Возрастные кризисы. Их характеристика.

Кризис новорожденности – является промежуточным периодом между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Причины этого кризиса следующие:

1) физиологические. Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия .

2) психологические. Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги.

1 год. Кризис одного года возникает на стыке двух периодов: окончания младенчества и начала раннего детства. Данный кризис сопровождается внешними проявлениями и внутренними причинами. Суть кризиса первого года жизни состоит в том, что ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельным. Социальная ситуация слитности ребенка со взрослым исчезает, появляются двое: ребенок и взрослый.

3-х лет. Ребенок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан, противопоставляется им во всем. Собственное Я ребенка эмансипируется от взрослых и становится предметом его переживаний. Появляется чувство «Я сам», «Я хочу», «Я могу», «Я делаю».

7 лет. Личностное развитие и появление самосознания становятся причинами кризиса семи лет.Основные признаки:1) потеря непосредственности;2) манерничание (появляются тайны) 3) симптом «горькой конфеты» (когда ребенку плохо, он старается это скрыть).

Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослым, ребенок замыкается, становится неуправляемым.

Кризис переходного возраста (11-13 лет) в основном обусловлен переходом физиологического состояния человека от ребенка ко взрослому. Тут имеет место не только половое созревание, хотя оно наиболее ярко влияет на этот кризис, но и другие аспекты физических изменений – изменение в метаболизме, биологических ритмах, работе эндокринных желёз, системы иммунитета и т.п.

Кроме того происходит ещё один этап, меняющий структуру социальных взаимодействий, последнее коренное изменение, которое отражается на качестве социальной жизни человека – подросток снова как бы возвращается к до-личностному состоянию «Я – Мир», углубляется его осознание собственного я, он изучает себя, меняет себя

В основе этих проблем лежат переживания, с их появлением связано возникновение внутренней жизни ребенка. Это очень важный момент, т.к. ориентация поведения будет преломляться через личные переживания ребенка.

30 лет. Человек оценивает сделанное и уже гораздо более трезво смотрит в будущее. Ему начинает хотеться покоя, стабильности. Многие в этом возрасте начинают «делать карьеру», другие, наоборот, уделяют больше времени семье в надежде найти некий «смысл жизни», что-то, что всерьез заняло бы ум и сердце.

40 лет. Человеку видится впереди старость, а за ней самое страшное — смерть. Тело утрачивает силу и красоту, появляются морщины, седые волосы, одолевают болезни. Наступает время для первого боя со старостью, время, когда ударяются то в любовные приключения, то с головой уходят в работу, то начинают совершать экстремальные поступки вроде прыжков с парашютами или восхождений на Эверест. В этот период некоторые ищут спасения в религии и т.п, или же наоборот становятся циничней и злее.

60 – 70 лет. Человек в эти годы как правило выходит на пенсию и совершенно не знает, чем себя занять. К тому же здоровье уже не то, старые друзья далеко, а кого-то может быть, нет в живых, дети выросли и живут давно уже своей жизнью, даже если и в одном доме с родителями. Человек внезапно понимает, что жизнь подходит к концу и он уже не в центре ее круговорота, что его век — завершается. Он ощущает себя потерянным, может впасть в депрессию, утратить интерес к жизни.

14.Характеристика кризиса 3-х лет и психологические новообразования раннего возраста.

К трем годам у ребенка появляются и свои собственные желания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрослых. К трем годам желания ребенка становятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивыми словами «Я хочу».

Критическим этот возраст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняются поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми.

Л. С. Выготский описал следующие симптомы кризиса трех лет: негативизм. упрямство, строптивость, своеволие.

Ребенок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан, противопоставляется им во всем. Собственное Я ребенка эмансипируется от взрослых и становится предметом его переживаний. Появляется чувство «Я сам», «Я хочу», «Я могу», «Я делаю». Характерно, что именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение «я» (до этого они говорили о себе в третьем лице: «Саша играет», «Катя хочет»).

психологические новообразования раннего возраста. (1 -3 года)

Наиболее важным приобретением первого года жизни является способность действовать не только под влиянием взрослых, но и под влиянием всплывающих в памяти образов и представлений. Возникают собственные, независимые от взрослого, желания ребенка.

Возникновение данного новообразования определяется возросшими возможностями ребенка (свободой передвижения) и первыми запретами взрослого.

Таким образом, в этот период разрывается первичная связь со взрослым и возникает автономность ребенка от взрослого, резко повышающая его собственную активность.

15.Характеристика кризиса 7-и лет и психологические новообразования дошкольного возраста.

Кризис 7 лет.

Личностное развитие и появление самосознания становятся причинами кризиса семи лет.

Основные признаки:

1) потеря непосредственности;

2) манерничание (появляются тайны)

3) симптом «горькой конфеты» (когда ребенку плохо, он старается это скрыть).

Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослым, ребенок замыкается, становится неуправляемым.

В основе этих проблем лежат переживания, с их появлением связано возникновение внутренней жизни ребенка. Это очень важный момент, т.к. ориентация поведения будет преломляться через личные переживания ребенка. Кризис 7 лет влечет за собой переход к новой социальной ситуации, которая требует нового содержания отношений. Прежние социальные отношения (д/с и др.) уже исчерпали себя, поэтому он стремиться скорее пойти в школу и вступить в новые социальные отношения.

Симптом потери непосредственности разграничивает дошкольное детство и мл.шк. возраст.

психологические новообразования дошкольного возраста.

Новообразования:

1. Возникновение первого схематичного абриса(контура) детского мира.

2. Возникаю первые этические оценки( хорошо, плохо).

3. развивается мотивационная сфера - соподчинение мотивов.

4. Произвольность поведения.(контроль).

5. Развитие самосознания - новая внутренняя позиция - общественный статус (Я КТО?). Это называют личное самосознание.

Центральное новообразование - внутренняя позиция, личное самосознание.

Наши рекомендации