Дидактическая единица 4. Особенности психического развития детей от 0 до 3 лет
Ведущей деятельностью на протяжении периода младенчества выступает
Варианты ответов:
а) эмоционально-непосредственное общение ребенка и взрослого;
б) игровая деятельность.
2. Соотнесите основные понятия возраста с утверждениями о характеристиках психического развития в младенческом возрасте
А) развитие произвольных движений | 1. Переход от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни, сопровождаемый резкими изменениями условий жизни, беспомощностью, переживанием первой травмы. |
Б) эмоциональное общение со взрослым | 2. Эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками, основное новообразование, первый акт поведения, выделение взрослого. |
В) кризис новорожденности | 3. Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью (ситуация «Мы»), предметом деятельности является другой человек, возникновение со стороны ребенка первых форм воздействия на взрослого (призыв взрослого через голосовые реакции). |
Г) «комплекс оживления» | 4. Движения, связанные с выделением какого-то элемента из окружающей жизни и имеющие две части: ориентировочную и исполнительную. |
3. Развитие, каких психологических особенностей детей раннего возраста отражено в приведенных описаниях? (Соотнесите понятия):
А) овладение предметными действиями | 1. Социальная ситуация совместной деятельности со взрослым человеком (ребенок - предмет - взрослый), содержанием которой является усвоение ребенком общественно выработанных способов употребления предметов. |
Б) предпосылки формирования личности в раннем детстве | 2. Слово, как орудие, и используемое чаще, чем любое другое орудие, вследствие чего оно дифференцируется, насыщается предметным значением и благодаря переносу в другие ситуации, отрывается от предмета и обобщается. |
В) кризис трех лет | 3. Выделение в предмете свойств, которые ориентируют предметные действия, и пространственных отношений между предметами. Схватывание связей между вещами в процессе практического манипулирования ими, овладение значениями предметов главным образом через речь. |
Г) предметная деятельность, являющаяся ее ведущим видом | 4. Благодаря отделению действия от предмета происходит сравнение ребенком своего действия с действием взрослого, называет себя другими именами и видит себя в другом, появляется феномен « Я сам». |
Д) развитие восприятия, наглядно-действенного мышления | 5. Негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест - бунт, проявляющийся в частых ссорах с родителями, стремление к деспотизму. |
К концу первого года жизни у ребенка формируется
Варианты ответов:
а) ассоциативная память;
б) механическая память;
в) опосредованная память;
г) логическая память.
5. К концу первого года жизни у ребенка формируется
Варианты ответов:
а) внутренняя речь;
б) пассивная речь;
в) автономная речь;
г) эгоцентрическая речь.
Что не характерно для развития речи в раннем детстве
Варианты ответов:
а) гуление;
б) совершенствование понимания речи;
в) формирование собственной активной речи;
г) общение со взрослыми.
В раннем детстве в центре сознания (по Л.С. Выготскому) находится
Варианты ответов:
а) мышление;
б) восприятие;
в) ощущение;
г) воображение.
Возникновение автономной речи происходит в
Варианты ответов:
а) младенчестве;
б) 2 года;
в) младшем школьном возрасте;
г) дошкольном возрасте.
Форма движения, служащая средством управления взрослым, которая появляется в младенческом возрасте
Варианты ответов:
а) подражание движениям взрослых;
б) комплекс оживления;
в) указательный жест;
г) хватательное движение.
10. У детей младенческого возраста присутствует ...............память
Варианты ответов:
а) ассоциативная;
б) образная;
в) долговременная;
г) произвольная.
В период новорожденности у ребенка лучше всего развита
Варианты ответов:
а) тактильная чувствительность;
б) зрительная чувствительность;
в) слуховая чувствительность;
г) все сенсорные системы развиты одинаково.
Раннее детство охватывает границы
Варианты ответов:
а) от 1 до 5 лет;
б) от 0 до 2 лет;
в) от 3 до 7 лет;
г) от 1 до 3 лет.
Впервые половая идентификация и самоидентификация происходят впервые в
Варианты ответов:
а) раннем детстве;
б) дошкольном возрасте;
в) младшем школьном возрасте;
г) подростковом возрасте.