Цель педагогической практики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебная дисциплина Педпрактика
Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование
Профиль подготовки: «История и обществознание»
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Кафедра педагогики
Курс ___I________ семестр __II___________
форма обучения очная
Программа разработана | Чулковой Р.Г. доцент, кандидат педагогических наук |
(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора(ов) программы) | |
Цель педагогической практики
Целью педагогической практики является закрепление теоретических знаний, полученных студентами во время аудиторных занятий и осуществлениепрактической подготовки к педагогической деятельности с детьми разных возрастных групп в реальных условиях образовательного учреждения.
Педагогическая практика имеет важное значение для обеспечения единства теоретической и практической подготовки будущих бакалавров к воспитательной работе в образовательных учреждениях, комплексного формирования системы педагогических знаний и организационных умений, что может обеспечить освоение ключевых (общекультурных) и профессиональных (в сфере педагогической деятельности) компетенций будущего педагога.
Задачи педагогической практики
Задачами педагогической практики бакалавров по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование являются:
· актуализация теоретических знаний по педагогике;
· формирование практических навыков работы с детьми различных возрастных групп в реальных условиях образовательного учреждения;
· изучение педагогического процесса в реальных условиях образовательного учреждения;
· воспитание устойчивого интереса к профессии учителя и адекватной профессиональной направленности;
· формирование у студентов профессиональных умений и навыков (компетенций), необходимых для успешного осуществления образовательного процесса;
· развитие у студентов потребности в самообразовании и самосовершенствовании профессионально-педагогических знаний и умений.
6.2. Виды деятельности студентов на педагогической практике
1 этап. Подготовительный.
На первом этапе проводится установочная конференция в вузе, на которой студентов знакомят с целями, задачами и содержанием педагогической практики. Проводятся консультации со студентами по оформлению отчетной документации. Студенты получают установку на общение с коллективом педагогов и учащихся образовательного учреждения.
2 этап. Производственный.
На втором этапе проводится установочная конференция в образовательном учреждении, на которую в обязательном порядке приглашаются директор, завучи, классные руководители, методисты для координации совместной работы. Студенты знакомятся с особенностями воспитательной работы в школе и конкретном классе, с содержанием деятельности классного руководителя на период практики.
На данном этапе студент изучает возрастные и индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, условия развития классного коллектива; изучает систему и стиль работы классного руководителя, способы и приемы его взаимодействия с учащимися; посещает и анализирует мероприятия, проводимые классным руководителем; изучает воспитательную систему школы. Также в течение практики студент как помощник классного руководителя выполняет текущую воспитательную работу: организация дежурства по классу и по школе, контроль за оформлением дневников и др.
Для осуществления регулярного контроля студентов, выезжающих в районы республики, в условиях отсутствия личного взаимного общения с преподавателем, используется дистанционное обучение, прежде всего с использованием средств телекоммуникации. С этой целью для регулярной работы со студентами используется электронная почта ([email protected]).
3 этап. Заключительный.
На этом этапе проводится подведение итогов практики. Студенты обобщают свой педагогический опыт в докладах на заключительных конференциях, оформляют отчетную документацию.
Методисты анализируют деятельность студентов, отмечают возникшие трудности и наиболее удачные решения поставленных задач.
Приложение 1
План отчета о педагогической практике
1. Дата и место прохождения практики, класс, ФИО классного руководителя.
2. Виды деятельности (представляется в виде таблицы):
Дата | Время | Вид деятельности | Подпись классного руководителя |
3. Количество и вид посещенных и проведенных внеклассных мероприятий.
4. Общее впечатление от практики.
Приложение 2
Визитная карточка образовательного учреждения
1. Название образовательного учреждения.
2. Адрес, контактные телефоны, E-mail.
3. Директор.
4. Заместители директора.
5. Год основания учреждения.
6. Количество учащихся.
7. Количество классов.
8. Миссия учреждения.
9. Основные задачи.
10. .Материальная база:
а) здание: типовое, индивидуальный проект; приспособленное помещение;
б) пришкольный участок: детская площадка, географическая площадка, спортивно-физкультурный блок, сад, опытный участок, общее озеленение;
в) школьные кабинеты;
г) оформление и озеленение школы и классов.
д) классы информатики, степень их оснащенности; наличие сайта школы.
е) спортивный комплекс: зал, спортивные снаряды и оборудование, тренажеры, бассейн, душ, раздевалки;
ж) актовый зал; зал ритмики и хореографии;
з) библиотека и читальный зал;
и) мастерские для трудового обучения и творческой деятельности;
к) медицинские кабинеты;
л)столовая;
м) кабинеты социального педагога и психолога.
11. Направления профильного обучения.
12. Школьные традиции.
13. Система дополнительного образования.
14. Система школьного самоуправления.
Приложение 3.1
Приложение 3.2
Ученика на уроке
Ф.И. ученика __________________________________________________
Класс ______________________Урок___________________________________
Активен-пассивен
Учебное задание выполняет с интересом
С удовольствием работает в группе (паре)
Быстро, охотно, с легкостью выполняет указания учителя
Стремится выполнить учебное задание до конца
При возникших затруднениях обращается за помощью учителю, сверстникам
Не проявляет интереса к занятиям
С трудом включается в групповую работу. Неохотно и не сразу выполняет указания учителя
Может бросить и недоделать учебное задание
При выполнении заданий ждет прямых указаний учителя, ограничивается его требованиями.
Продуктивен – непродуктивен
Правильно выполняет большинство предложенных зданий
Любое начатое задание выполняет согласно образцу, заданному учителем
Активно предлагает свои образцы
выполнения заданий, даже если они не соответствуют образцу
Приступая к работе, пытается определить этапы ее выполнения, строго соблюдать их в ходе работы
Интересуется конечным результатом работы, пытается его прогнозировать.
Приложение 3.3
Примерная схема психолого-педагогической характеристики учащегося
Общие данные. Фамилия, имя. Дата рождения. Класс. Общее физическое развитие. Условия жизни в семье. Родители.
Учебная деятельность.Успеваемость (преобладающие оценки, одинаково или неодинаково успевает по всем предметам).
Общее умственное развитие: кругозор, начитанность. Степень сформированное интереса к чтению, предпочтительные читательские интересы (что читает).
Интерес к занятиям и отношение к учению (с интересом или без интереса учится, к каким учебным предметам проявляет интерес, отношение к отметке, отношение к похвале или порицанию учителей и родителей, основной мотив учебной деятельности). Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать с книгой, заучивать материал).
Дисциплинированность. Общая характеристика поведения (спокоен, сдержан, подвижен, непоседлив и т.д.). Выполнение школьного режима (соблюдает или нарушает намеренно, по небрежности, не успевает уложиться в отведенное время). Выполнение требования взрослых (выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять требования и какие).
Отношение к труду. Отношение к труду (уважает ли труд или относится к нему пренебрежительно, любит ли трудиться, что именно привлекает в процессе труда: процесс или результат работы, приобретенные трудовые навыки). Предпочтительные виды труда.
Направленность личности ученика и специальные способности. Интересы учащегося, их глубина и направленность. Особые способности к какой-либо деятельности и способы их проявления. Профессиональная направленность и степень ее сформированности.
Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе. Положение в коллективе (пользуется ли любовью и авторитетом среди одноклассников). Отношение к одноклассникам (с кем дружит, на чем основывается дружба, дорожит ли мнением одноклассников, бывают ли конфликты, в чем их причина). Доволен ли своим положением в классе и какое положение хотел бы занять. Дорожит ли своим пребыванием в школе, что особенно ценит? Отношение к учителям.
Особенности характера и темперамента. Черты направленности личности: чуткость, доброта, скромность, зазнайство, добросовестность, эгоизм и т.д.
Волевые черты характера: настойчивость, самостоятельность, упрямство, легкая внушаемость.
Выражение особенностей темперамента в эмоциональной сфере, работоспособности, подвижности, общительности и т.д.
Приложение 4
Методика изучения плана работы классного руководителя
Цель:познакомиться с планом работы классного руководителя, дать его краткий анализ, ответить на следующие вопросы:
1. Какую структуру имеет план воспитательной работы?
2. Предваряет ли план характеристика классного коллектива и анализ состояния воспитательной работы?
3. Какие цели и задачи классный руководитель считает основными в своей деятельности?
4. Какие направления в содержании воспитательной работы выделены в связи с этими задачами как основополагающие?
5. Какие формы и методы воспитательной работы выбраны педагогом для реализации данного содержания? Перечислите те из них, которые, на ваш взгляд, относятся к просвещенческим и те, которые имеют деятельностный характер.
6. Как учитываются в плане возрастные и индивидуальные особенности учащихся, уровень их подготовленности и условий жизни?
7. Как связан план с деятельностью школы, с деятельностью детских общественных организаций и внешкольной жизнью детей?
8. Реален ли анализируемый план?
Приложение 5
Приложение6
Приложение 7
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Кафедра педагогики
ОТЧЕТ
о педагогической практике студентки 1 курса очной формы обучения
_____________________________________факультета
Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование
Профиль подготовки:
Ивановой Ольги Васильевны
Сроки прохождения практики: с __________________ до _________________
Место прохождения практики: _______________________________________
Руководитель практики от кафедры педагогики ______________________
Йошкар-Ола, 2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебная дисциплина Педпрактика
Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование
Профиль подготовки: «История и обществознание»
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Кафедра педагогики
Курс ___I________ семестр __II___________
форма обучения очная
Программа разработана | Чулковой Р.Г. доцент, кандидат педагогических наук |
(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора(ов) программы) | |
Цель педагогической практики
Целью педагогической практики является закрепление теоретических знаний, полученных студентами во время аудиторных занятий и осуществлениепрактической подготовки к педагогической деятельности с детьми разных возрастных групп в реальных условиях образовательного учреждения.
Педагогическая практика имеет важное значение для обеспечения единства теоретической и практической подготовки будущих бакалавров к воспитательной работе в образовательных учреждениях, комплексного формирования системы педагогических знаний и организационных умений, что может обеспечить освоение ключевых (общекультурных) и профессиональных (в сфере педагогической деятельности) компетенций будущего педагога.