Метод «поперечных» срезов применяется к индивидам.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
по специальностям:
032100.00 Математика с дополнительной специализацией «Физика»
032200.00 Физика с дополнительной специализацией «Информатика»
032500.00 География с дополнительной специализацией «Биология»
033300.00 Безопасность жизнедеятельности
032900.00 Русский язык и литература с дополнительной специализацией «Культурология»
033200.00 Иностранный язык
030600.00 Технология и предпринимательство
Стандарт, в соответствии с которым разработаны материалы | ГОС ВПО 2005 г. по специальностям 032100.00 Математика с дополнительной специализацией «Физика» 032200.00 Физика с дополнительной специализацией «Информатика» 032500.00 География с дополнительной специализацией «Биология» 033300.00 Безопасность жизнедеятельности 032900.00 Русский язык и литература с дополнительной специализацией «Культурология» 033200.00 Иностранный язык 030600.00 Технология и предпринимательство |
Номера семестров, в которых изучается дисциплина | 2, 3, 4 |
Количество часов, отводимых на изучение дисциплины (всего – лекции – практ. занятия – лаб. занятия – самост. работа) | 032100.00 88 – 24 – 4 – 16 - 44 032200.00 88 – 24 – 4 – 16 - 44 032500.00 80 – 20 – 20 – 0 - 40 033300.00 100 – 30 – 20 – 0 - 50 032900.00 80 – 22 – 8 – 10 - 40 033200.00 60 – 10 – 20 – 0 - 30 030600.00 88 – 20 – 24 – 0 - 44 |
Время выполнения теста | 60 минут |
Количество заданий в тесте | |
Количество заданий в фонде теста | |
Количество дидактических единиц | |
Система оценивания | 100 балльная (количество правильно выполненных заданий в % и количество освоенных дидактических единиц в %) |
Критерии освоения дисциплины | 100% освоение дидактических единиц |
Критерии освоения дидактической единицы | не менее 50% правильных ответов на вопросы из одной дидактической единицы |
Материалы разработали – доц. Завалина В.И., ст. препод. Калинина В.М., ст. преп. Морозова О.П.
Сыктывкар, 2009 г.
Структура АПИМ
Номер ДЕ | Наименование ДЕ | Количество вопросов в тесте |
1. | Введение в возрастную психологию | |
2. | Теории и закономерности психического развития | |
3. | Периодизация психического развития | |
4. | Особенности психического развития детей от 0 – 3 лет | |
5. | Особенности психического развития детей от 3 – 6 лет | |
6. | Психическое развитие младшего школьника | |
7. | Особенности психического развития в подростковом и раннем юношеском возрасте | |
Психология взрослости |
Формирование теста
Тест формируется из фонда тестовых заданий тестовой системой случайной выборкой вопросов. По каждой дидактической единице будет выбрано количество вопросов, указанное в структуре АПИМ.
Фонд тестовых заданий
Дидактическая единица 1. Введение в возрастную психологию
1. Установите наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание позволяет:
Варианты ответов:
а) констатирующий эксперимент;
б) наблюдение;
в) формирующий эксперимент;
г) тестовое обследование.
2. Система «объективного наблюдения» как основного, с точки зрения автора, метода психологии развития, основанная на естественности и обычности условий наблюдения, была разработан:
Варианты ответов:
а) Ж.Пиаже;
б) С.Л.Рубинштейном;
в) Л.С.Выготским;
г) М.Я.Басовым.
3. С достаточно большой долей объективности можно судить о причинах психического развития, используя исследовательскую стратегию:
Варианты ответов:
а) формирования психических процессов;
б) наблюдения;
в) естественнонаучного констатирующего эксперимента;
г) тестового обследования.
4. Научно-исследовательские задачи возрастной психологии заключаются…
Варианты ответов:
а) в рассматривании объекта возрастной психологии с точки зрения общих знаний и специфики их проявлений в определенные периоды жизни;
б) в распознании и оценке степени зрелости индивидуальных и социальных характеристик личности на любом этапе развития человека;
в) в исправлении дефектов в психическом развитии;
г) в осуществлении психологического консультирования, тренингов, индивидуальных рекомендаций.
5. Лонгитюдный метод исследования предполагает:
Варианты ответов:
а) специальную организацию ситуации исследования;
б) исследование особенностей развития одного или нескольких человек на протяжении длительного времени;
в) свободную форму беседы, помощь клиенту в осознании им своих затруднений;
г) обучающее влияние на процессы развития.
6. Метод «проб и ошибок» является основным методом познания окружающего мира в:
Варианты ответов:
а) младенчестве;
б) раннем детстве;
в) новорожденности;
г) дошкольном возрасте;
7. Детская психология – наука о психическом развитии ребенка – зародилась в конце Х1Х века:
Варианты ответов:
а) как ветвь сравнительной психологии;
б) как ветвь экспериментальной психологии;
в) как ветвь дифференциальной психологии;
г) как ветвь социальной психологии.
8. Экспериментально-генетический метод в возрастную психологию ввел:
Варианты ответов:
а) Ж.Пиаже;
б) А.Н.Леонтьев;
в) Л.С.Выготский;
г) Ст. Холл.
9. Какая из стратегий исследования психического развития ребенка позволяет выделить этапы и стадии развития:
Варианты ответов:
а) наблюдение;
б) естественнонаучный констатирующий эксперимент;
в) формирование психических процессов;
г) все три стратегии.
10. К проблемам возрастной психологии не относятся:
Варианты ответов:
а) изучение особенностей дизонтогенеза;
б) научное обоснование возрастных норм;
в) выявление актуальных и потенциальных возможностей человека;
г) научное прогнозирование развития индивидуума.
11. Какая группа задач возрастной психологии определяет потенциальные возможности индивидуального психического развития:
Варианты ответов:
а) научно-исследовательские;
б) коррекционные;
в) диагностические;
г) научно-исследовательские и диагностические.
12. Сравнение индивидуального уровня развития с нормой позволяет произвести метод:
Варианты ответов:
а) коррекции;
б) диагностики;
в) научно-исследовательского эксперимента;
г) лабораторного эксперимента.
Ведущая деятельность - это
Варианты ответов:
а) деятельность, которая занимает основное время в жизни ребенка;
б) деятельность, которая специально организована взрослыми для обеспечения развития ребенка;
в) деятельность, которая обеспечивает психическое развитие в соответствующий период.
14. С возрастом снижается темп развития психики. Этот закон отрыт:
Варианты ответов:
а) С.Холлом;
б) Л.С.Выготским;
в) З.Фрейдом;
г) А.Гезеллом.
15. Автор закона чередования кризисных и стабильных возрастов:
Варианты ответов:
а) Д.Б.Эльконин;
б) Л.С.Выготский;
в) С.Л.Рубинштейн;
г) Л.И.Божович
16. Д.Б.Эльконин открыл закон:
Варианты ответов:
а) чередования разных типов деятельности;
б) чередования кризисных и стабильных возрастов;
в) смены различных типов общения;
г) формирования умственных действий.
16. Определите, в каком периоде онтогенеза проявляется сензитивность (наибольшая чувствительность) к развитию следующих психических процессов и функций:
А) младенческий | 1. Склонность к познавательной деятельности; овладению учебными и двигательными умениями и навыками. |
Б) ранее детство | 2. Усвоение речи, простых умений и навыков, предметных действий. |
В) дошкольный возраст | 3. Сознательная регуляция своих поступков; умение учитывать чувства, желания и характер других людей и ориентироваться на них при организации своего поведения; математическое мышление, возникновение идеалов. |
Г) младший школьный возраст | 4. Фонематический слух, воображение. |
Д) подростковый | 5.Психологическая готовность к личностному, профессиональному и жизненному самоопределению, внутренне связанному с построением жизненных планов, с определением дальнейшего жизненного пути. |
Е) старший школьный (ранний юношеский) | 6.Познание эмоциональных отношений. |
Открытие эгоцентризма детского мышления принадлежит
Варианты ответов:
а) Л.С.Выготскому;
б) Д.Б.Эльконину;
в) Э.Эриксону;
г) Ж.Пиаже.
Ведущая деятельность - это
Варианты ответов:
а) деятельность, которая занимает основное время в жизни ребенка;
б) деятельность, которая специально организована взрослыми для обеспечения развития ребенка;
в) деятельность, которая обеспечивает психическое развитие в соответствующий период.
Дидактическая единица 5.
Акцентуация характера - это
Варианты ответов:
а) неуравновешенность состояния организма;
б) чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы;
в) патологические формы поведения как следствие психических нарушений;
г) все ответы неправильны.
Виды поведенческих реакций
Варианты ответов:
а) интеллектуально-эстетические, эгоцентрические;
б) накопительные, информационно-коммуникативные;
в) группирования, протеста, имитации, псевдокомпенсации, компенсации, сверхкомпенсации;
г) все ответы верны.
В период ранней зрелости
Варианты ответов:
а) активно формируется профессиональный статус, создание семьи и определение своего пути в жизни;
б) происходит жизненное самоопределение;
в) происходит кризис семейных отношений;
г) человек позволит итоги того, чего уже добился.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
по специальностям:
032100.00 Математика с дополнительной специализацией «Физика»
032200.00 Физика с дополнительной специализацией «Информатика»
032500.00 География с дополнительной специализацией «Биология»
033300.00 Безопасность жизнедеятельности
032900.00 Русский язык и литература с дополнительной специализацией «Культурология»
033200.00 Иностранный язык
030600.00 Технология и предпринимательство
Стандарт, в соответствии с которым разработаны материалы | ГОС ВПО 2005 г. по специальностям 032100.00 Математика с дополнительной специализацией «Физика» 032200.00 Физика с дополнительной специализацией «Информатика» 032500.00 География с дополнительной специализацией «Биология» 033300.00 Безопасность жизнедеятельности 032900.00 Русский язык и литература с дополнительной специализацией «Культурология» 033200.00 Иностранный язык 030600.00 Технология и предпринимательство |
Номера семестров, в которых изучается дисциплина | 2, 3, 4 |
Количество часов, отводимых на изучение дисциплины (всего – лекции – практ. занятия – лаб. занятия – самост. работа) | 032100.00 88 – 24 – 4 – 16 - 44 032200.00 88 – 24 – 4 – 16 - 44 032500.00 80 – 20 – 20 – 0 - 40 033300.00 100 – 30 – 20 – 0 - 50 032900.00 80 – 22 – 8 – 10 - 40 033200.00 60 – 10 – 20 – 0 - 30 030600.00 88 – 20 – 24 – 0 - 44 |
Время выполнения теста | 60 минут |
Количество заданий в тесте | |
Количество заданий в фонде теста | |
Количество дидактических единиц | |
Система оценивания | 100 балльная (количество правильно выполненных заданий в % и количество освоенных дидактических единиц в %) |
Критерии освоения дисциплины | 100% освоение дидактических единиц |
Критерии освоения дидактической единицы | не менее 50% правильных ответов на вопросы из одной дидактической единицы |
Материалы разработали – доц. Завалина В.И., ст. препод. Калинина В.М., ст. преп. Морозова О.П.
Сыктывкар, 2009 г.
Структура АПИМ
Номер ДЕ | Наименование ДЕ | Количество вопросов в тесте |
1. | Введение в возрастную психологию | |
2. | Теории и закономерности психического развития | |
3. | Периодизация психического развития | |
4. | Особенности психического развития детей от 0 – 3 лет | |
5. | Особенности психического развития детей от 3 – 6 лет | |
6. | Психическое развитие младшего школьника | |
7. | Особенности психического развития в подростковом и раннем юношеском возрасте | |
Психология взрослости |
Формирование теста
Тест формируется из фонда тестовых заданий тестовой системой случайной выборкой вопросов. По каждой дидактической единице будет выбрано количество вопросов, указанное в структуре АПИМ.
Фонд тестовых заданий
Дидактическая единица 1. Введение в возрастную психологию
1. Установите наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание позволяет:
Варианты ответов:
а) констатирующий эксперимент;
б) наблюдение;
в) формирующий эксперимент;
г) тестовое обследование.
2. Система «объективного наблюдения» как основного, с точки зрения автора, метода психологии развития, основанная на естественности и обычности условий наблюдения, была разработан:
Варианты ответов:
а) Ж.Пиаже;
б) С.Л.Рубинштейном;
в) Л.С.Выготским;
г) М.Я.Басовым.
3. С достаточно большой долей объективности можно судить о причинах психического развития, используя исследовательскую стратегию:
Варианты ответов:
а) формирования психических процессов;
б) наблюдения;
в) естественнонаучного констатирующего эксперимента;
г) тестового обследования.
4. Научно-исследовательские задачи возрастной психологии заключаются…
Варианты ответов:
а) в рассматривании объекта возрастной психологии с точки зрения общих знаний и специфики их проявлений в определенные периоды жизни;
б) в распознании и оценке степени зрелости индивидуальных и социальных характеристик личности на любом этапе развития человека;
в) в исправлении дефектов в психическом развитии;
г) в осуществлении психологического консультирования, тренингов, индивидуальных рекомендаций.
5. Лонгитюдный метод исследования предполагает:
Варианты ответов:
а) специальную организацию ситуации исследования;
б) исследование особенностей развития одного или нескольких человек на протяжении длительного времени;
в) свободную форму беседы, помощь клиенту в осознании им своих затруднений;
г) обучающее влияние на процессы развития.
6. Метод «проб и ошибок» является основным методом познания окружающего мира в:
Варианты ответов:
а) младенчестве;
б) раннем детстве;
в) новорожденности;
г) дошкольном возрасте;
7. Детская психология – наука о психическом развитии ребенка – зародилась в конце Х1Х века:
Варианты ответов:
а) как ветвь сравнительной психологии;
б) как ветвь экспериментальной психологии;
в) как ветвь дифференциальной психологии;
г) как ветвь социальной психологии.
8. Экспериментально-генетический метод в возрастную психологию ввел:
Варианты ответов:
а) Ж.Пиаже;
б) А.Н.Леонтьев;
в) Л.С.Выготский;
г) Ст. Холл.
9. Какая из стратегий исследования психического развития ребенка позволяет выделить этапы и стадии развития:
Варианты ответов:
а) наблюдение;
б) естественнонаучный констатирующий эксперимент;
в) формирование психических процессов;
г) все три стратегии.
10. К проблемам возрастной психологии не относятся:
Варианты ответов:
а) изучение особенностей дизонтогенеза;
б) научное обоснование возрастных норм;
в) выявление актуальных и потенциальных возможностей человека;
г) научное прогнозирование развития индивидуума.
11. Какая группа задач возрастной психологии определяет потенциальные возможности индивидуального психического развития:
Варианты ответов:
а) научно-исследовательские;
б) коррекционные;
в) диагностические;
г) научно-исследовательские и диагностические.
12. Сравнение индивидуального уровня развития с нормой позволяет произвести метод:
Варианты ответов:
а) коррекции;
б) диагностики;
в) научно-исследовательского эксперимента;
г) лабораторного эксперимента.
Метод «поперечных» срезов применяется к индивидам.
Варианты ответов:
а) смешанных групп;
б) разных возрастных групп;
в) одной возрастной группы;
г) без учета возраста.
14. Л.С.Выготскому возрастная психология обязана возникновением стратегии:
Варианты ответов:
а) экспериментального генезиса;
б) наблюдения;
в) срезов;
г) эксперимента.
15. Психологическими критериями возрастного развития являются:
Варианты ответов:
а) особенности роста;;
б) особенности познавательных психических процессов;
в) деятельность нервной системы;
г) возможности нравственного, эстетического, трудового воспитании;
д) сформированность качеств личности.
16. Исторически первым методом исследования в возрастной психологии является:
Варианты ответов:
а) эксперимент;
б) наблюдение;
в) опрос;
г) анкетирование.