Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов
Пояснительная записка.
Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования (далее — программа формирования УУД) конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения адаптированной образовательной программы начального общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно воспитательных программ и служит основой для разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин.
Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системнодеятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Цель программы формирования УУД у обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов - обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Как и программы по отдельным учебным предметам, программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует соответствующий раздел Фундаментального ядра содержания.
Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования:
· устанавливает ценностные ориентиры начального общего образования;
· определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте;
· выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов и определяет условия их формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.
Ценностные ориентиры начального общего образования.
Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения адаптированной образовательной программы НОО, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
развитие ценностно смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
- формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей;
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
В концепции УМК «Школа России» ценностные ориентиры формирования УУД определяются вышеперечисленными требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы. Это человек:
· любознательный, интересующийся, активно познающий мир,
· владеющий основами умения учиться,
· любящий родной край и свою страну.
· уважающий и принимающий ценности семьи и общества,
· готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой,
· доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,
· умеющий высказать свое мнение,
· выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Характеристика универсальных учебных действий на ступени начального общего образования.