Проблема возраста в психологии. Различные подходы к периодизации развития.
Возраст – это категория в психологии, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. Существуют понятия возраста хронологического (или паспортного) и возраста психологического. Хронологический возраст показывает длительность существования индивида с момента его рождения. Психологический возраст указывает на достигнутый к определённому году жизни уровень психического развития.
В развитии каждого человека выделяют хронологические возрастные границы и уровни психического развития, которые могут не совпадать из-за целого ряда причин (органические поражения мозга, дефицит общения, дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности, и т. п.).
Каждый психический возраст, по Выготскому, характеризуется складывающейся к началу каждого возрастного периода социальной ситуацией развития. Социальная ситуация развития – это «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, неповторимое отношение между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Это понятие фиксирует взаимосвязи между внешней средой и внутренним миром ребёнка.
Психологический возраст характеризуется новообразованиями. Возрастные новообразования – это результаты, продукты возрастного развития и одновременно предпосылки дальнейшего развития. Психологические новообразования представляют собой новый тип строения личности ребенка, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребёнка, его отношение к среде. Весь ход его развития в данный период.
Периодизация психического развития имеет важное значение, так как от правильного решения этой проблемы во многом зависит стратегия построения системы воспитания и обучения детей. Разделение жизненного пути на периоды позволяет лучше понять закономерности развития и специфику отдельных возрастов. В процессе онтогенеза человек проходит через несколько возрастных периодов, имеющих свои характерные признаки. Содержание периодов, их временные границы определяются на основании важных и существенных критериев.
Л. С. Выготский выделял три группы периодизаций:
I. Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Периодизации по биогенетическому принципу.
1. Периодизация Р. Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства):
· 0 – 3 года – раннее детство;
· 3 – 5 лет – дошкольный возраст;
· 6 – 12 лет – начальное школьное образование;
· 12 – 16 лет – обучение в средней школе;
· 17 и старше – высшее, или университетское, образование.
2. П. П. Блонский— появление и смену зубов:
· 0 – 8 месяца – 2,5 года – беззубое детство;
· 2,5 – 6,5 лет – детство молочных зубов;
· 6,5 и старше – детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости).
3. К.Бюлер – инстинкт, дрессура, интеллект.
П. Вторая группа построена на основе одного, произвольно выбранного автором, внутреннего критерия. Ко второй группе относятся периодизации:
1. С. Колберг - основана на изучении уровня морального развития человека;
2. Э.Эриксон – выделяет восемь стадий человеческой жизни;
3. Зигмунд Фрейд: главный источником - бессознательное, насыщенное сексуальной энергией.
Детская сексуальность - все, приносящее телесное удовольствие, — поглаживания, сосание,
освобождение кишечника и т. д.:
· 0–1 год – оральная стадия (эрогенная зона – слизистая рта и губ).
Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного «Оно» формируется «Я»;
· 1 – 3 года – анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). Формируются опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция – «Сверх-Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть;
· 3 – 5 лет – фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям: мальчики – к матери (Эдипов комплекс), девочки – к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я»;
· 5 –12 лет – латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т. д.;
· 12 –18 лет – генитальная стадия соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.
4. Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.
Процесс развития интеллекта представляет собой смену трех больших периодов, в течение которых происходит становление трех основных интеллектуальных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры — системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций (стадия репрезентативного интеллекта) — системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально-логических операций.
Основной критерий – интеллект.
· от 0 до 1,5 –2 года – сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения.
· от 2 до 12 лет – репрезентативная стадия – мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребенок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребенок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья.)
· от 12 лет – стадия формальных операций – формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.
III. Третья группа периодизаций выделяет периоды на основе существенных критериев,признаков.
1. Периодизация Л. С. Выготского. Он отмечал, что необходимо выделить объективные основания, указывающие на изменение возраста и перехода ребенка на новый этап развития. Он ввел понятие «психологические новообразования» и «социальная ситуация».
Социальная ситуация развития – это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка, и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.
Понятие «ведущая деятельность» было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.
Новообразование – те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.
Периодизация Л. С. Выготского:
· кризис новорожденности 0 месяца;
· младенчество (2 месяца – 1 год);
· кризис одного года;
· раннее детство (1–3 года);
· кризис трех лет;
· дошкольный возраст (3–7 лет);
· кризис семи лет;
· младший школьный возраст (8–12 лет);
· кризис 13 лет;
· пубертатный возраст (14–17 лет);
· кризис 17 лет.
2. Периодизация Д.Б.Эльконина. Вся психическая жизнь ребенка рассматривается как процесс непрерывной смены деятельностей, причем на каждом возрастном этапе выделяется «ведущая деятельность», с усвоением которой связаны главнейшие психологические новообразования данного возраста. Ход движения определяется движением от системы «ребенок-общественный взрослый» к системе «ребенок-общественный предмет, сначала устанавливаюся отношения со взрослым, как носителем общественного опыта, а на этой основе осваиваются соответствующие виды деятельности.
· 1 эпоха – младенчество до 1 года – ВД – непосредственно-эмоциональное общение
Ранее детство – предметно-манипулятивная деятельность.
· 2 эпоха – дошкольный возраст ролевая игра.
Младший школьник – учебная деятельность.
· 3 эпоха – подросток – интимно-личностное общение.
Старший школьный возраст – учебно-профессиональная деятельность.
Каждая эпоха состоит из закономерно связанных между собой 2-х периодов. В первом периоде идет усвоение задач, норм человеческой деятельности и развитие мотивационно-потребностной сферы; во втором периоде – усвоение способов действий с предметами и формирование операционно-технических возможностей.
5. Понятие кризиса развития. Нормативные кризисы развития. Критические и стабильные периоды развития по Л. С. Выготскому.
Л.С. Выготский заложил основы возрастной психологии, разработав принципиально новый подход к явлениям психологического развития. Он предложил на первый план выдвинуть понятие «психологический возраст» и рассматривать возрастные периоды развития как «единицы» анализа детского развития. В работе «Проблема возраста» Выготский: «Возрасты представляют собой такое целостное динамическое образование, такую структуру, которая определяет роль и удельный вес каждой частичной линии развития».
Выготский различал два типа возрастных периодов, сменяющих друг друга: стабильные и критические. В стабильных возрастах развитие совершается внутри характерной социальной ситуации развития, медленно, эволюционно, такими небольшими шажками, появляется центральное психическое новообразования (ц.пс.н.). Возникает в конце периода и сохраняется на протяжении всей жизни.
В другие, критические периоды, напротив, развитие совершается бурно, стремительно. Центральное психическое новообразование является толчком для кризиса, они вносят вклад в развитие, но они не сохраняются, они преобразуются. Например, кризис 7лет центральное психическое новообразование – обобщение переживания, которая трансформируется по выходу из кризиса в интеллектуализацию переживания (аффета), ребенок уже может переосмыслить ситуацию, (не пойду не потому что мне там будет больно, а потому что буду играть с Вовокой, он играет хуже).Критический период имеет позитивные сдвиги – переход от одних форм поведения к новым формам. Он выделил в нем три этапа:
1. предкритический –отказ от прежних форм отношений и поведения;
2. критический –идет поиск новых форм поведения;
3. посткритический –отработка усвоенных форм поведения.
Кризисыотказ от старой социальной ситуации развития и образование новой составляет основное содержание кризисного периода. Кризисы – это появление нового самосознания. Он рвет старые отношения возникают новые, поэтому кризис – это взрыв. Человек может застрять в кризисе и это связано с тем, что он боится что-либо менять в своей жизни., Как правило кризис охватывает и биологический аспект и психологический (напр. Кризис 7лет - подключается вилочковая железа, начинается смена зубов)
Он выделил следующие критические периоды:
· Кризис новорождённости;
· Младенчество (2 мес-1 год);
· Кризис одного года;
· Раннее детство(1-3 года);
· Кризис трёх лет;
· Дошкольный возраст (3-7 лет);
· Кризис семи лет;
· Школьный возраст (8-12 лет);
· Кризис 13 лет;
· Пубертатный период;
· Кризис 17 лет;
Социальная ситуация развития (с.с.р.)- это «образование для данного возраста, исключительное, отношение между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Социальная среда она вокруг человека. С возрастом отношение человека к социальной среде будет меняться, т.к. он развивается. Стабильный период характеризуется гармонией между средой и отношением ребенка к ней, критический же период - дисгармонией, противоречием.
В том или ином возрасте движение силы развития неизбежно приводит к разрушению самой основы развития, социальной ситуации развития, к окончанию данной эпохи развития и переходу на следующую возрастную ступень.
Развитие в стабильный период способствует возникновению – новообразования.Возрастные новообразования– это результаты, продукты возрастного развития и одновременно предпосылки дальнейшего развития. Психологические новообразования представляют собой новый тип строения личности ребёнка, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Возникающее противоречие задает условия для своего разрешения и, как следствие, преодоления кризиса. Взрывной, революционный характер развития в критические периоды. В кризисные периоды ребенок в относительно короткий промежуток времени изменяется целиком, становится трудновоспитуемым.
Накапливаясь, психологические новообразования постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, ведут к её слому и построению новых отношений, открывающих новые возможности для развития ребенка в следующем возрастном периоде. Так происходит смена исторических возрастов. Ц.пс.н.-> дает освоение с.с.р., затем С.с.р. открывают новые горизонты, что требует –> ц.пс.н.
Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.
Л. С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер.
Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости». Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конфликты с близкими людьми — типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.
Однако у разных детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится трудно переносимым, а второго почти не меняется.