Цель педагогической практики

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебная дисциплина Педпрактика

Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки: «История и обществознание»

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

Кафедра педагогики

Курс ___I________ семестр __II___________

форма обучения очная

Программа разработана Чулковой Р.Г. доцент, кандидат педагогических наук
  (должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора(ов) программы)
 

Цель педагогической практики

Целью педагогической практики является закрепление теоретических знаний, полученных студентами во время аудиторных занятий и осуществлениепрактической подготовки к педагогической деятельности с детьми разных возрастных групп в реальных условиях образовательного учреждения.

Педагогическая практика имеет важное значение для обеспечения единства теоретической и практической подготовки будущих бакалавров к воспитательной работе в образовательных учреждениях, комплексного формирования системы педагогических знаний и организационных умений, что может обеспечить освоение ключевых (общекультурных) и профессиональных (в сфере педагогической деятельности) компетенций будущего педагога.

Задачи педагогической практики

Задачами педагогической практики бакалавров по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование являются:

· актуализация теоретических знаний по педагогике;

· формирование практических навыков работы с детьми различных возрастных групп в реальных условиях образовательного учреждения;

· изучение педагогического процесса в реальных условиях образовательного учреждения;

· воспитание устойчивого интереса к профессии учителя и адекватной профессиональной направленности;

· формирование у студентов профессиональных умений и навыков (компетенций), необходимых для успешного осуществления образовательного процесса;

· развитие у студентов потребности в самообразовании и самосовершенствовании профессионально-педагогических знаний и умений.

6.2. Виды деятельности студентов на педагогической практике

1 этап. Подготовительный.

На первом этапе проводится установочная конференция в вузе, на которой студентов знакомят с целями, задачами и содержанием педагогической практики. Проводятся консультации со студентами по оформлению отчетной документации. Студенты получают установку на общение с коллективом педагогов и учащихся образовательного учреждения.

2 этап. Производственный.

На втором этапе проводится установочная конференция в образовательном учреждении, на которую в обязательном порядке приглашаются директор, завучи, классные руководители, методисты для координации совместной работы. Студенты знакомятся с особенностями воспитательной работы в школе и конкретном классе, с содержанием деятельности классного руководителя на период практики.

На данном этапе студент изучает возрастные и индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, условия развития классного коллектива; изучает систему и стиль работы классного руководителя, способы и приемы его взаимодействия с учащимися; посещает и анализирует мероприятия, проводимые классным руководителем; изучает воспитательную систему школы. Также в течение практики студент как помощник классного руководителя выполняет текущую воспитательную работу: организация дежурства по классу и по школе, контроль за оформлением дневников и др.

Для осуществления регулярного контроля студентов, выезжающих в районы республики, в условиях отсутствия личного взаимного общения с преподавателем, используется дистанционное обучение, прежде всего с использованием средств телекоммуникации. С этой целью для регулярной работы со студентами используется электронная почта ([email protected]).

3 этап. Заключительный.

На этом этапе проводится подведение итогов практики. Студенты обобщают свой педагогический опыт в докладах на заключительных конференциях, оформляют отчетную документацию.

Методисты анализируют деятельность студентов, отмечают возникшие трудности и наиболее удачные решения поставленных задач.

Приложение 1

План отчета о педагогической практике

1. Дата и место прохождения практики, класс, ФИО классного руководителя.

2. Виды деятельности (представляется в виде таблицы):



Дата Время Вид деятельности Подпись классного руководителя

3. Количество и вид посещенных и проведенных внеклассных мероприятий.

4. Общее впечатление от практики.

Приложение 2

Визитная карточка образовательного учреждения

1. Название образовательного учреждения.

2. Адрес, контактные телефоны, E-mail.

3. Директор.

4. Заместители директора.

5. Год основания учреждения.

6. Количество учащихся.

7. Количество классов.

8. Миссия учреждения.

9. Основные задачи.

10. .Материальная база:

а) здание: типовое, индивидуальный проект; приспособленное помещение;

б) пришкольный участок: детская площадка, географическая площадка, спортивно-физкультурный блок, сад, опытный участок, общее озеленение;

в) школьные кабинеты;

г) оформление и озеленение школы и классов.

д) классы информатики, степень их оснащенности; наличие сайта школы.

е) спортивный комплекс: зал, спортивные снаряды и оборудование, тренажеры, бассейн, душ, раздевалки;

ж) актовый зал; зал ритмики и хореографии;

з) библиотека и читальный зал;

и) мастерские для трудового обучения и творческой деятельности;

к) медицинские кабинеты;

л)столовая;

м) кабинеты социального педагога и психолога.

11. Направления профильного обучения.

12. Школьные традиции.

13. Система дополнительного образования.

14. Система школьного самоуправления.

Приложение 3.1

Приложение 3.2

Ученика на уроке

Ф.И. ученика __________________________________________________

Класс ______________________Урок___________________________________

Активен-пассивен

Учебное задание выполняет с интересом

С удовольствием работает в группе (паре)

Быстро, охотно, с легкостью выполняет указания учителя

Стремится выполнить учебное задание до конца

При возникших затруднениях обращается за помощью учителю, сверстникам

Не проявляет интереса к занятиям

С трудом включается в групповую работу. Неохотно и не сразу выполняет указания учителя

Может бросить и недоделать учебное задание

При выполнении заданий ждет прямых указаний учителя, ограничивается его требованиями.

Продуктивен – непродуктивен

Правильно выполняет большинство предложенных зданий

Любое начатое задание выполняет согласно образцу, заданному учителем

Активно предлагает свои образцы

выполнения заданий, даже если они не соответствуют образцу

Приступая к работе, пытается определить этапы ее выполнения, строго соблюдать их в ходе работы

Интересуется конечным результатом работы, пытается его прогнозировать.

Приложение 3.3

Примерная схема психолого-педагогической характеристики учащегося

Общие данные. Фамилия, имя. Дата рождения. Класс. Общее физическое развитие. Условия жизни в семье. Родители.

Учебная деятельность.Успеваемость (преобладающие оценки, одинаково или неодинаково успевает по всем предметам).

Общее умственное развитие: кругозор, начитанность. Степень сформированное интереса к чтению, предпочтительные читательские интересы (что читает).

Интерес к занятиям и отношение к учению (с интересом или без интереса учится, к каким учебным предметам проявляет интерес, отношение к отметке, отношение к похвале или порицанию учителей и родителей, основной мотив учебной деятельности). Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать с книгой, заучивать материал).

Дисциплинированность. Общая характеристика поведения (спокоен, сдержан, подвижен, непоседлив и т.д.). Выполнение школьного режима (соблюдает или нарушает намеренно, по небрежности, не успевает уложиться в отведенное время). Выполнение требования взрослых (выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять требования и какие).

Отношение к труду. Отношение к труду (уважает ли труд или относится к нему пренебрежительно, любит ли трудиться, что именно привлекает в процессе труда: процесс или результат работы, приобретенные трудовые навыки). Предпочтительные виды труда.

Направленность личности ученика и специальные способности. Интересы учащегося, их глубина и направленность. Особые способности к какой-либо деятельности и способы их проявления. Профессиональная направленность и степень ее сформированности.

Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе. Положение в коллективе (пользуется ли любовью и авторитетом среди одноклассников). Отношение к одноклассникам (с кем дружит, на чем основывается дружба, дорожит ли мнением одноклассников, бывают ли конфликты, в чем их причина). Доволен ли своим положением в классе и какое положение хотел бы занять. Дорожит ли своим пребыванием в школе, что особенно ценит? Отношение к учителям.

Особенности характера и темперамента. Черты направленности личности: чуткость, доброта, скромность, зазнайство, добросовестность, эгоизм и т.д.

Волевые черты характера: настойчивость, самостоятельность, упрямство, легкая внушаемость.

Выражение особенностей темперамента в эмоциональной сфере, работоспособности, подвижности, общительности и т.д.

Приложение 4

Методика изучения плана работы классного руководителя

Цель:познакомиться с планом работы классного руководителя, дать его краткий анализ, ответить на следующие вопросы:

1. Какую структуру имеет план воспитательной работы?

2. Предваряет ли план характеристика классного коллектива и анализ состояния воспитательной работы?

3. Какие цели и задачи классный руководитель считает основными в своей деятельности?

4. Какие направления в содержании воспитательной работы выделены в связи с этими задачами как основополагающие?

5. Какие формы и методы воспитательной работы выбраны педагогом для реализации данного содержания? Перечислите те из них, которые, на ваш взгляд, относятся к просвещенческим и те, которые имеют деятельностный характер.

6. Как учитываются в плане возрастные и индивидуальные особенности учащихся, уровень их подготовленности и условий жизни?

7. Как связан план с деятельностью школы, с деятельностью детских общественных организаций и внешкольной жизнью детей?

8. Реален ли анализируемый план?

Приложение 5

Приложение6

Приложение 7

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Кафедра педагогики

ОТЧЕТ

о педагогической практике студентки 1 курса очной формы обучения

_____________________________________факультета

Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки:

Ивановой Ольги Васильевны

Сроки прохождения практики: с __________________ до _________________

Место прохождения практики: _______________________________________

Руководитель практики от кафедры педагогики ______________________

Йошкар-Ола, 2013

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебная дисциплина Педпрактика

Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки: «История и обществознание»

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

Кафедра педагогики

Курс ___I________ семестр __II___________

форма обучения очная

Программа разработана Чулковой Р.Г. доцент, кандидат педагогических наук
  (должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора(ов) программы)
 

Цель педагогической практики

Целью педагогической практики является закрепление теоретических знаний, полученных студентами во время аудиторных занятий и осуществлениепрактической подготовки к педагогической деятельности с детьми разных возрастных групп в реальных условиях образовательного учреждения.

Педагогическая практика имеет важное значение для обеспечения единства теоретической и практической подготовки будущих бакалавров к воспитательной работе в образовательных учреждениях, комплексного формирования системы педагогических знаний и организационных умений, что может обеспечить освоение ключевых (общекультурных) и профессиональных (в сфере педагогической деятельности) компетенций будущего педагога.

Наши рекомендации