Тема: Цена и рыночное равновесие (2 час. дн., 0,5 час. заочн., 0,5 час.ускор. форма обуч.)
План проведения занятия
1. Вводная часть
1.1. Цель занятия – изучение взаимодействие спроса и предложения, равновесная цена, характеристика эластичности спроса.
1.2. Основные вопросы темы:
- взаимодействие спроса и предложения
- равновесная цена
- ценовая эластичность
- эластичность спроса по цене
- перекрестная эластичность
- эластичность спроса по доходам
- эластичность ценовых ожиданий
2. Опрос
3. Прослушивание докладов, анализ тем докладов с группой
4. Выполнение и разбор тестовых заданий
5. Домашнее задание
Контрольные вопросы и задания
1. В чем экономическая сущность спроса на товар?
2. Возможно ли оценить потребительские свойства товара, его полезности, исходя только из спроса (потребностей) в этом товаре?
3. Как учитывается зависимость спроса от цены?
4. Охарактеризуйте, как влияет рыночное предложение на цену.
5. Что такое чувствительность покупателя к цене? Как она используется в ценообразовании?
6. Дайте определение ценовой эластичности спроса.
7. В чем разница между эластичным и неэластичным спросом на товар?
8. Каковы возможности использования коэффициента ценовой эластичности в практической деятельности предприятий?
9. Объясните, почему на конфеты «Белочка» спрос более эластичен, чем на шоколадные конфеты в целом.
10. Представьте, что чай и лимон являются дополняющими друг друга продуктами, а чай и кофе – заменителями. Как изменится (если изменится):
а) цена на лимоны при установлении государством верхней границы цены на чай?; б) цена на кофе при установлении верхней границы цены на чай? Поясните свои ответы.
11. Если при росте цены на 1% объем спроса упал на 5%, то спрос можно считать: а) эластичным, б) неэластичным. Ответ пояснить.
Задача 1. Исходные данные: а) цена на товар повысилась на 10 %, а спрос на него уменьшился на 3%. Определить эластичность спроса на товар по цене.
Задача 2. Исходные данные: коэффициент ценовой эластичности внутреннего спроса на пшеницу равен – 0,2. Хозяйство может реализовать 100 т. пшеницы по 10 т.р. за тонну. Но учитывая низкую эластичность спроса, хозяйство принимает решение реализовать 75 т. Определить цену спроса и ожидаемый доход хозяйства от реализации 75 т. пшеницы.
Задача 3. Исходные данные: фирма предусматривает в плановом периоде снижение цен на холодильники на 5 %, а средний доход в плановом периоде может вырасти на 10 %, коэффициент эластичного спроса на холодильники по цене равен 1,4, коэффициент по доходам равен 1,2. Определить интегральный прирост на холодильники по двум факторам.
Задача 4. Исходные данные: предположим, что при единичной эластичности моркови колхозом было поставлено на рынок в 2 раза больше моркови чем планировалось, как необходимо изменить цену чтобы вся морковь была продана?
Задача 5. Определите возможное изменение выручки в результате повышения цены на 15%, если коэффициент эластичности спроса по цене данного товара равен 2,5.
Задача 6. Определите дуговойкоэффициент эластичности спроса по цене, если известно, что при цене 20 руб. объем спроса на товар 600 ед., а при цене 30 руб. – 400 ед. К какой группе следует отнести данный товар? Если стремитесь к увеличению выручки от продаж данного товара, то вам следует повысить или снизить цены?
Список литературы
1. Цены и ценообразование : учебник для студентов вузов / под ред. В. Е. Есипова. - 5-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 478 с.
2. Багиев, Г. Л.Маркетинг : учебник для студентов вузов, обуч. по эконом. спец. / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн ; под общ. ред. Г. Л. Багиева. - 3-е изд, перераб. и доп. - СПб : ПИТЕР, 2008. - 733 с.
3. Основы маркетинга. Практикум : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Д. М. Дайитбегова, И. М. Синяевой. - М. : Вузовский учебник, 2008. - 364 с.
4. Цены и ценообразование: учебник для студентов вузов / под ред. В. Е. Есипова. - 4-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2006. - 560 с.
5. Герасименко, В. В.Ценообразование : учеб. пособие / В. В. Герасименко ; МГУ, экономич. фак. - М. : Инфра-М., 2007. - 419 с.
6. Липсиц И.В. Ценообразование: Учебник. 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2004. – 448 с.
7. Хруцкий, В. Е. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка : Учеб. пособие по маркетингу для студентов гуманит. вузов / В. Е. Хруцкий ; В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 523 с.
8. Ценообразование: Учеб. пособие для студентов, обуч. по спец. "Финансы и кредит" / Под ред. Г. А. Тактарова. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 173 с.
9. Шуляк, П. Н. Ценообразование : Учебно-практ. пособие / П. Н. Шуляк ; П. Н. Шуляк. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издат. Дом "Дашков и К", 2001. - 213 с.
10. Слепов, В.А. Ценообразование: Учеб. пособие [для студентов и преподавателей эконом. вузов] / В. А. Слепов, Т. Е. Николаева ; Под ред. В.А.Слепова; Рос. эконом. академия им. Н.В.Плеханова. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. - 148 с.
Тема: Затратные методы ценообразования (4 час. дн., 1,0 час. заочн., 1,0 час.ускор. форма обуч.)
План проведения занятия
1. Вводная часть
1.1. Цель занятия – изучение затратного подхода ценообразования и затратных методов
1.2. Основные вопросы темы:
- ценообразующие факторы
- сущность затратного ценообразования
- достоинства и недостатки затратного ценообразования
- методы калькулирования себестоимости продукции
- способы распределения постоянных издержек
- анализ методов затратного ценообразования
-определение цены затратными методами
2. Опрос
3. Прослушивание докладов, анализ тем докладов с группой
4. Выполнение и разбор тестовых заданий
5. Домашнее задание
Контрольные вопросы и задания
1.Назовите субъектов ценообразования. Какой признак является основным для субъекта ценообразования?
2. Назовите внешние и внутренние факторы, влияющие на ценообразование.
3. Перечислите и охарактеризуйте походы к ценообразованию.
4 Перечислите последовательно этапы процесса ценообразования.
5 Проанализируйте этапы процесса ценообразования.
6. В чем сущность затратных методов ценообразования?
7. В чем суть калькулирования по полным затратам?
8. Какие задачи можно решить, применяя калькулирование по сокращенным затратам?
9. Охарактеризуйте метод ценообразования, основанный на определении полных издержек.
10. Охарактеризуйте метод ценообразования, ориентирующийся на прямые затраты.
11. Охарактеризуйте метод ценообразования, основанный на анализе безубыточности и обеспечение целевой прибыли.
12. Как определить нижнюю границу цены товара?
Задача 1. Исходные данные: расходы на сырье и материалы 20 тыс. руб., расходы на топливо и энергию для технологических целей 10 тыс. руб., оплата труда составляет 40 тыс. руб. начисления на оплату труда 26%. Общехозяйственные расходы составят 15 % к расходам по оплате труда. Коммерческие расходы составляют 2% производной себестоимости. Плановые накопления составляют 25 %.Ставка НДС 18 %. Рассчитайте производственную и полную себестоимость, отпускную цену продукции.
Задача 2. Калькуляция 100 комплектов изделий следующая: сырье и основные материалы – 1500 руб.; вспомогательные материалы – 500 руб.; оплата труда производственных рабочих – 700 руб.; начисления на оплату труда – 26%; расходы по содержанию оборудования – 80 %; общехозяйственные расходы – 70 %; коммерческие расходы- 2% . Рассчитать цену изготовителя одного комплекса изделия, если рентабельность равна 20%.
Задача 3. Производственная себестоимость 290 тыс. руб., внепроизводственные расходы – 5 %, плановый уровень рентабельности – 30%, ставка НДС – 18 %. Определить плановую себестоимость единицы товара; отпускную цену предприятия.
Задача 4. Предприятие планирует выпуск нового изделия: а) рассчитать цену изделия, если себестоимость его изготовления составляет 50 руб., рентабельность данной продукции - 25 % по отношению к полной себестоимости; б) рассчитать цену изделия, если себестоимость его изготовления составляет 50 руб., из них затраты по оплате труда составили 25 руб., рентабельность данной продукции - 70 % по отношению к фонду оплаты труда.
Задача 5. Фирма устанавливает цены на четыре модификации изделия.
Предполагается два варианта распределения постоянных издержек в сумме 30000 руб.: 1) пропорционально объему продаж; 2) пропорционально заработной плате рабочих. Фирме необходима прибыль в размере 70 % по отношению к фонду оплаты труда. Установить предельную цену реализации четырех модификаций изделия методом полных затрат.
Исходные данные для расчета:
Показатель | Изделия предприятия | Итого | |||
1-е | 2-е | 3-е | 4-е | ||
Прогноз объема продаж, ед. Переменные затраты на единицу продукции в руб., в т.ч.: прямые материалы прямая зарплата общезаводские расходы Общие постоянные затраты в руб., | 1,85 0,85 0,35 0,65 | 1,98 0,90 0,38 0,70 | 2,02 0,95 0,37 0,70 | 2,55 1,10 0,55 0,90 |
Задача 6. Фирма находится в процессе установления цены на новую модификацию товара. Норма прибыли необходима в размере 50 % себестоимости производства. Установить предельную цену реализации.
Бухгалтерией собраны следующие данные (в руб.):
Наименование затрат | На единицу | Общая сумма |
Прямые материалы Прямая зарплата Переменные косвенные расходы Постоянные косвенные расходы (на 10000 ед.) Переменные сбытовые и административные расходы Постоянные сбытовые и административные расходы |
Задача 7. Фирма, выпускающая холодильники, считает, что розничная цена на одну из ее моделей может быть установлена на уровне 15000 руб. При этом скидка в розничной торговле составит 30% конечной цены, наценка оптовой торговли 25% к цене приобретения, собственная прибыль фирмы 20% затрат. Каковы должны быть издержки производства данной модели?
Задача 8. Предприятие выпускает изделие, изготавливая все комплектующие собственными силами. Собственные затраты предприятия на изготовление комплектующего А представлены ниже. Предприятие получило предложение закупать комплектующее А по цене 500 руб. Исходя только из затратных критериев оцените, что предпочтительнее: покупать комплектующее А или изготавливать собственными силами.
Статьи затрат | Сумма, руб. |
Прямые затраты на материалы | |
Прямые затраты на оплату труда с начислениями | |
Переменные цеховые расходы | |
Постоянные расходы | |
Итого себестоимость |
Задача 9. Предприятие изготавливает одно стандартное изделие по цене 1000 руб. На основании данных о работе за 6 месяцев постройте график бухгалтерской модели безубыточности (тыс. руб.).
Месяц | Объем продаж, шт. | Прибыль (убытки) | Выручка | Совокупные затраты |
Январь | ? | ? | ||
Февраль | ? | ? | ||
Март | -200 | ? | ? | |
Апрель | ? | |||
Май | ? | ? | ||
Июнь | -80 | ? | ? |
Рассчитайте постоянные издержки за месяц и точку безубыточности. Объясните, в чем недостатки такого графика.
Задача 10. Предприятие одновременно выпускает три изделия. Ниже приведены показатели деятельности предприятия на следующий год (руб.)
Показатель | Всего | Изделие А | Изделие В | Изделие С |
Объем реализации | ||||
Заработная плата основных производственных рабочих | ||||
Переменные накладные расходы | ||||
Всего переменные издержки | ? | ? | ? | ? |
Постоянные издержки | ? | ? | ? | |
Совокупные издержки | ? | ? | ? | ? |
Прибыль (убытки) | ? | ? | ? | ? |
Распределите постоянные расходы: а) пропорционально объему реализации; б) пропорционально заработной плате основных производственных рабочих.
Заполните таблицу. Подготовьте график бухгалтерской модели безубыточности по данным таблицы. Рассчитайте точку безубыточности.
Рассмотрите последствия отказа от производства изделия В, если объемы продаж изделий A и С останутся прежними. Заполните для этого варианта действий аналогичную таблицу, постройте диаграмму безубыточности и рассчитайте точку безубыточности.
Список литературы
1. Цены и ценообразование : учебник для студентов вузов / под ред. В. Е. Есипова. - 5-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 478 с.
2. Цены и ценообразование: учебник для студентов вузов / под ред. В. Е. Есипова. - 4-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2006. - 560 с.
3. Салимжанов И. К. Ценообразование : учебник / И. К. Салимжанов. - М. : КНОРУС, 2007. - 299 с.
4. Герасименко, В. В.Ценообразование : учеб. пособие / В. В. Герасименко ; МГУ, экономич. фак. - М. : Инфра-М., 2007. - 419 с.
5. Баздникин, А. С. Цены и ценообразование: Учеб. пособие для студентов вузов / А. С. Баздникин ; А. С. Баздникин. - М.: Юрайт, 2004. - 332 с.
6. Липсиц И.В. Ценообразование: Учебник. 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2004. – 448 с.
7. Цены и ценообразование : учебник для студентов вузов / под ред. В. Е. Есипова. - 4-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2004. - 560 с.
8. Ценообразование: Учеб. пособие для студентов, обуч. по спец. "Финансы и кредит" / Под ред. Г. А. Тактарова. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 173 с.
9. Шуляк, П. Н. Ценообразование : Учебно-практ. пособие / П. Н. Шуляк ; П. Н. Шуляк. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издат. Дом "Дашков и К", 2001. - 213 с.
10. Есипов, В.Е. Ценообразование на финансовом рынке : Учеб. пособие / В. Е. Есипов. - СПб.: Питер, 2000. - 170 с
11. Слепов, В.А. Ценообразование: Учеб. пособие [для студентов и преподавателей эконом. вузов] / В. А. Слепов, Т. Е. Николаева ; Под ред. В.А.Слепова; Рос. эконом. академия им. Н.В.Плеханова. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. - 148 с.
Тема: Рыночные методы ценообразования (4 час. дн., 0,5 час. заочн., 0,5 час.ускор. форма обуч.)
План проведения занятия
1. Вводная часть
1.1. Цель занятия – изучение рыночного (ценностного) ценообразования
1.2. Основные вопросы темы:
- сущность рыночного ценообразования
- понятие экономической ценности товара
- определение экономической ценности товара
- достоинства и недостатки рыночного ценообразования
- методы рыночного ценообразования
-определение цены рыночными методами
2. Опрос
3. Прослушивание докладов, анализ тем докладов с группой
4. Выполнение и разбор тестовых заданий
5. Домашнее задание
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте характеристику рыночного подхода ценообразования.
2. Что такое «экономическая ценность» и какова ее функция в свободном ценообразовании?
3. От каких факторов зависит и как определяется общая ценность товара для покупателей?
4. Перечислите последовательно этапы процесса определения экономической ценности товара.
5. Проанализируйте процесс определения экономической ценности.
6. Что такое «премия для покупателю» и чем отличается от «премии за репутацию»?
7. Какие методы можно использовать для определения значимости отличий?
5. Чем отличаются рыночные методы ценообразования от затратных?
9. Охарактеризуйте метод ценообразования, основанный на определении полных издержек.
10. Охарактеризуйте рыночные методы ценообразования с ориентацией на потребителя.
11. Охарактеризуйте методы установления цены с ориентацией на конкурентов.
Задача 1. Цена модельной женской стрижки в парикмахерской составляет 500 руб., переменные затраты 320 руб. Ожидается рост переменных затрат на 10%. Проанализируйте последствия возможных альтернативных решений фирмы. Решение 1. Увеличить цену стрижки для компенсации возросших затрат. Как изменится спрос покупателей и выручка, если коэффициент эластичности спроса по цене равен – 2 ? Решение 2. Оставить цену на прежнем уровне. На сколько следует изменить объем предоставляемых услуг, чтобы данное решение было безубыточным?
Задача 2.Организация продает бензин разных марок. Информация о сложившемся уровне цен дана ниже.
Марка бензина | АИ-90 | АИ-93 |
Цена 1 л, руб. | 22,5 | |
Переменные затраты, руб. |
Организация решила повысить цепу бензина АИ-93 на 5%. На сколько максимально может снизиться объем продаж, чтобы данное решение было безубыточным, если по оценкам специалистов коэффициент перекрестной эластичности равен 2?
Задача 3. Оцените влияние изменения цены товара на финансовые результаты организации. Организация продает компьютеры Intel по начальной цене 25 000 руб. Начальные удельные переменные затраты составляют 17 000 руб. Постоянные затраты 3 000 000 руб. в месяц. Оцените необходимое изменение объема продаж для обоснования целесообразности решений об изменении цен.
Вариант 1. Снизить цену на 10% при неизменных затратах и продаже одной модели компьютеров.
Вариант 2. Снизить цену на 10%, что обусловлено снижением переменных затрат (цены закупки) на 10%, но приведет к росту постоянных затрат на 500 000 руб. (дополнительные затраты на рекламу и продвижение товара). Вариант 3. Снизить цену на 10% при неизменных затратах и продаже нескольких моделей компьютеров. Организация продает модель по цене 22 000 руб., при переменных затратах 19 000 руб. (известно, что объемы продаж сократятся в данном случае на 2%) и модель по цене 26 000 руб. при переменных затратах 18 000 руб. (известно, что объемы продаж сократятся в данном случае на 5%).
Вариант 4. Снизить цену на 10% при неизменных затратах и продаже одной модели компьютера, а также принтера по цене 10 000 руб. при переменных затратах 7000 руб. (известно, что объемы продаж увеличатся в данном случае на 4%) и модема по цене 3000 руб. при переменных затратах 2000 руб. (объемы его продаж увеличатся на 6%).
Список литературы
1. Цены и ценообразование : учебник для студентов вузов / под ред. В. Е. Есипова. - 5-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 478 с.
2. Цены и ценообразование: учебник для студентов вузов / под ред. В. Е. Есипова. - 4-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2006. - 560 с.
3. Салимжанов И. К. Ценообразование : учебник / И. К. Салимжанов. - М. : КНОРУС, 2007. - 299 с.
4. Герасименко, В. В.Ценообразование : учеб. пособие / В. В. Герасименко ; МГУ, экономич. фак. - М. : Инфра-М., 2007. - 419 с. - (Учебники экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).
5. Баздникин, А. С. Цены и ценообразование: Учеб. пособие для студентов вузов / А. С. Баздникин ; А. С. Баздникин. - М.: Юрайт, 2004. - 332 с.
6. Липсиц И.В. Ценообразование: Учебник. 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2004. – 448 с.
7. Цены и ценообразование : учебник для студентов вузов / под ред. В. Е. Есипова. - 4-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2004. - 560 с.
8. Ценообразование: Учеб. пособие для студентов, обуч. по спец. "Финансы и кредит" / Под ред. Г. А. Тактарова. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 173 с.
9. Шуляк, П. Н. Ценообразование : Учебно-практ. пособие / П. Н. Шуляк ; П. Н. Шуляк. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издат. Дом "Дашков и К", 2001. - 213 с.
10. Есипов, В.Е. Ценообразование на финансовом рынке : Учеб. пособие / В. Е. Есипов. - СПб.: Питер, 2000. - 170 с
11. Слепов, В.А. Ценообразование: Учеб. пособие [для студентов и преподавателей эконом. вузов] / В. А. Слепов, Т. Е. Николаева ; Под ред. В.А.Слепова; Рос. эконом. академия им. Н.В.Плеханова. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. - 148 с.
Тема: Параметрические методы ценообразования (4 час. дн., 0,5 час. заочн., 0,5 час.ускор. форма обуч.)
План проведения занятия
1. Вводная часть
1.1. Цель занятия – изучение параметрических методов ценообразования
1.2. Основные вопросы темы:
- сущность параметрических методов ценообразования
- условия и сфера применения параметрических методов
- достоинства и недостатки параметрических методов ценообразования
- характеристика параметрических методов ценообразования
-определение цены параметрическими методами
2. Опрос
3. Прослушивание докладов, анализ тем докладов с группой
4. Выполнение и разбор тестовых заданий
5. Домашнее задание
Контрольные вопросы и задания
1. В чем сущность параметрических методов ценообразования?
2.Чем отличаются параметрические методы ценообразования от затратных?
3. В каких отраслях наиболее распространены параметрические методы ценообразования?
4. Что такое параметрический ряд? Приведите примеры параметрических рядов.
5. В чем заключается преимущество методов параметрического ценообразования перед методами затратного ценообразования?
6. Кто может выступать в роли экспертов при определении цены товара методом ранговой корреляции?
7. Охарактеризуйте метод удельных показателей.
8. Охарактеризуйте балльный метод ценообразования
В каких случаях следует использовать балльный метод? В чем заключаются его преимущества и недостатки?
9. Охарактеризуйте агрегатный метод установления цены.
10. В каких случаях следует использовать балльный метод? В чем заключаются его преимущества и недостатки?
11. Какие параметры вы рекомендуете проанализировать для определения положительных и отрицательных отличий следующих товаров: телевизоры; мотоциклы; принтеры; образовательные услуги; медицинские услуги.
Задача 1. Дайте аргументированный ответ на вопрос начинающего художника: «Я не понимаю, как оценивать свои работы, из чего исходить. Как правило, раньше я продавал свои работы дешево друзьям и всегда испытывал некое разочарование от продажи картин. Некоторые картины, которые я видел, казались мне не лучше моих, но стоили они гораздо дороже, и, что интересно, их покупали. В то же время не покупали недорогие картины. Как правильно назначить цену картины?»
Задача 2.Рассчитайте цену электродвигателя, мощность которого составляет 30 кВт, если в качестве базового используется электродвигатель мощностью 20 кВт по цене 3000 руб., остальные параметры неизменны.
Задача 3.Определите верхний уровень цены на кухонную электрическую плиту балльным методом, если цена базовой плиты 8950 руб., балльная оценка основных параметров базового и нового изделий приведена в таблице.
Оценка параметров, баллов | ||||||
Количество потребляемой электроэнергии | Разнообразие функций | Дизайн | Срок службы | Безопасность | Мощность | |
Базовая | ||||||
Новая | ||||||
Коэффициент весомости | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 0,2 | 0,1 | 0,1 |
Задача 4.Определите верхний уровень цены нового насоса, если значение его основного параметра равно 600 мм3/мин., рентабельность 20% к себестоимости.
Топливные насосы рядного типа | Фактическая себестоимость един, изделия 5-го года выпуска | Объем топлива, подаваемый насосами в течение 1 мин. к цилиндрам двигателя, мм3/мин. | Удельная себестоимость, руб./ (мм3/мин.) |
0,440 | |||
0,239 | |||
0,163 | |||
0,191 | |||
0,221 | |||
0,184 | |||
0,220 |
Задача 5. Методом удельного ценообразования определите верхнюю границу цены нового снегохода Yamaha, предназначенного для туризма, с объемом двигателя 720 см3.
Модель | Объем двигателя, см3 | Цена, дол. США | Удельная цена |
Yamaha VT 500 XL | |||
Yamaha VT 600 | |||
Yamaha VT 700 |
Задача 6. Цена карьерного экскаватора с объемом ковша рассчитанным на 0,75 тонн породы равна 300 тыс. руб. Данной экскаватор принят в качестве базисного. Определить предполагаемую цену экскаватора с объемом ковша, рассчитанным на 1 тонну породы, принимаемая коэффициент торможения равна 1.
Список литературы
1. Цены и ценообразование : учебник для студентов вузов / под ред. В. Е. Есипова. - 5-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 478 с.
2. Цены и ценообразование: учебник для студентов вузов / под ред. В. Е. Есипова. - 4-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2006. - 560 с.
3. Салимжанов И. К. Ценообразование : учебник / И. К. Салимжанов. - М. : КНОРУС, 2007. - 299 с.
4. Герасименко, В. В.Ценообразование : учеб. пособие / В. В. Герасименко ; МГУ, экономич. фак. - М. : Инфра-М., 2007. - 419 с
5. Баздникин, А. С. Цены и ценообразование: Учеб. пособие для студентов вузов / А. С. Баздникин ; А. С. Баздникин. - М.: Юрайт, 2004. - 332 с.
6. Липсиц И.В. Ценообразование: Учебник. 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2004. – 448 с.
7. Цены и ценообразование : учебник для студентов вузов / под ред. В. Е. Есипова. - 4-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2004. - 560 с.
8. Ценообразование: Учеб. пособие для студентов, обуч. по спец. "Финансы и кредит" / Под ред. Г. А. Тактарова. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 173 с.
9. Шуляк, П. Н. Ценообразование : Учебно-практ. пособие / П. Н. Шуляк ; П. Н. Шуляк. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издат. Дом "Дашков и К", 2001. - 213 с.
10. Есипов, В.Е. Ценообразование на финансовом рынке : Учеб. пособие / В. Е. Есипов. - СПб.: Питер, 2000. - 170 с
11. Слепов, В.А. Ценообразование: Учеб. пособие [для студентов и преподавателей эконом. вузов] / В. А. Слепов, Т. Е. Николаева ; Под ред. В.А.Слепова; Рос. эконом. академия им. Н.В.Плеханова. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. - 148 с.
Тема: Ценообразование на товарных рынках различных типов в зависимости от конкуренции (2 час. дн., 0,5 час. заочн., 0,5 час.ускор. форма обуч.)
План проведения занятия
1. Вводная часть
1.1. Цель занятия – изучение особенностей ценообразования на товарных рынках различных типов в зависимости от конкуренции
1.2. Основные вопросы темы:
- ценообразование в условиях чистой конкуренции
- ценообразование в условиях монополистической конкуренции
- ценообразование в условиях олигополистической конкуренции
- ценообразование на рынке чистой монополии
- ценовая дискриминация
2. Опрос
3. Прослушивание докладов, анализ тем докладов с группой
4. Выполнение и разбор тестовых заданий
5. Домашнее задание
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение и назовите характерные черты рынка чистой конкуренции. Какова политика цен на этом рынке?
2. Перечислите основные ценовые признаки рынка чистой конкуренции.
3. Какими способами достигается цена равновесия на нем?
4. Каков основной признак рынка монополистической конкуренции и чем он характеризуется?
5. Каковы особенности ценообразования на рынке монополистической конкуренции?
6. Назовите условия вхождения (выхода) предпринимателя на рынке монополистической конкуренции?
7. Дайте определение рынка олигополистической конкуренции (олигополии).
8. Какова политика цен предприятий на олигополистическом рынке? Чем она определяется?
9. Дайте характеристику сущности рынка чистой монополии.
10. Какова политика цен предприятий на рынке чистой монополии?
11. Каковы причины введения во всех странах антимонопольных законов, которые регулируют и ограничивают деятельность предприятий – монополистов?
12. Охарактеризуйте условия, при которых возможна ценовая дискриминация.
13. В каком случае можно считать ценовую дискриминацию справедливой?
14. Дайте аргументированный ответ на вопрос, занимаются ли учебные заведения ценовой дискриминацией, открывая наряду с бесплатными отделениями, платные?
15. Характеристика, какого типа рынка приводиться ниже? «Число предприятий агентов рынка равно 1 агенту, вхождение на рынок блокировано, неценовая конкуренция не имеет значения»?
а) Чистая конкуренция; б) Монополия; в) Олигополия; г) Чистая монополия;
Задачи:
Задача 1. К какому типу рынка конкуренции можно отнести рынок безалкогольных напитков – фруктовые воды, лимонад, русский квас, кока-кола и др. Обоснуйте вашу классификацию. Сформулируйте основные цели деятельности фирмы на данном рынке.
Задача 2. "Армко", одна из ведущих сталелитейных компаний, разработала новую технологию цинкования и антикоррозийной окраски стального диска для изготовления деталей автомобильных кузовов. Какие факторы необходимо учесть фирме при назначении цены на этот товар?
Задача 3. Определить степень монополизации российского рынка передельного чугуна с помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана. Поскольку доля импорта на рынке этого продукта незначительна, о формировании рынка можно полностью судить по приведенным в таблице данным российских металлургических предприятий по производству передельного чугуна
Заводы | Выпуск, тыс. т |
Новолипецкий металлургический комбинат Череповецкий МК Нижне-Тагильский МК Магнитогорский МК Орско-Халиловский МК Кузнецкий МК Западно-Сибирский МК Чусовский металлургический завод (МЗ) Саткинский МЗ Челябинский МК Завод им. Серова Завод "Свободный Сокол" | 4777,30 4869,30 3702,90 4792,50 2019,20 1998,50 3530,00 347,70 94,20 2012,20 273,20 99,20 |
Итого | 28516,70 |
Задача 4. Предприятие, мощности которого позволяют производить 2000 единиц продукции в месяц, производит в настоящее время 1000 изделий в месяц по цене 400 руб. за изделие. Предприятие может участвовать в конкурсе на получение дополнительного заказа на поставку 500 изделий по цене 300 руб. Имеет ли смысл участвовать в конкурсе на получение заказа?
Затраты на единицу продукции | Базовые затраты, руб. |
Прямые материальные затраты | |
Прямые затраты на оплату труда с начислениями | |
Прочие прямые расходы | |
Постоянные расходы | |
Производственная себестоимость | |
Переменные издержки обращения | |
Полная себестоимость |
Издержки обращения в дополнительном заказе отсутствуют, так как сбыт гарантирован контрактом.
Задача 5. Какую цену оферты может предложить предприятие, переменные затраты которого на единицу продукции составляют 6000 руб., при цене продукции 15 000 руб. Вероятность победы в торгах составляет 0,1. При снижении цены оферты на 1000 руб. вероятность
Задача 6.. Косметическая фирма осуществляет продажу своей продукции по каталогам на рынке покупателей со средним уровнем доходов. Доля переменных затрат составляет 30% к объему реализации продукции в стоимостном выражении. Фирма предлагает скидку в 20% на 40% продукции. По оценкам специалистов это предложение вызовет рост объема продаж продукции со скидкой на 35% и продукции без скидки на 10%. Оцените финансовые последствия данного предложения. Как изменится прибыль фирмы? Будет ли данное решение выгодным?
Список литературы
1. Багиев, Г. Л.Маркетинг : учебник для студентов вузов, обуч. по эконом. спец. / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн ; под общ. ред. Г. Л. Багиева. - 3-е изд, перераб. и доп. - СПб : ПИТЕР, 2008. - 733 с.
2. Основы маркетинга. Практикум : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Д. М. Дайитбегова, И. М. Синяевой. - М. : Вузовский учебник, 2008. - 364 с.
3. Годин, А. М.Маркетинг : учебник для студентов вузов / А. М. Годин. - Изд. 6-е, перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2007. - 756 с.
4. Герасименко, В. В.Ценообразование : учеб. пособие / В. В. Герасименко ; МГУ, экономич. фак. - М. : Инфра-М., 2007. - 419 с.
5. Баздникин, А. С. Цены и ценообразование: Учеб. пособие для студентов вузов / А. С. Баздникин ; А. С. Баздникин. - М.: Юрайт, 2004. - 332 с.
6. Липсиц И.В. Ценообразование: Учебник. 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2004. – 448 с.
7. Цены и ценообразование : учебник для студентов вузов / под ред. В. Е. Есипова. - 4-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2004. - 560 с.
8. Ценообразование: Учеб. пособие для студентов, обуч. по спец. "Финансы и кредит" / Под ред. Г. А. Тактарова. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 173 с.
9. Шуляк, П. Н. Ценообразование : Учебно-практ. пособие / П. Н. Шуляк ; П. Н. Шуляк. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издат. Дом "Дашков и К", 2001. - 213 с.
10. Есипов, В.Е. Ценообразование на финансовом рынке : Учеб. пособие / В. Е. Есипов. - СПб.: Питер, 2000. - 170 с
11. Слепов, В.А. Ценообразование: Учеб. пособие [для студентов и преподавателей эконом. вузов] / В. А. Слепов, Т. Е. Николаева ; Под ред. В.А.Слепова; Рос. эконом. академия им. Н.В.Плеханова. - М.: ИД
12. Экономика и организация рыночного хозяйства : Учебник / Под ред. Б.К.Злобина. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Экономика, 2000. - 450 с
Тема: Стратегия и тактика ценообразования (4 час. дн., 0 час. заочн., 0 час.ускор. форма обуч.)
План проведения занятия
1. Вводная часть
1.1. Цель занятия – изучение стратегии ценообразования и основных элементов тактики ценообразования
1.2. Основные вопросы темы:
- цели ценовой политики
- основные стратегии ценообразования
- последовательность процедур по выбору стратегии
- дифференцированное ценообразование
- способы дифференциации
- политика цен жизненного цикла товара
- характеристика основных элементов тактики ценообразования
- экономические приемы тактики ценообразования
- скидки как элемент тактики ценообразования
- психологические приемы тактики ценообразования
2. Опрос
3. Прослушивание докладов, анализ тем докладов с группой
4. Выполнение и разбор тестовых заданий
5. Домашнее задание
Контрольные вопросы и задания
1. Сущность и виды целей ценовой политики предприятия.
2. Каковы цели, которые могут быть достигнуты с помощью ценовой стратегии предприятия?
3. Какие структурные подразделения предприятия участвуют в формировании и реализации ценовой политики?
4. Назовите основные цели ценовой политики предприятия.
5. Назовите основные этапы процесса формирования стратегии ценообразования и раскройте их содержание.
6. Как влияет структура затрат на выбор стратегии ценообразования?
7. Как влияет эластичность спроса по цене на выбор стратегии ценообразования?
8. Как долгосрочные стратегии цен зависят от текущих цен?
9. Как влияет текущий объем сбыта на формирование долгосрочных стратегий цен?
10. Как влияет текущая цена на будущий спрос?
11. Дайте оценку значимости отдельных этапов разработки ценовой политики и ценовой стратегии предприятия.
12. Почему фирмы, осуществляющие продажу по каталогам, выбирают стратегию случайной скидки?
13. Какие показатели необходимо проанализировать, принимая решение о снижении цены на одном из сегментов рынка?
14. Приведите примеры применения стратегий конкурентного ценообразования на продовольственном рынке; на рынке жилья; на рынке образовательных услуг; на рынке услуг транспорта; на рынке непродовольственных товаров.
15. Приведите примеры стратегий дифференцированного ценообразования и оцените условия их применения на продовольственном рынке; на рынке медицинских услуг; на рынке образовательных услуг; на рынке бытовой техники и электроники; на рынке канцелярских товаров.
16. Как изменяется уровень цен и политика цен на различных этапах жизненного цикла товара?
17. На какой стадии жизненного цикла товара он впервые сталкивается со своими конкурентами?
18. Дайте характеристику основных элементов тактики ценообразования
19. Перечислите экономические приемы тактики ценообразования
20. Чем отличаются плановые скидки от тактических?
21. Какие цели может преследовать применение скидок?
22. Какие цели может преследовать применение надбавок?
23. Назовите основные виды скидок и условия их эффективного использования.
24. Что такое скидки сконто?
25. Как участвуют скид