Теория психического развития Выготского.

Заслуга Л.С. Выготского в создании культурно-исторической теории - теории развития специфических для человека психических функций (внимания, памяти, мышления и т. д.), имеющих социальное, культурное, прижизненное происхождение и опосредованных особыми средствами - знаками, возникающими в ходе человеческой истории. При этом знак, с точки зрения Л. С. Выготского, является для человека прежде всего социальным средством, своего рода «психологическим орудием».

Л. С. Выготский сформулировал общий генетический закон существования любой психической функции человека:«...Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва –социальном (интерпсихическая), потом –психологическом (интрапсихологическая), сперва между людьми... затем внутри ребенка... Функции сперва складываются в коллективе в виде отношений, затем

становятся психическим функциями личности (в результате интеоризации)».

В развитии ребенка следует различать две сплетенные линии, одна – естественное «созревание», другая – культурное совершенствование.

Человек приходит в мир с наличием низших (натуральных) психических функций. В процессе развития идет превращение НПФ в ВПФ. И происходит это следующим образом , если представить всю психику человека в виде круга, то НПФ находятся на периферии в нужный момент определенная функция выходит в центр развития психики. Она становится центральной психологической функцией – магистральной. Другие функции в этом возрасте развиваются через центральную). Затем за какое-то количество времени преобразовывается в ВПФ, и «образившая» уходит на периферию с уже определенными свойствами и качествами. Внутри превращения лежит воля.

Также в основе личностного развития лежит воля.

Основные законы психического развития, сформулированные Л. С. Выготским:

· Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадаете ритмом времени (год в младенчестве не равен году жизни в отрочестве).

· Закон метаморфозы в детском развитии (ребенок не просто маленький взрослый, а существо с качественно отличной психикой).

· Закон неравномерности развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. (синзетивный период – период наиболее благоприятный для одной из сторон психики, наиболее чувствительный к определенного рода воздействиям). Есть периоды, когда функция доминирует, а остальные оказываются на переферии сознания и зависят от доминирующей функции (центральной).

· Закон развития высших психических функций «извне внутрь». Отличительные качества высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества.

Развитие есть цепь качественных изменений

Чтобы развитие происходило необходимо наличие следующего:

- источник – взрослый носитель культуры

- условия – человеческая среда

- предпосылки – благополучная органика.

Выготский отмечает, что развитие происходит стадиально и это происходит за счет двух вещей социальной ситуации развития(характер отношений между ребенком и обществом, которые складываются в данный момент) и новообразований.

Психологическое новообразование – это качественно новый тип личности и взаимодействия ребенка с действительностью, отсутствующие на предыдущих этапах. Новообразование литического периода появляется к его концу и меняет социальную ситуацию развития (ребенок требует реализации новообразования) это приводит к кризису. Новообразования кризиса возникают с самого начала, не сохраняются в неизменном виде.

Центральным моментом при рассмотрении динамики психического развития был для Л. С. Выготского анализ социальной ситуации развития. Распад старой и возникновение основ новой социальной ситуации развития, по мысли Выготского, и составляет главное содержание критических возрастов. Кризис - это появление нового самосознания. Он рвет старые отношения и возникают новые, поэтому кризис это взрыв. Источником его возникновения выступает противоречие между возрастающими физическим и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности.

Выделяя два пути развития: критический (возникает внезапно, протекает бурно) и литический (спокойный), Выготский заметил, что критический период имеет позитивные сдвиги - переход от одних форм поведения к новым формам. Он выделил в нем три этапа:

1) предкритический - отказ от прежних форм отношений и поведения;

2) критический - идет поиск новых форм поведения;

3) посткритический - отработка усвоенных форм поведения.

Итак, движущей силой развития выступает:

- социальная ситуация развития

- кризис

- новообразование

- ведущая деятельность.

Ведущая деятельность периода – эта деятельность которая обеспечивает личностный рост и готовит ребенка к переходу на новый этап. В ней формируется новообразование возраста.Новообразования бывают двух видов возникшие на этапе литическом, они остаются сохранными и возникшие на этапе критическом они не сохранны, т.к выполняют только функцию запуска кризиса (толчка к новой стадии).

Чередование стабильных и кризисных периодов – закон детского развития. Сочетание процессов эволюции и инвалюции – то, что сложилось на предыдущем этапе отмирает или преобразуется (входит как составная часть) (научившийся говорить, перестает лепетать).

Ц.пс.н -> дает освоение с.с.р., затем с.с.р. открывает новые горизонты -> ц.пс.н.

Детское развитие подчиняется не биологическим законам, а общественно-историческим, в основе которого лежит общение. Его надо рассматривать, как культуру.

Общение должно иметь 3-и компонента:

- общий контекст

- диалог

- и в результате диалога есть изменение точки зрения.

Основным источником развития является обучение. Но обучение не тождественно развитию, То обучение хорошо, которое ведет за собой развитие. Это создает ЗБР, которое приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале возможны для ребенка только в процессе взаимодействия со взрослым, а затем становится достоянием самого ребенка. ЗБР – это расстояние между зоной актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития, при содействии взрослых. ЗБР определяет функции не созревшие, но находящиеся в процессе созревания, характеризует умственное развитие на завтрашний день.

В рамках детского онтогенеза выделяют следующие периоды:

· Младенчество (0-1 год)

· Кризис 1 года

· Ранний возраст (1-3 лет)

· Кризис 3 лет

· Дошкольный возраст (3-7 лет)

· Кризис 7 лет

· Младший школьный возраст (7-9 лет)

· Кризис 9 лет

· Подростковый (10-14-15 лет) - есть ранний и поздний подростковый период

· Кризис подросткового возраста

· Юношество (15-21 год)- есть ранний и поздний юношеский период.

После 21 года человек вступает во взрослую жизнь.
14. Психологическая характеристика периода новорожденности.

Развитие ребенка открывается критическим актом рождения и следующим за ним критическим возрастом, носящим название новорождённости. Период новорождённости длится от момента рождения примерно до конца первого месяца жизни. В момент родов ребенок физически отделяется от матери, но в основных жизненных функциях еще долгое время остается биологически несамостоятельным существом.

Главная особенность новорождённости связана со спецификой социальной ситуации развития: ребенок отделяется от матери физически, но не биологически. Вследствие этого все существование ребенка в это время занимает как бы срединное положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства. Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рожде­ния. У него нет ни единой сложившейся формы поведе­ния. Все складывается при жизни. Переход к новому типу функ­ционирования обеспечивается только взрослым. Терморегуляция еще отсутствует.

После рождения непосредственная физическая связь с матерью уже отсутствует, но он продолжает получать пищу, вырабатывающуюся в материнском организме (молозиво, молоко), и иначе питаться не может (следовательно, питание ребенка представляет собой переходную форму от внутриутробного к внеутробному существованию).

Такая же двойственность отмечается в самой форме существования ребенка. Около 80% суток он спит (у взрослого норма составляет 20%).

Этап новорожденности - это время адаптации ре­бенка к новым, внеутробным условиям жизни, удлинения периода бодрствования по сравнению с периодом сна.

Ребенок рождается более беспомощным, чем детеныши высокоразвитых животных. К моменту рождения он обладает — безусловных рефлексов, облегчающими приспособление к новым условиям жизни. Эти системы включают множество частных рефлексов. Рефлексы новорожденного: дыхательный и сосательный рефлексы, защитные (новорожденный кашляет, чихает, удаляя помехи для дыхания; моргает, если в глаз что-то попало; жмурится от яркого света), ориентировочные рефлексы (зрительное и слуховое сосредоточение), атавистические рефлексы (хватательный, «автоматической ходьбы», рефлекс Моро).

Центральным новообразованиемноворождённости является появление индивидуальной психической жизниребенка. Л. С. Выготский обращал внимание на 2 момента, связанных с этим.

· жизнь присуща ребенку уже в эмбриональный период развития. Новым, возникающим после рождения, является то, что эта жизнь становится индивидуальнымсуществованием, отделенным от организма матери и вплетенным в социальную жизнь окружающих людей.

· жизнь новорождённого, будучи первой и еще примитивной формой бытия ребенка как социального существа, стала не только индивидуальной, но и психической.

Первый из аргументов в пользу этого — факт готовности центральной нервной системы к обслуживанию психических проявлений. Новорождённый реагирует на болевые, тактильные, температурные раздражители, на световые и звуковые стимулы, на запах. В целом развиты все виды анализаторов, и к моменту рождения ребенка состояние центральной нервной системы обеспечивает начало его психической жизни.

Важные события в психической жизни ребенка - возник­новение слухового и зрительного сосредоточении. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3-ей неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4-ей неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредо­точивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляюще­еся на 3-5-ой неделе, внешне проявляется также: ребе­нок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недо­лго) на ярком предмете.

Зрительное и слуховое сосредоточения фактически закладывают основу перехода от ощущения к восприя­тию, к возможности увидеть предмет целиком, во всей совокупности его свойств, а также проследить взглядом за движущимся предметом или повернуть голову за пере­мещающимся источником звука.

Психическая жизнь новорожденного находится в таком состоянии, из которого нужно исключить все собственно интеллектуальные и волевые явления. Пока у новорождённого нет ни действительного восприятия, ни представлений, т.е. нет ни сознательного отражения внешних предметов, ни сознательного хотения или стремления. Пока есть неясные состояния сознания, где чувственные и эмоциональные части нераздельно слиты, т.е. есть только то, что можно назвать аффективными ощущениями.

В период новорожеднности начинает проявляться закономерность, характерная для общего направления развития детей в первые годы жизни и существенно отличающая их от детенышей животных. Эта закономерность проявляется в том, что развитие сенсорных процессов, т. е. зрения, слуха, осязаний, существенно опережает у человеческих младенцев развитие моторики, в то время как у живот­ных, наоборот, движения развиваются раньше, чем груп­пы чувств.

Для психической жизни новорождённого характерны два главных момента — преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды.Главной особенностью психической жизни новорождённого является то, что в первый месяц жизни все раздражения и все окружающее он переживает только как субъективные состояния. Чувственное и эмоциональное (ощущение и переживание) в нем нераздельно слиты; ребенок не выделяет себя из среды, не отделяет от матери.

Единственное, что его заботит, — отсутствие дискомфорта.

Новорождённый малоэмоционален, и репертуар его настроений не отличается разнообразием.

Но было бы неверно считать, что восприятие мира новорождённого представляет собой хаос отрывочных, бессвязных, отдельных ощущений — температурных, слуховых, оптических и т.д. Наоборот, выделение отдельных восприятий является продуктом более позднего развития, и еще позднее появляется способность выделять из целого восприятия отдельных моментов. Новорождённый довольно рано начинает реагировать на сложные комплексные целые, окрашенные эмоционально(например, лицо матери). И это является третьей особенностью психической жизни новорождённого.

Именно эти три момента обусловливают и возможные формы социального поведения новорождённого. Как легко понять, новорождённый не демонстрирует никаких специфических форм социального поведения.По совокупности всех этих признаков новорождённость и выделяют в отдельный критический период. Вопрос же о границах новорождённости постоянно дискутируется. Физиологически этот период длится около трех недель, и незаметно, без резкой грани ребенок переходит ко второму месяцу грудничкового периода. Физиологические и психологические критерии возраста могут и не совпадать. В психологии критерием возрастного этапа считается основное и центральное новообразование, характеризующее известную ступень в социальном развитии ребенка. В этом смысле верхняя граница новорождённости попадает на конец первого—начало второго месяца жизни, когда наступает поворот в психическом развитии, связанный с изменением социальной ситуации развития. Этот поворот связан с появлением «комплекса оживления».

Новорожденный, приобретает способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, уста­навливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 ме­сяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает

громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоцио­нальная реакция была названа «комплексом оживления», т.е. с первой специфической реакцией ребенка на человека. Она и является показателем перехода к новому этапу раз­вития - младенчеству.

«К.О.» включает три компонента:

- улыбка. Улыбка оживленная, широкая, с открываем рта;

- вокализация. Ребенок гулит, гукает;

- двигательные реакции. Скашивает глазки, слабые движения ножками и ручками, поворот головки.

«К.О.» проходит три стадии:

1. улыбка;

2. улыбка + гуление;

3. улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).

Кроме того «К.О.» связан сначала - с привлечением любого взрослого, конец – избирательное общение.


Наши рекомендации