Тема: Система цен. Виды цен. (2 час. дн., 0 час. заочн., 0 час. ускор. форма обуч.)

План проведения занятия

1. Вводная часть

1.1. Цель занятия – характеристика системы цен, классификация цен по основным признакам

1.2. Основные вопросы темы:

- понятие системы цен

- взаимосвязь цен

- классификация цен внутреннего рынка России

- характеристика цен по стадиям движения товара

- характеристика цен по способу получения информации об их уровне

- характеристика цен по способу отражения фактора времени

2. Опрос

3. Прослушивание докладов, анализ тем докладов с группой

4. Выполнение и разбор тестовых заданий

5. Домашнее задание

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое система цен? При каких условиях она существует?

2. Перечислите признаки дифференциации цен.

3. Охарактеризуйте виды цен внутреннего рынка России.

4. Чем объясняется взаимосвязь множества цен и их видов, действующих в экономике?

5. Дайте определение оптовой и розничной цены.

6. Как взаимосвязаны и чем различаются закупочные цены и цены государственных закупок?

7. На основе каких цен определяется товарооборот предприятия, отрасли?

8. В чем привлекательность товара, который рекламируется с помощью лозунга «Реализуем товар по цене изготовителя»?

9. В чем заключается разница между твердыми и скользящими ценами, номинальными и ценами реальных сделок и контрактов?

10. Чем объективно ограничены пределы колебаний свободной цены?

11. Почему на практике широкое развитие получила система скидок, какую роль они выполняют?

12. Дайте характеристику основным структурным элементам оптовой (отпускной) цены, цены закупки, розничной цены.

Задача 1. Предприятие-изготовитель занимает ведущее положение на рынке определенной группы товаров. Оно рассылает в торговую сеть прейскурант по предлагаемому к продаже ассортименту товаров, в котором указаны отпускные цены поставщика, рекомендуемые конечные цены и скидки с розничной цены. Обязаны ли организации розничной торговли исполнять рекомендации? Будут ли они это делать на практике? По какой цене розничный продавец будет покупать товар, если рекомендуемая конечная цена составляет 5000 руб., а скидка розничной торговле – 20% от розничной цены?

Задача 2. Фирма на условиях скользящих цен получила заказ на поставку оборудования. Дата получения заказа – январь 2008 г., срок поставки – декабрь 2009 г. Предложенные поставщиком условия скольжения определяют следующую раскладку цены на составляющие: стоимость материалов – 50%; стоимость рабочей силы – 20%; неизменная часть цены – 30%. Предполагается, что за 2008-2009 гг. цены на материалы вырастут на 17%, а ставки номинальной заработной платы повысятся в машиностроении на 25%. Приняв базисную цену за 100 условных единиц, определите по формуле скольжения ожидаемый процент повышения цены.

Задача 3. Рассчитайте цену товара на момент поставки исходя из следующих условий. Цена товара на момент заключения договора поставки составила 1200 руб., доля заработной платы в цене товара на момент заключения договора составила 20%, доля сырья – 35%. Стоимость 1 кг сырья на момент заключения договора – 300 руб., на момент исполнения договора – 450 руб., заработная плата на момент заключения договора – 2200 руб., на момент исполнения договора – 3300 руб.

Задача 4. Базисная цена теплохода 6 млн. руб. Доля в цене расходов на материалы 1/2 общей цены. Доля в цене расходов на заработную плату составляют 2/5 от общей цены. Все остальные издержки производства приняты в качестве неизменной цены. Базисная цена материалов 3 млн. руб., базисные затраты на заработную плату составляют 2,4 млн. руб.

Определить окончательную цену теплохода, если цена материалов за период выполнения заказа выросла до величины в 3,5 млн. руб., а ставки заработной платы выросли до величины 2,5 млн., руб.

Список литературы

1. Цены и ценообразование : учебник для студентов вузов / под ред. В. Е. Есипова. - 5-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 478 с.

2. Цены и ценообразование: учебник для студентов вузов / под ред. В. Е. Есипова. - 4-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2006. - 560 с.

3. Салимжанов И. К. Ценообразование : учебник / И. К. Салимжанов. - М. : КНОРУС, 2007. - 299 с.

4. Герасименко, В. В.Ценообразование : учеб. пособие / В. В. Герасименко ; МГУ, экономич. фак. - М. : Инфра-М., 2007. - 419 с. - (Учебники экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).

5. Баздникин, А. С. Цены и ценообразование: Учеб. пособие для студентов вузов / А. С. Баздникин ; А. С. Баздникин. - М.: Юрайт, 2004. - 332 с.

6. Цены и ценообразование : учебник для студентов вузов / под ред. В. Е. Есипова. - 4-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2004. - 560 с. Ценообразование: Учеб. пособие для студентов, обуч. по спец. "Финансы и кредит" / Под ред. Г. А. Тактарова. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 173 с.

7. Шуляк, П. Н. Ценообразование : Учебно-практ. пособие / П. Н. Шуляк ; П. Н. Шуляк. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издат. Дом "Дашков и К", 2001. - 213 с.

8. Есипов, В.Е. Ценообразование на финансовом рынке : Учеб. пособие / В. Е. Есипов. - СПб.: Питер, 2000. - 170 с

9. Слепов, В.А. Ценообразование: Учеб. пособие [для студентов и преподавателей эконом. вузов] / В. А. Слепов, Т. Е. Николаева ; Под ред. В.А.Слепова; Рос. эконом. академия им. Н.В.Плеханова. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. - 148 с. – Кол-во экземпляров – 3.

Наши рекомендации