Конкурентоспособность как базовое профессионально важное качество
Постиндустриальная экономика, сориентированная на широкое использование и быстрое развитие высоких технологий, предъявляет новые повышенные требования к качеству подготовки - образовательному, профессиональному, культурному уровню работников, их нравственным и психологическим характеристикам.
Сегодня конкурентоспособность на рынке труда следует понимать как соответствие работников требованиям рынка, совокупность характеристик, определяющая сравнительные позиции конкретного работника или отдельных групп на рынке труда и позволяющая ему претендовать на знание определенных вакансий. Важнейшим фактором конкурентоспособности являются качественные параметры.
Для руководителя любого предприятия или фирмы главным определяющим критерием при приеме специалиста на работу является профессиональный опыт, что не является козырем молодых специалистов, следовательно, им сложно быть конкурентоспособными на рынке труда.
В условиях жесткой конкуренции на рынке труда наиболее опытные, квалифицированные, целеустремленные, способные, предприимчивые молодые люди имеют преимущества перед остальными при получении высокооплачиваемой работы.
В учебном курсе В.И. Андреева «Конкурентология» конкурентоспособная личность трактуется так: «это личность, для которой характерно стремление и способность к высокому качеству эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами».
Постиндустриальная экономика, сориентированная на широкое использование и быстрое развитие высоких технологий, предъявляет новые повышенные требования к качеству подготовки — образовательному, профессиональному, культурному уровню молодых специалистов, их нравственным и психологическим характеристикам. Именно качество рабочей силы все больше определяет конкурентоспособность экономики и социальную стабильность в обществе.
Большинство руководителей отмечают, что недостаточная профессиональная готовность - дело времени, обычно молодой специалист легко входит в работу, если он подготовлен в психологическом и социальном плане. В значительной мере мешают профессиональному росту и высокой конкурентоспособности отсутствие жизненного опыта, потребительские настроения,
На формирование конкурентоспособности студента оказывают влияние стратегические качества:
• формирование жизненного успеха;
• развитие навыков организаторской деятельности;
• освоение будущей профессиональной деятельности с первого дня обучения в вузе;
• постоянное формирование долговременных деловых связей;
• использование современных технологий формирования плана жизни и деловой карьеры;
• поддержание высокого уровня работоспособности;
• обеспечение семейного благополучия;
• формирование положительной репутации;
• определение и контроль факторов, влияющих на жизненное везение и удачу.
Тактические качества, оказывающие непосредственное влияние на становление и самореализацию студента:
• освоение технологий обучения в современном вузе;
• личная организованность (разработка и применение техники личной работы);
• составление плана личной деятельности на год, месяц, недели, дни;
• расширение личного кругозора;
• повышение собственной привлекательности: культуры, этикета общения, знаний;
• постоянный самоконтроль результатов и процессов личной
жизнедеятельности.
Таким образом:
1. Проблема формирования конкурентоустойчивости является комплексной, пролангированной во времени, ее решение возможно в процессе образовательно-профессиональной деятельности, а базовый уровень закладывается в процессе профессионального обучения. Этапы формирования в качестве целевой функции предполагают конкурентоориентированность, конкурентоспособность и собственно конкурентоустойчивость.
2. Под конкурентоустойчивостью менеджера понимается интегративное профессионально-личностное качество в совокупности когнитивного, деятельностного, профессионально-личностного компонентов, способность и готовность менеджера поддерживать уровень профессиональной компетентности, развивать достигнутый уровень конкурентоспособности, который позволяет пролонгировано и гарантированно превосходить потенциальных и реальных соперников на рынке труда вне зависимости от динамики и характера перемен под влиянием социально-экономических и научно-технологических факторов.
3. Конкурентоустойчивость рассматривается как высший уровень реализации профессиональной компетентности, имеет структуру аналогичную профессиональной компетентности, соотносится с ней как часть и целое; раскрывается через систему компетенций, существенно влияющих на уровень сформированности конкурентоустойчивости.