Работа над разделом «Введение»

Введение является отдельным, самостоятельным блоком текста работы, который ни в содержании, ни в тексте не обозначается цифрами.

Введениеимеет традиционное содержание. В нем должны быть представлены все концептуальные компоненты исследования.

Введение отражает: обоснование выбора темы, ее актуальность; характеристику степени разработанности темы в отечественной и зарубежной науке; объект, предмет, гипотеза исследования; цель и задачи исследования; методы исследования; методологические основания исследования;характеристику практической значимости исследования, структуру ВКР и т.д. Введение по объему может представлять до 10% ВКР (3-5 страниц). Во введении не должно содержаться рисунков, формул и таблиц.

1. Актуальность темы исследования.Важным требованием, предъявляемым к ВКР, является актуальностьисследуемой проблемы (ее теоретическая и практическая значимость). Актуальность темы должна быть аргументирована.

При описании актуальности исследования желательно придерживаться следующей логики:

- показать актуальность направления исследования;

- выделить специфику, показать необходимость исследования темы;

- охарактеризовать актуальность для науки и для практики;

- показать, какие задачи стоят перед практикой обучения и воспитания и перед педагогической наукой в аспекте избранного направления в конкретных социально-экономических условиях развития общества;

- сформулировать, что сделано учеными и кем (указать ФИО ученых и практиков);

- указать, что осталось нераскрытым, что предстоит сделать;

- сформулировать противоречие.

Например, противоречие между педагогическими требованиями и профессиональной деятельностью педагогов, с одной стороны, и отсутствием специальной психолого-педагогической подготовки этой категории педагогов - с другой. Сформулированное противоречие относится к практике обучения.

- выделить проблему исследования.

Проблема логически вытекает из противоречия, из которого вычленяется то, что имеет отношение только к науке. Поставить проблему, значит ответить на вопрос «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?» Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса. Например, «Каковы условия, необходимые и достаточные для ...?»

- сформулировать тему исследования.

2. Цель исследованияпредполагает четкое понимание того, зачем пишется работа поданной теме, какую проблему (объект исследования) работа должна решить. Достижение цели бакалаврской работы ориентирует студентов на решение выдвинутой проблемы в двух основных направлениях – теоретическом и прикладном.

Цель исследования обычно коррелируют с его проблемой.

Наиболее употребимы следующие формулировки цели: разработка педагогических (научно-методических, организационно-педагогических и т.д.) основ формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо; выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических (дидактических, методических, организационно-педагогических...) условий формирования (воспитания, развития)...; обоснование содержания, форм, методов и средств...; разработка методики (методической системы) формирования чего-либо...; определение и разработка педагогических средств...; разработка теоретической модели...; педагогическое обоснование чего-либо...

Нежелательно использовать в формулировке цели исследования термины «меры», «пути» (пути совершенствования, обосновать пути эффективности и т.д.), это делает цель расплывчатой, не конкретной. Также некорректность формулировки цели исследования отмечается в случае подмены цели научного исследования целями практическими (например, совершенствование процесса обучения...; сформировать у детей представления о ... и т.д.).

3. Объект и предмет исследованияявляются важнейшими концептуальными компонентами ВКР. Их определение и разграничение – обязательное требование к исследовательской работе. Объект можно определить как сферу существования того, что изучает автор, а то, что именно изучается – как предмет. Предмет зачастую является характеристикой объекта. При этом объект отвечает на вопрос: «Что исследуется?», а предмет – «Какая сторона (аспект, ракурс) объекта выбраны для изучения?» И объект, и предмет должны быть ясны из формулировки темы. Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания. Предмет исследования – это наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, проявления, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Это угол зрения на объект, аспект его рассмотрения, дающий представление о том, что конкретно будет изучаться в объекте, как он будет рассматриваться, какие новые отношения, свойства, функции будут выявляться. Грамотно сформулированный предмет исследования чаще всего коррелирует его темой.

4. Гипотеза исследования – это научное предположение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, необходимо строить предположение о том, каким образом намерены достичь поставленной цели исследования. Выделяют различные типы научных гипотез:

- научное предположение (теоретически обоснованное предсказание);

- эмпирическое предположение (связь между воздействием и результатом, если..., то...) и т.д.

Гипотезы бывают описательные и объяснительные.

В описательной гипотезе связь между причиной и следствием описывается, при этом условия, факторы, диктующие обязательность поступления следствия не раскрываются. Такая гипотеза не обладает свойством прогностичности.

В объяснительной гипотезе раскрываются те условия, факторы, при соблюдении которых следствие наступит обязательно. Такая гипотеза носит прогностический характер.

Свойства научной гипотезы:

- гипотеза должна соответствовать осмысленным фактам;

- гипотеза должна быть эмпирически проверяемой;

- гипотеза должна соответствовать существующему достоверному знанию;

- гипотеза должна быть принципиально опровергаемой.

Проверка гипотезы:

- с помощью теоретического обоснования;

- на основе передового педагогического опыта;

- экспериментально.

Основной ошибкой неудачной формулировки гипотез является их очевидный характер, когда авторы работ утверждают, что если хорошо учить и воспитывать, то и результаты будут хорошими.

5. Задачи исследования – перечень действий, которые должен осуществить автор, для того, чтобы достичь намеченные результаты. Задачи (обычно три-пять) отвечают на комплексный вопрос: «Что именно нужно сделать, чтобы исследование состоялось?». Как правило, они формулируются так: «Выявить….», «Охарактеризовать…», «Рассмотреть…», «Отследить…», «Разработать…» и пр.

6. Теоретическая и методологическая база исследования.

Характеризуя методологические основы, необходимо выделять общую и частно-научную методологию. Общей методологией для педагогических исследований является философия. Непосредственное отношение к рассмотрению проблем обучения и воспитания имеют работы таких известных философов, как А.С. Арсеньева, Э.В. Безчеревных, Э.В. Ильенкова, М.С. Кагана, И.С. Кона, Ф.Т. Михайлова, Э.Г. Юдина и др.

Кроме того, для педагогических исследований методологическое значение имеют фундаментальные работы крупных психологов: А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина и др.

Под частно-научной методологией понимается методология педагогики, т.е. совокупность принципов, методов и средств исследования и преобразования педагогической действительности. Это могут быть какие-то теории (теория развивающего обучения, теория формального образования и т.д.), концепции (концепция проблемного обучения, политехнического образования и т.д.), исследовательский подход (системный, целостный, комплексный, личностно-деятельностный, культурологический и т.д.) и др.

7. Методы исследования– это способы получения достоверных научных знаний, умений и данных в различных сферах жизнедеятельности. Методисследования определяет алгоритм действий автора. В гуманитарных исследованиях выделяют теоретические и эмпирические методы.

Эмпирические методы (основанные на опыте) включают:

- изучение литературы по теме работы, нормативных и инструктивно-методических материалов;

- анализ научной литературы;

- наблюдение, опросы (интервью, анкетирование), тестирование;

- изучение и обобщение опыта, отечественной и зарубежной практики и др.

- сравнение, измерение, экспериментирование

Теоретические методы включают:

- историко-генетический метод;

- моделирование;

- сравнение;

- обобщение;

- абстрагирование;

- классификацию;

- систематизацию;

- синтез;

- аналогию и др.

Автор может избрать какой-то один из известных методов, может комбинировать несколько.

8. В разделе «База исследования»необходимо указать на базе каких организаций выполнялась выпускная квалификационная работа.

9. В разделе «Практическая значимость» указать область практического применения полученных результатов исследования (при наличии).

10. В конце введения раскрывается структура работы (дается краткий перечень ее структурных элементов).

Наши рекомендации