Полемика Л.С. Выготского и Ж.Пиаже об эгоцентрической речи.
Этапы развития речи | Л.С. Выготский | Ж.Пиаже |
Социальная речь ребенка | Аутистическая речь (мышление) | |
Эгоцентрическая речь | Эгоцентрическая речь | |
Внутренняя речь | Социализированная речь |
Ж.Пиаже об эгоцентрической речи:
- эта речь не имеет функции общения
- монологична (когда два маленьких ребенка что-то обсуждают, каждый из них говорит о своем и о себе, главным образом потому, что не может встать на точку зрения собеседника)
- ребенок ни к кому не обращается, говорит сам с собой, как если бы он думал вслух
- эта речь сопровождает деятельность и переживания ребенка
- постепенно исчезает, отмирает на пороге школьного возраста.
Л.С. Выготский об эгоцентрической речи:
- сопровождает детскую активность
- служит средством мышления, образования плана решения задачи
- не исчезает на пороге школьного возраста, а перерождается во внутреннюю речь.
Вопрос 19 Психологическое содержание кризиса 3х лет.
Общие характеристики периода 3х лет:
Основные характеристики | Название | Описание |
Ведущая психическая функция | - Восприятие+эмоции - Общение (со значимым взрослым, познавание окружающего мира) | - Для ребенка этого периода восприятие и эмоции слито воедино. Он очень ситуативен (всё, что за рамками ситуации – не интересно). Следовательно, восприятие непосредственно связано с действием - Общение со взрослым – ситуативно-деловое, Общение со сверстниками – начальные формы, взаимное подражание. |
Мышление | Наглядно-действенное | Для ребенка это означает, что он может разбираться в данных эмоционально окрашенных связях и предпринимать соответственные ситуации действия |
Центральное новообразование возраста (по выходу из кризиса) | - Сознание «Я сам» - Социальная позиция по отношению ко взрослым | - Выделение ребенком собственного «Я» - Изменяется социальное отношение ребенка к авторитету матери, отца |
Кризис трехлетнего возраста - этап онтогенеза, сопровождающийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных новообразований у детей и переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.
Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей через чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводят к тому, что ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые: выполнять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным. Желание быть самостоятельным выражается в упорном стремлении поступить так, а не иначе, ощутив прелесть и возбуждающую тревогу от волеизъявления. Ощущать себя источником своей воли - важный момент в развитии самопостижения.
Негативизм и упрямство развиваются внутри отношений взрослых и ребенка. Попытки обращаться с ребенком в рамках сложившихся прежде отношений, когда ребенок стремится действовать самостоятельно, могут привести к поддержанию негативизма и упрямства. Кризис трех лет возникает в результате определенных достижений в личностном развитии ребенка и невозможности его действовать по освоенным прежде способам общения с другими людьми. Но именно переживания кризиса обостряют сензитивность ребенка к чувствам других людей, учат не только навыкам позитивного общения, но и навыкам приемлемых форм обособления себя от окружающих.
Возникающие в процессе развития собственная воля, способность к обособлению, рефлексивные способности готовят ребенка к тому, чтобы стать личностью.
В это время наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого - некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним.
Л. С. Выготский описывает характеристики кризиса трех лет («семизвездие симптомов»):
1) негативизм - ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого;
2) упрямство - это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались;
3) обесценивание – когда обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше;
4) строптивость - близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения;
5) своеволие - т. е. ребенок хочет делать все сам, стремится к самостоятельности намерения, замысла;
6) протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями;
7) деспотизм - диктует свое поведение (если в семье один ребенок) и ревность, если детей в семье несколько.
Э. Эриксон считает, что в этом возрасте у детей формируется чувство самостоятельности, автономности либо, при неблагоприятном направлении развития, чувство зависимости от взрослого. Описание этой стадии у Эриксона коррелирует с описанием формирования новообразования «я сам» в отечественной психологии.
Выход из кризиса 3х лет:
- психологическое отделение от близкого взрослого
- гордость за достижения
- сознание «Я сам»