Тема: Учет риска при принятии ценовых решений (2 час. дн., 0 час. заочн., 0 час.ускор. форма обуч.)
План проведения занятия
1. Вводная часть
1.1. Цель занятия – изучение методов оценки рисков, принятие ценовых решений в условиях риска
1.2. Основные вопросы темы:
- понятие и сущность риска
- причины возникновения риска
- методы оценки рисков
- принятие ценовых решений в условиях риска
- принятие ценовых решений в условиях неопределенности
- пути снижения риска принятие ценовых решений
- методы снижения риска ценовых решений
2. Опрос
3. Прослушивание докладов, анализ тем докладов с группой
4. Выполнение и разбор тестовых заданий
5. Домашнее задание
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы определения риска, его черты, а также условия, сопутствующие риску?
2. Назовите и охарактеризуйте основные источники неопределенности, приводящие к возникновению риска при принятии ценовых решений.
3. Перечислите и охарактеризуйте функции риска. Какие из функций риска наиболее (наименее) выражены при принятии ценовых решений?
4. Раскройте классификационные признаки риска. Чем обусловлено возникновение того или иного вида риска в области ценообразования?
5. Охарактеризуйте вероятностный метод оценки рисков. Проанализируйте достоинства и ограничения подходов, отражающих применение вероятностного метода оценки степени риска ценовых решений.
6. В чем заключается суть статистического метода? С помощью каких показателей производится статистическая оценка риска и какова их интерпретация?
7. Каковы этапы оценки чувствительности результирующих показателей? Перечислите показатели, являющиеся результирующими при оценке риска ценовых решений.
8. В чем состоит особенность метода сценариев? Какова его взаимосвязь со статистическим методом оценки риска?
9. Каковы особенности экспертной оценки рисков ценовых решений. Какой показатель отражает согласованность мнений экспертов в процессе принятия решений в области ценообразования?
10. Охарактеризуйте процесс принятия ценовых решений в условиях риска.
11. В чем состоит отличие принятия ценовых решений в условиях риска и неопределенности?
12. Расскажите об основных методах принятия решений в условиях неопределенности.
13. Раскройте сущность избежания появления возможных рисков в области ценообразования. Что необходимо учитывать при использовании данного направления снижения риска?
14. Перечислите, основные методы снижения риска. Каким образом осуществляется выбор метода снижения риска ценовых решений?
15. В чем заключается роль страхования в снижении рисков ценовых решений. Какова сфера применения и ограничения данного метода?
16. Раскройте особенности метода резервирования средств. Почему его важной характеристикой выступает определение требуемого объема создаваемых фондов?
17. Каковы особенности использования метода диверсификации при снижении рисков в области ценообразования?
18. Назовите виды ограничений, применяемых при лимитировании отдельных аспектов ценовых решений.
Задача 1. Выявить все виды рисков, воздействующих на данную ситуацию, указать условия и причины их возникновения.
Ситуация 1. Производственное объединение «ЗИЛ» решает выйти на внешний рынок с новой моделью грузового автомобиля «Бычок». Внешнеторговая фирма объединения не обладает данными об уровне цен зарубежных автомобильных рынков, сведениями о потенциальных покупателях, об их требованиях и предпочтениях.
Ситуация 2. Крупный мебельный комбинат, выпускающий корпусную и мягкую мебель, хочет открыть специализированные магазины в соседних регионах (областях), но не располагает информацией об их возможностях, что приводит к затруднениям в выборе ценовой политики.
Ситуация 3. Предприятие «Копировальная техника» стоит перед проблемой крупных капиталовложений в расширение производства изделий, которые оно продает коммерческим банкам, страховым компаниям и информационно-рекламным агентствам.
Ситуация 4. До недавнего времени производственное объединение «Бытхим», выпускающее краски, ориентировалось только на профессиональный рынок, продавая краску в 5-литровых емкостях. Но теперь принимается стратегическое решение выпускать продукцию и для потребительского рынка, продавая краску в литровых емкостях под другой торговой маркой и с целью обеспечить дальнейший рост за счет изменения ценовой политики.
Ситуация 5. На рынке массового питания г. Санкт-Петербурга появился новый продукт «Петербургер»: горячий трехслойный бутерброд с мясной или рыбной и овощной начинкой с соусом. В отличие от гамбургеров MacDonald's, которые готовятся путем обжаривания продуктов в масле (что приводит к образованию канцерогенных веществ), основу приготовления «Петербургеров» составляет экологически чистый электроконтактный способ термообработки продуктов. Максимально сохраняются витамины (до 80% от исходного уровня), ускоряются сроки приготовления бутербродов, снижается себестоимость и цена.
Задача 2. Маржинальный доход организации составляет 90 руб. на одно изделие, переменные затраты – 160 руб., объем продаж – 12 000 шт. Цена за единицу продукции – 250 руб., постоянные затраты по смете на период – 876 000 руб. Рассчитать, как изменится прибыль при условии: увеличения цены на 8%; снижения объема продаж на 10%; снижении постоянных затрат на 15%.
Задача 3. Предприятие планирует выпуск изделий в количестве 1000 шт. Переменные затраты на изделие – 125 руб., совокупные постоянные затраты – 60 000 руб., прибыль – 40 000 руб. По прогнозам специалистов, вероятность увеличения объема продаж на 10% составит 0,5, а вероятность снижения объема продаж за счет потери клиента на 5% составит 0,35. Существует вероятность 0,2 роста стоимо сти услуг связи, что приведет к увеличению постоянных затрат на 5000 руб. Существует риск 0,4 повышения цен на материалы на 30%, при этом материалы составляют 70% переменных затрат на единицу продукции. Решить задачу: статистическим методом; методом оценки чувствительности критического объема продаж; методом сценариев.
Задача 4. В процессе качественного анализа выявлены пять видов риска, которым может подвергаться процесс установления скидок на реализуемый вне сезона товар. Эксперты проранжировали риски по степени их возможного влияния на уровень потерь.
Эксперты | Риски | ||||
Суммарный ранг важности |
Рассчитать коэффициент конкордации.
Список литературы
1. Багиев, Г. Л.Маркетинг : учебник для студентов вузов, обуч. по эконом. спец. / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн ; под общ. ред. Г. Л. Багиева. - 3-е изд, перераб. и доп. - СПб : ПИТЕР, 2008. - 733 с.
2. Основы маркетинга. Практикум : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Д. М. Дайитбегова, И. М. Синяевой. - М. : Вузовский учебник, 2008. - 364 с.
3. Годин, А. М.Маркетинг : учебник для студентов вузов / А. М. Годин. - Изд. 6-е, перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2007. - 756 с.
4. Герасименко, В. В.Ценообразование : учеб. пособие / В. В. Герасименко ; МГУ, экономич. фак. - М. : Инфра-М., 2007. - 419 с. -
5. Баздникин, А. С. Цены и ценообразование: Учеб. пособие для студентов вузов / А. С. Баздникин ; А. С. Баздникин. - М.: Юрайт, 2004. - 332 с.
6. Липсиц И.В. Ценообразование: Учебник. 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2004. – 448 с.
7. Нэгл, Т. Стратегия и тактика ценообразования: Руководство по принятию решений, приносящих прибыль / Т. Нэгл ; Т. Нэгл; Пер с англ. О. Игнатенкова, Ю. Каптуревский. - 3-е изд. - СПб : Питер, 2004. - 571 с.
8. Цены и ценообразование : учебник для студентов вузов / под ред. В. Е. Есипова. - 4-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2004. - 560 с.
9. Ценообразование: Учеб. пособие для студентов, обуч. по спец. "Финансы и кредит" / Под ред. Г. А. Тактарова. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 173 с.
10. Хруцкий, В. Е. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка : Учеб. пособие по маркетингу для студентов гуманит. вузов / В. Е. Хруцкий ; В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 523 с.
11. Шуляк, П. Н. Ценообразование : Учебно-практ. пособие / П. Н. Шуляк ; П. Н. Шуляк. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издат. Дом "Дашков и К", 2001. - 213 с.