Конкурентоспособность как базовое профессионально важное качество

Постиндустриальная экономика, сориентированная на широ­кое использование и быстрое развитие высоких технологий, предъявляет новые повышенные требования к качеству подго­товки - образовательному, профессиональному, культурному уровню работников, их нравственным и психологическим харак­теристикам.

Сегодня конкурентоспособность на рынке труда следует по­нимать как соответствие работников требованиям рынка, сово­купность характеристик, определяющая сравнительные позиции конкретного работника или отдельных групп на рынке труда и позволяющая ему претендовать на знание определенных вакан­сий. Важнейшим фактором конкурентоспособности являются качественные параметры.

Для руководителя любого предприятия или фирмы главным определяющим критерием при приеме специалиста на работу является профессиональный опыт, что не является козырем мо­лодых специалистов, следовательно, им сложно быть конкурен­тоспособными на рынке труда.

В условиях жесткой конкуренции на рынке труда наиболее опытные, квалифицированные, целеустремленные, способные, предприимчивые молодые люди имеют преимущества перед ос­тальными при получении высокооплачиваемой работы.

В учебном курсе В.И. Андреева «Конкурентология» конкурентоспособная личность трактуется так: «это личность, для которой характерно стремление и способность к высокому качеству эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами».

Конкурентоспособность как базовое профессионально важное качество - student2.ru

Постиндустриальная экономика, сориентированная на широ­кое использование и быстрое развитие высоких технологий, предъявляет новые повышенные требования к качеству подго­товки — образовательному, профессиональному, культурному уровню молодых специалистов, их нравственным и психологи­ческим характеристикам. Именно качество рабочей силы все больше определяет конкурентоспособность экономики и соци­альную стабильность в обществе.

Большинство руководителей отмечают, что недостаточная профессиональная готовность - дело времени, обычно молодой специалист легко входит в работу, если он подготовлен в психо­логическом и социальном плане. В значительной мере мешают профессиональному росту и высокой конкурентоспособности отсутствие жизненного опыта, потребительские настроения,

На формирование конкурентоспособности студента оказыва­ют влияние стратегические качества:

• формирование жизненного успеха;

• развитие навыков организаторской деятельности;

• освоение будущей профессиональной деятельности с первого дня обучения в вузе;

• постоянное формирование долговременных деловых связей;

• использование современных технологий формирования плана жизни и деловой карьеры;

• поддержание высокого уровня работоспособности;

• обеспечение семейного благополучия;

• формирование положительной репутации;

• определение и контроль факторов, влияющих на жизненное везение и удачу.

Тактические качества, оказывающие непосредственное влия­ние на становление и самореализацию студента:

• освоение технологий обучения в современном вузе;

• личная организованность (разработка и применение техники личной работы);

• составление плана личной деятельности на год, месяц, недели, дни;

• расширение личного кругозора;

• повышение собственной привлекательности: культуры, эти­кета общения, знаний;

• постоянный самоконтроль результатов и процессов личной
жизнедеятельности.

Таким образом:

1. Проблема формирования конкурентоустойчивости является комплексной, пролангированной во времени, ее решение возможно в процессе образовательно-профессиональной деятельности, а базовый уровень закладывается в процессе профессионального обучения. Этапы формирования в качестве целевой функции предполагают конкурентоориентированность, конкурентоспособность и собственно конкурентоустойчивость.

2. Под конкурентоустойчивостью менеджера понимается интегративное профессионально-личностное качество в совокупности когнитивного, деятельностного, профессионально-личностного компонентов, способность и готовность менеджера поддерживать уровень профессиональной компетентности, развивать достигнутый уровень конкурентоспособности, который позволяет пролонгировано и гарантированно превосходить потенциальных и реальных соперников на рынке труда вне зависимости от динамики и характера перемен под влиянием социально-экономических и научно-технологических факторов.

3. Конкурентоустойчивость рассматривается как высший уровень реализации профессиональной компетентности, имеет структуру аналогичную профессиональной компетентности, соотносится с ней как часть и целое; раскрывается через систему компетенций, существенно влияющих на уровень сформированности конкурентоустойчивости.


Наши рекомендации