Изучение разделов науки о языке в школе
Методика обучения фонетике в средней школе. Цели изучения раздела в школе, формируемые умения и навыки. Основные языковые понятия раздела. Внутрипредметные связи раздела «Фонетика». Методы и приемы проведения уроков по фонетике. Типы фонетических упражнений. Фонетический и разбор.
Методика преподавания лексики. Цели изучения лексики в школе, формируемые умения и навыки. Основные понятия раздела «Лексика». Внутрипредметные связи раздела «Лексика». Методы и приемы изучения лексики. Типы лексических упражнений. Лексический разбор.
Методика преподавания фразеологии. Основные понятия раздела «Фразеология». Внутрипредметные связи раздела «Фразеология». Методы и приемы изучения фразеологии.
Методика преподавания морфемики и словообразования. Цели изучения словообразования в школе, формируемые умения и навыки. Понятия и языковые факты по разделу «Морфемика и словообразование». Словообразовательная модель на уроках русского языка. Внутрипредметные связи раздела «Морфемика и словообразование». Методы и приемы изучения морфемики и словообразования. Типы упражнений. Морфемный и словообразовательный разбор.
Методика преподавания морфологии. Цели изучения морфологии в школе, формируемые умения и навыки. Понятия и языковые факты по разделу «Морфология». Внутрипредметные связи раздела. Преподавание морфологии на синтаксической основе. Методы и приемы изучения морфологии. Типы морфологических упражнений. Морфологический разбор.
Методика преподавания синтаксиса. Цели изучения синтаксиса в школе. Методы и приемы изучения синтаксиса. Синтаксический разбор в школе. Содержание раздела в программах по русскому языку.
Методика работы по орфографии и пунктуации
Методика изучения орфографии. Цели изучения орфографии в школе, формируемые умения и навыки. Понятия и языковые факты по разделу «Орфография». Внутрипредметные связи раздела. Методы и приемы изучения орфографии. Типы орфографических упражнений. Орфографический разбор. Виды диктантов, методика их проведения.
Методика изучения пунктуации. Цели изучения пунктуации в школе, формируемые умения и навыки. Понятия и языковые факты по разделу «Пунктуация». Внутрипредметные связи раздела. Методы и приемы изучения пунктуации.
Методика развития речи
Развитие речи как раздел методики русского языка. Цели и задачи работы по развитию речи в школе. Принципы работы по развитию речи. Коммуникативные умения. Основные направления в современной методике развития речи. Методы развития речи (сочинение, изложение и др.).
Развитие связной речи. Связная речь: устная и письменная, их взаимосвязь. Развитие связной речи в свете теории речевой деятельности. Лингвистические основы работы над связной речью. Содержание работы по развитию связной речи, её системный характер. Типология упражнений.
Изложение как метод развития письменной речи. Связная речь как методическое понятие. Система работы по развитию связной речи. Виды изложений (близко к тексту, сжатое, выборочное; с дополнительным заданием и др.). Методика изложения.
Сочинение как метод развития письменной речи. Связная речь как методическое понятие. Система работы по развитию связной речи. Виды сочинений. Методика обучающего сочинения.
Изучение раздела культура речи в школьном курсе русского языка. Цели изучения культуры речи в школе, формируемые умения и навыки. Место культуры речи в школьном курсе русского языка. Понятия и языковые факты по разделу «Культура речи». Методы и приемы изучения культуры речи. Типы упражнений.
Словарная работа на уроках русского языка. Понятие словарной работы на уроках русского языка. Цели словарной работы в школе. Проблема словарного минимума. Этапы и место работы по обогащению словарного запаса учащихся. Содержание словарной работы на уроках русского языка. Принципы словарной работы: тематический, комплексный и др. Направления словарной работы: расширение и очищение словаря. Типология словарных упражнений. Нетрадиционные приемы толкования лексического значения.
Анализ текста в школе. Понятие и признаки текста в школе. Задачи анализа художественного текста в школе. Методы работы с текстом. Этапы анализа художественного текста в школе.
Вопросы для проведения государственной итоговой аттестации
1. Методика преподавания русского языка как наука. Предмет, задачи, функции, методы исследования, связь с другими науками. Современные подходы в преподавании русского языка
2. Русский язык как учебный предмет в современной общеобразовательной школе, его значение, цели и задачи. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения русского языка на ступени основного общего образования.
3. Содержание обучения русскому языку в основной общеобразовательной школе. Направления работы по русскому языку в русле компетентностного подхода и структура систематического курса (5-9 классы).
4. Примерная программа основного общего образования по русскому языку. Сравнительная характеристика действующих программ по русскому языку для основной общеобразовательной школы.
5. Закономерности усвоения родной речи и частнометодические принципы лингводидактики (по А. В. Дудникову, Л. П. Федоренко).
6. Методы и приёмы обучения русскому языку.
7. Диктант как специфический метод обучения русскому языку. Виды диктантов. Методика их проведения.
8. Современные технологии в преподавании русского языка.
9. Контроль и оценка результатов обучения. Виды, функции, методы и формы контроля.
10. Нормы оценок устных и письменных работ учащихся. Содержание итогового контроля: ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку.
11. Понятие о средствах обучения и их классификация в дидактике и методике преподавания русского языка. Учебно-методический комплекс по русскому языку (УМК) и методика его использования. Характеристика одного из УМК по выбору студента.
12. Роль учебника в процессе преподавания; методика его использования. Особенности современных школьных учебников русского языка (справочный аппарат, изложение теоретического материала, система упражнений).
13. Формы организации учебно-воспитательной работы по русскому языку. Планирование учебного материала. Виды планов. Значение планирования в работе учителя русского языка.
14. Типы и структура уроков русского языка, принципы их анализа. Требования к современному уроку русского языка. Активные формы уроков русского языка.
15. Характеристика структурных компонентов урока объяснения нового материала и урока формирования умений по русскому языку.
16. Факультативные занятия и внеклассная работа как формы организации учебно-воспитательного процесса по русскому языку: содержание, виды, формы и методика проведения.
17. Изучение фонетики в школе (содержание, значение, трудности изучения раздела; основные методы, приёмы, средства обучения, связь изучения фонетики с привитием грамматических навыков, обучением правописанию).
18. Изучение лексики в школе (значение, место, содержание раздела; трудности изучения лексики; основные методы, приёмы средства обучения).
19. Изучение словообразования в школе (значение, задачи, место, содержание раздела, трудные вопросы; основные методы и приемы работы).
20. Изучение морфологии в школьном курсе русского языка. Методика формирования понятия «части речи» и соответствующих учебно-языковых умений. Затруднения, возникающие в процессе изучения морфологии.
21. Изучение синтаксиса в школе (задачи, содержание, структура раздела). Затруднения, возникающие при изучении синтаксиса. Основные методы приемы работы, система упражнений.
22. Методика обучения орфографии (значение, задачи, принципы и содержание работы по орфографии; особенности формирования орфографического навыка, методы и приемы работы). Работа учащихся над орфографическими ошибками.
23. Методика обучения пунктуации. Значение, задачи, этапы и принципы обучения русской пунктуации; пунктограмма, пунктуационное правило; формирование пунктуационных умений и навыков. Работа учащихся над пунктуационными ошибками.
24. Развитие речи учащихся как особая область обучения русскому языку в школе. Основные направления и разделы работы по развитию речи учащихся, их общая характеристика.
25. Задачи, содержание и методы работы по развитию связной (устной и письменной) речи. Обучение учащихся различным видам речевой деятельности на уроках русского языка: говорению, слушанию, письму и чтению.
26. Обогащение словарного запаса на уроках русского языка и работа по овладению нормами литературного языка (культура речи).
27. Сочинение в системе работы по развитию связной речи учащихся (значение сочинений, их место в системе обучения русскому языку, виды, методика преподавания). Структура урока сочинения по картине.
28. Изложение в системе работы по развитию связной речи учащихся (значение и место в системе обучения русскому языку, виды, подготовка, методика проведения, структура урока обучающего изложения).
29. Текст и методика работы над ним на уроках русского языка на разных этапах обучения. Представление о тексте как основной дидактической единице в современном преподавании русского языка.
30. Типы анализа текста на уроках русского языка (информационный, комплексный, лингвистический, стилистический, филологический, лингвокультуроведческий).
Рекомендуемая литература
1. Основная литература:
Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. – М., 2010.
Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Львов М. Р. и др. Методика преподавания русского языка: Учебник для студентов высших уч. педагогических заведений / Под ред. М.Т. Баранова. – М., 2009.
Быстрова Е.А., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А.Быстровой. – М., 2011.
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.
Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших уч. заведений / Под ред. Е.И. Литневской Е.И. – М., 2010.
Львов М.Р. Русский язык в школе: История преподавания: Курс лекций для студентов педвузов и колледжей. – М., 2008.
Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – 3-е изд. – М., 2009.
Теория и практика обучения русскому языку: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В.Архипов, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина и др. /Под ред. Р.Б. Сабаткоева. – 3-е изд. М., 2011.
2. Дополнительная литература:
Алгазина Н. Н. Формирование орфографической грамотности учащихся. М., 1988.
Бабайцева В.В. Обучение русскому языку в 7-8 классах. – М., 1983.
Балыхина Т.М. Структура и содержание российского филологического образования. Методические проблемы обучения русскому языку. – М., 2000.
Баранов М.Т. Обучение русскому языку в 5-6 кл. – М., 1982.
Баранов М.Т. Обучение русскому языку в 6 классе. – М., 1990.
Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. – М., 1990.
Блинов Г.И., Панов Б.Т. Практические и лабораторные занятия по методике русского языка. – М., 1986.
Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздев Ю.А. Методические задания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка». – М., 1991.
Галлингер И.В., Львова С.И. Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классах. – М., 1988.
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1981.
Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии. – М., 1994.
Гребенкина Р.Т. Изучение в школе фонетики и графики русского языка. – М., 1984.
Дудников А.В. Методика изучения грамматики в восьмилетней школе. – М., 1977.
Дудников А.В. Методика синтаксиса и пунктуации в восьмилетней школе. – М., 1963.
Жуковская О.А., Шаповалова Т.А. Изучение словообразования в восьмилетней школе. – М., 1983.
Зельманова Л.М. Кабинет русского языка в средней школе. – М., 1981.
Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. – М., 1984.
Иванов С.Н., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М., 1985.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. Пособие для учителя. – М., 1982.
Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы: Кн. для учителя / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, Н.С. Соловейчик. – М., 1991.
Колосов П.И. Словарно-стилистические упражнения. – М., 1964.
Костомаров В.Г. Русский язык среди др. языков мира. Книга для учащихся старших классов. – М., 1975.
Кулибаба Н.И. Обучение русскому языку в IV – VI классах. – М., 1970.
Купалова А.Ю. Совершенствование методов обучения русскому языку. – М., 1981.
Кустарева В.А., Назарова Л.К. и др. Методика русского языка для школьных педагогических училищ. – М., 1969.
Лавров Н.А. Изучение неизменяемых частей речи в V – VIII классах. – М., 1968.
Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. – М., 1980.
Лидман-Орлова Г.К., Пичугов Ю.С., и др. Повторение и обобщение при подготовке к экзаменам по русскому языку. – М., 1988.
Ломизов А.Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации. Пособие для учителя. – М., 1986.
Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. – М., 1999.
Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983.
Львова С.И Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. – М., 2004.
Львова С.И Практикум по рус. яз. «Люби и знай родной язык». 5 кл. – М., 2000.
Львова С.И. Язык и речь. Книга для учителя. 8-9 кл. – М., 2000.
Львова С.И. Язык и речь. Уч. пособ. 8-9 кл. – М., 2000.
Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Справочные материалы. Приложение к учебнику. 5 кл. Ч. 3. – М., 2004.
Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. – М., 1984.
Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 6 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. 9-е изд., стереотип. – М., 2000. ISBN 5-7107-3673-2
Никитина Е.И. Уроки русского языка 4-8 класс. – М., 1985.
Никольский В.А. Сочинения в средней школе. – М., 1950.
Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М., 1988.
Озерская В.П. Изучение морфологии на синтаксической основе. 5класс. – М., 1979.
Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. – М., 1986.
Панов М.В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии. – М., 1964.
Плёнкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста. Пособие для учителя. – М., 1978.
Плёнкин Н.А. Предупреждение стилистических ошибок на уроках русского языка. Пособие для учителя. – М.-Л., 1964.
Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М., 1985.
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1992.
Разумовская М.М. Обучение русскому языку в 6 классе. – М., 1997.
Репкин В.В. Русский язык. Экспериментальная программа развивающего обучения. 6 класс. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. (Введение. Служебные части речи). – Томск – Харьков, 1993.
Репкин В.В. Русский язык. Экспериментальный учебник для 5 класса. Программа развивающего обучения. – Томск – Харьков, 1993.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1965.
Рувинский Л.И., Кан-Калик В.А. и др. Введение в специальность. – М., 1988.
Рыбаков В.П. Обучения сочинениям в старших классах. – М., 1959.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997.
Сенкевич Н.П. Практическая стилистика русского языка и литературное редактирование. Сб. упражнений: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1980.
Система обучения сочинениям на уроках русского языка (4-8 классы); под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1978.
Скворцов Л.И. Экология слова или Поговорим о культуре русской речи. – М., 1996.
Скороход Л.К. Словарная работа на уроках русского языка. – М., 1990.
Текучёв А.В. Основы методики русского языка в 4 – 8 классах. – М., 1978.
Тимонина, В.Ю. Диалог о роли компьютера в преподавании русского языка / В.Ю. Тимонина, Л.А. Тростенцова // Русский язык в школе. – 2006. – № 4. – С.14.
Титов В.А. Методика преподавания русского языка. – М., 2005.
Ушаков М.В. Изучение слов, не проверяемых правилами, в 5-8 классах. – М ., 1960.
Ушаков Н.Н. Кружковая работа по русскому языку. – М., 1979.
Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. – М., 1973.
Черепанова Л.В. Лингвистическая компетенция: структура, содержание, методика формирования. – Чита, 2004.
Черепанова Л.В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку. – Новосибирск, 2006.
Черепанова Л.В. Формирование рефлексии при обучении рус. яз. уч.-методич. пособие. – Чита, 2004.
Шанский Н.М. В мире слов: Кн. для учителя. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985.
Шанский Н.М. Занимательный русский язык. 5 – 11 классы. Ч. I, II. – М., 1996.
Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. – М., 1964.
Шатова Е. Г. Урок русского языка в современной школе. М.: Дрофа, 2008.
Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования. / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. – М., 2001.
3. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
Научно-образовательный портал «Лингвистика в России: ресурсы для исследователей» – http://uisrussia.msu.ru/linguist/index.jsp
http://rus.1september.ru – Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка»
http://www.gramota.ru – Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»
http://language.edu.ru – Коллекция «Диктанты – русский язык» Российского общеобразовательного портала
http://www.gramma.ru – Культура письменной речи
http://www.gimn13.tl.ru/rus/ – Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка
http://ruslit.ioso.ru – Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО
http://www.mapryal.org – Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ)
http://yamal.org/ook/ – Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка
http://gramota.ru/book/ritorika/ – Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы
http://www.ropryal.ru – Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»
http://slovesnik-oka.narod.ru – Словесник: сайт для учителей Е.В. Архиповой
http://likbez.spb.ru – Тесты по русскому языку
http://www.ruscenter.ru – Центр развития русского языка
http://www.philology.ru – Филологический портал Philology.ru
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата).
Составитель - доцент кафедры русского языка ПетрГУ И. Н.Дьячкова
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры русского языка «____»_______________2015 г., протокол № _____.
Зав. кафедрой _____________/проф. Н. В. Патроева.