Методика преподавания русского языка
Направление подготовки
050100.62 Педагогическое образование
Модуль
«Русский язык и литература»
2015 г.
Пояснительная записка
Программа государственного экзамена составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», предъявляемыми к профессиональной подготовке бакалавра данной специальности.
Государственная итоговая аттестация проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ требованиям, выдвигаемым Федеральным государственным образовательным стандартом.
Процесс обучения предполагает подготовку бакалавра к решению следующих профессиональных задач:
в области педагогической деятельности:
- изучать возможности, потребности, достижения обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов образовательных программ, дисциплин и индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;
- организовывать обучение и воспитание в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области («Русский язык»);
- организовывать взаимодействие с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;
- использовать возможности образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;
- осуществлять профессиональное самообразование и личностный рост, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру;
в области культурно-просветительской деятельности:
- изучать, формировать и реализовывать потребности детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
- организовывать культурное пространство;
в области научно-исследовательской деятельности:
- анализировать, систематизировать и использовать информацию по актуальным проблемам науки и образования;
- разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания, обучения и развития личности;
- проводить эксперименты по использованию новых форм учебной и воспитательной деятельности, анализировать результаты.
В результате изучения дисциплины студент должен
ЗНАТЬ:
-место предмета «Русский язык» в школе, цели и задачи обучения на современном этапе, содержание программ и учебников по русскому языку;
- принципы, методы и приемы обучения русскому языку, их классификацию и описание каждого метода;
- структуру уроков разных типов и методику их проведения, требования к урокам на современном этапе;
- методику изучения отдельных разделов курса, систему обучения орфографии и пунктуации;
- содержание и систему работы по развитию речи учащихся, методику работы над связной речью;
- содержание и формы внеклассной работы по русскому языку;
- методику ведения элективных курсов, факультативных занятий.
УМЕТЬ:
- определять и реализовывать учебную, воспитательную и развивающую цели урока;
- анализировать программы и учебники по предмету;
- работать с учебником и другими методическими материалами;
- строить систему упражнений по теме урока, разрабатывать наглядные пособия;
- организовывать самостоятельную работу учащихся;
- анализировать свои уроки и уроки учителей;
- адекватно оценивать письменные и устные ответы учащихся;
- проводить различные формы внеклассной работы по предмету;
- обеспечивать индивидуальный подход к учащимся, работать с отстающими учениками.
ВЛАДЕТЬ:
- научными знаниями в области методики преподавания русского языка;
- навыками разработки учебных, факультативных и внеклассных занятий по русскому языку в средней школе;
- навыками методического анализа и самоанализа.
К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план.
Экзамен предполагает ответ по билету, в который включаются два теоретических вопроса.
Форма проведения вступительного экзамена.Вступительный экзамен проводится в устной форме. Его содержание составляется на основе Программы государственного экзамена по дисциплине «Методика преподавания русского языка». Программа включает в себя перечень вопросов по дисциплинам предметной и общепрофессиональной подготовки, соответствующий требованиям к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по специальности/направлению подготовки. Экзаменуемый получает билет с двумя вопросами и время на подготовку до 60 минут. Продолжительность ответа составляет до 20 минут на оба вопроса.
Критерии оценивания ответов студентов на государственном экзамене
Оценка «отлично» ставится в том случае, если выпускник
обнаруживает глубокие и разносторонние знания,
содержание ответов свидетельствует об уверенных знаниях выпускника и его умении успешно решать профессиональные задачи, соответствующие присваиваемой ему квалификации;
строит ответ логично в соответствии с планом;
развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры;
обнаруживает аналитический подход в освещении разных концепций, обосновывает свою точку зрения;
демонстрирует умение анализировать и теоретически оценивать эмпирические факты; устанавливает междисциплинарные связи.
Оценка «хорошо» ставится в том случае, если
содержание ответов свидетельствует о достаточных знаниях выпускника и его умении успешно решать профессиональные задачи, соответствующие присваиваемой ему квалификации;
выпускник строит ответ логично в соответствии с планом;
допускает непоследовательность анализа в сопоставлении концепций и обоснования своей точки зрения;
демонстрирует умение анализировать и теоретически оценивать эмпирические факты;
не всегда может привести примеры.
Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если
содержание ответов свидетельствует об удовлетворительных знаниях выпускника и о его ограниченном умении решать профессиональные задачи, соответствующие присваиваемой ему квалификации;
выпускник не может достаточно логически выстроить свой ответ, не имеет плана ответа или план ответа соблюдается непоследовательно;
обнаруживает слабость в развернутом раскрытии сущности категорий, владея знаниями только отдельных базовых понятий;
декларирует выдвигаемые положения без достаточной аргументации;
не может связать теорию с практикой.
Оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, если
содержание ответов свидетельствует о слабых знаниях выпускника и о его неумении решать профессиональные задачи, соответствующие присваиваемой ему квалификации;
выпускник не может логически выстроить свой ответ, не имеет плана ответа;
не владеет знаниями базовых понятий;
обнаруживает незнание терминологии;
не может связать теорию с практикой.