

- план- оглавление;

- введение (постановка проблемы, объяснение выбора темы, ее значения, актуальности, определение цели и задач реферата);

- основная часть, состоящая из 3-4 параграфов (каждая проблема или части одной рассматриваются в отдельных разделах реферата и являются логическим продолжением друг друга; по окончании изложения материала в каждом параграфе должны быть сделаны краткие выводы);

- заключение;

- список литературы (5 наименований). Список должен включать все цитируемые в работе источники и труды (после воспроизведения цитаты или изложения материала из конкретного источника в тексте должна следовать ссылка с указанием номера источника в списке литературы и номера страницы в источнике);

Объем реферата составляет не менее 10 страниц формата А-4 компьютерного шрифта (№14) через 1,5 интервала. Работа выполняется на одной стороне листа. При выполнении работы соблюдаются поля. Страницы в работе считают с титульного листа, нумеруют со второго. Завершенная работа сшивается.

Написание аннотаций

Основное содержание первоисточника должно быть передано лаконично и емко, в форме связного текста.

В силу предельной краткости не допускается цитирование, не используются смысловые фрагменты оригинала.

Средний объём аннотации не более 500 печатных знаков (не более 1 страницы).

Аннотация – краткая характеристика печатного издания, включающая сведения о содержании, его назначении. В ней отражается то новое, что несет в себе данное произведение печати в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению.

План аннотации включает в себя:

1. Библиографическое описание работы.

2. Перечисление основных проблем, затронутых в работе.

3. Выводы автора, его мнение, оценка.

Действия при написании аннотации могут быть следующими:

1. Разбейте текст на смысловые части.

2. Выделите в каждой части основную мысль, обозначите ее предложением, заимствованным из текста.

3. Сформулируйте основную мысль своими словами.

4. Перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения.

5. Определите значимость работы.

5. Схема отчёта магистранта по практике:

Отчет о прохождении научно-исследовательской практики

_____________________________________________________

(фамилия, имя, отчество практиканта)

Сроки и место прохождения практики _________________________________

__________________________________________________________________

Виды работ, выполненные в период практики ___________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Личностные изменения, произошедшие за время практики: _______________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Профессиональные знания и навыки, полученные в ходе практики ___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Трудности, возникшие в ходе практики:

организационные___________________________________________________

___________________________________________________________________

содержательные ____________________________________________________ __________________________________________________________________

другие_____________________________________________________________

___________________________________________________________________

Предложения и пожелания по организации и содержанию практики ________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Дата Магистрант __________________

Отзыв руководителя практики

В период с ___________________________ по___________________________

магистрант (инициалы и фамилия) ____________________________________

проходил(а) практику на базе _________________________________________

(название образовательного учреждения)

За время прохождения практики магистрантом были проведены следующие мероприятия:_______________________________________________________

__________________________________________________________________

Магистрант показал сформированность таких профессиональных компетенций: _____________________________________________________________________________

Магистрант проявил такие личностные качества:___________________________________

Отношение к своим обязанностям на практике: ____________________________________

Оценка профессиональных перспектив: ___________________________________________

_____________________________________________________________________________

Предполагаемая оценка за практику: _____________________________________________

Подпись руководителя практики _________________________________________________

(инициалы и фамилия)

9.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания достижения запланированных результатов практики

Формы отчётности по учебной (научно-исследовательской) практике:

Зачет ставится по окончании 1 семестра:

1. индивидуальный план работы;

2. план и конспекты пяти статей педагогической тематики;

3. аннотации на три автореферата, близких к предполагаемой теме исследования;

4. реферативное описание литературных источников по теме магистерской диссертации (не менее 5);

5. письменный отчёт о практике

Критерии оценивания: зачет выставляется при условии получения студентов в сумме 80-ти и более баллов, из них:

1. В срок, до начала практики подготовленный индивидуальный план – до 5 баллов;

2. В срок подготовленные и сданные планы и конспекты пяти статей по педагогической тематике – до 10 баллов;

3. В срок подготовленные и выполненные в соответствии с выше изложенными требованиями аннотации на авторефераты – до 30 баллов;

4. В срок подготовленное, выполненное в соответствии с выше изложенными требованиями реферативное описание литературных источников по теме магистерской диссертации – до 50 баллов;

5. В срок подготовленный и сданный отчет о практике – до 5 баллов.

Уровни освоения каждой из компетенций не ниже минимального.

10. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для проведения практики

а) Основная литература:

1. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 7-е изд., стер. – М., Академия, 2012. – 206 с. http://library.pstgu.ru

2. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований / Под ред. В. И. Загвязинского. М., Академия , 2015 – 237 с.

3. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. - 8-е изд., испр. и доп.- М., Академия, 2013. – 124 с.

4. Новиков В. К.Методология и методы научного исследования: курс лекций. М., 2015. – 211 с. https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=430107&sr=1

б) Дополнительная литература:

1. Абрамова И. Г., Ходоровская А. С. Оформление и защита педагогического проекта// Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида: Монография/ Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб., 1995.

2. Акулов О. В., Писарева С. А. Как написать квалификационную работу по педагогике. СПб., 1999.

3. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова. - М. :Academia, 2008. - 320 с. http://library.pstgu.ru

4. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (Дидактический аспект). М., 1982.

5. Балашов В.В. Магистратура в вузах России. М., 1999.

6. Богомолова О.Б., Усенков Д.Ю. Искусство презентации: практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 446 с.

7. Введение в научное исследование по педагогике/ Под ред. В. И. Журавлева. М., 1988.

8. Голубев Н. К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. Л., 1987.

9. Гуревич К.М. Надежность психологических тестов // Психологическая диагностика, ее проблемы и методы. М., 1975. – С. 162-176.

10. Гусев В. А., Смирнов И. М. Магистерская диссертация по методике преподавания математики: методические рекомендации. М., 1996.

11. Даргевичене Л. И. Введение в методику педагогического исследования. СПб., 1997.

12. Добреньков, В. И. Методология и методы научной работы [Текст] : учеб. пособие / В. И. Добреньков, Н. Г. Осипова ; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Социологический факультет. - М. : Университет, 2009. - 275 с.http://library.pstgu.ru

13. Захаров В.П. Применение математических методов в социально-психологических исследованиях: Учеб. пособие. Л., 1985.

14. Корнилова, Т.В. Психологические методы в практике высшей школы. М., 1993.

15. Кочетов А. И. Культура педагогического исследования. Минск, 1996.

16. Краевский В. В. Основные характеристики и логика педагогического исследования. Волгоград, 1994.

17. Кузнецов И.Н. Научное исследование. М.: Издательство «Дашков и К», 2006. - 230 с.

18. Кузнецова Н.Н. Проблема возникновения науки, философия и методология науки: Учеб. пособие. М., 1996.

19. Методология педагогики: понятийный аспект: монографический сборник научных трудов. Вып. 1. М., 2014.- 212 с. https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=232305&sr=1

20. Методы измерения и прогнозирования в исследовании воспитательного процесса/ Под ред. З. И. Васильевой. Л., 1986.

21. Научные работы: методика подготовки и оформления/ И. Н. Кузнецов. М., 2000.

22. Педагогическая статистика в опытно-экспериментальной работе школы. СПб., 1993.

23. Педагогический эксперимент/ Под ред. А. А. Макарени. Л., 1985.

24. Рузавин Г. И. Математизация научного знания. М., 1984.

25. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2000.

26. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986.

27. Стешов А. В. Устное выступление: логика и композиция. Л., 1989.

28.Философия и методология науки: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Под ред. В. И. Купцова. М., 1996.

29.Черепанов В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М., 1989

11. Перечень ресурсов информационно-телекомуникационной сети «Интернет», необходимых для проведения практики

http://pedlib.ru/ Педагогическая библиотека

http://ellib.gpntb.ru/ Электронная библиотека ГПНТБ России.

http://rsl.ru/ РГБ

http://www.gnpbu.ru/ Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского

Электронная библиотека ПСТГУ – http://pstgu.ru/library/

Вестник ПСТГУ. Серия «Педагогика и психология» - http://pstgu.ru/scientific/periodicals/bulletin/IV/

Вера и время: http://verav.ru/

12. Перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

При подготовке заданий практики студент может использовать следующее программное обеспечение:• веб-браузер (Интернет-обозреватель) – GoogleChrome (или аналогичный - InternetExplorer, MozillaFirefox, MicrosoftEdge, Opera, AndroidBrowser и т.д.) с установленными дополнениями (расширениями) AdobeFlashPlayer и Java.

13. Описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики(отсутствует)

Автор – д.п.н., доцент ____________________________ С.Ю. Дивногорцева

Рецензент – д.п.н., доцент _________________________ Т.В. Склярова

Программа одобрена на заседании кафедры педагогики и методики начального образования от «30»августа2017 года, протокол № 1.

Наши рекомендации