Русско-Британский Институт Управления

Русско-Британский Институт Управления

Лекция № 1.1.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

 
  Русско-Британский Институт Управления - student2.ru

Раздел 1 . Методология и теория профессионального развития человека

Лекция № 1.1.

Тема 1.1. Теоретико-методологические основы профессионального развития

План

1. Программа дисциплины «Основы профессионального развития».

2. Развитие человека в профессии.

2.1. Взаимоотношения индивидного, личностного и профессионального развития

2.2. Стадии профессионального становления личности

2.3. Динамика профессионального становления личности

2.4. Профессиональное самоопределение и самоактуализация человека в профессии

1. Программа дисциплины «Основы профессионального развития»

Основные положения

Дисциплина относится к базовой части Профессионального цикла дисциплин. Основой для изучения данной дисциплины являются «Русский язык и культура речи», «Теория менеджмента», «Психология и педагогика». Дисциплина «Деловые коммуникации» является предшествующей для изучения следующих дисциплин: «Организационные структуры управления проектами», «Фандрайзинг», «Управленческая психология», «Управление коммуникациями проекта», «Управление конфликтами в проекте», «Деловое общение».

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины:

· способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);

· способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);

· владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);

· способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);

· знакомством с основами межкультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде (ПК-25);

· владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- сущность деловой коммуникации как вида деятельности;

- о психологических закономерностях общения, обмене информацией и взаимодействии людей в процессе профессиональной деятельности;

- виды, формы и средства деловой коммуникации, ее месть и роль в системе управления организацией;

- об организации различных форм деловой коммуникации, специфики норм международного делового общения;

- современные технологии эффективного общения;

Уметь:

- эффективно строить деловое общение с различными категориями людей;

- использовать в практических ситуациях навыки и приемы делового общения;

- моделировать деловые ситуации и проектировать свое поведение в них;

- эффективно применять методы вербальных и невербальных коммуникаций в переговорах в зависимости от целей и задач делового взаимодействия;

Владеть:

- навыками деловых коммуникаций в профессиональной сфере;

- обладать практическими навыками осуществления деловых контактов с помощью различных коммуникативных средств.

1.2. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа.

Тематический план по дисциплине «Основы профессионального развития»

Номера и наименование разделов и тем Количество часов
Всего Из них
Сам. работа Аудит. занятия Из них
Лекции Прак. занятия
Раздел 1. Методология и теория профессионального развития человека
Тема 1.1. Теоретико-методологические основы профессионального развития
Тема 1.2. Конкурентоспособность и социально-профессиональная мобильность
Раздел 2. Основные факторы и траектории профессионального развития человека
Тема 2.1. Профессиональный успех и карьера
Тема 2.2. Самоуправление профессиональным развитием
Тема 2.3. Управление конфликтами
Тема 2.4. Управление стрессами
Тема 2.5. Управление временем
Всего по дисциплине
Всего зачетных единиц        

Вид итогового контроля по дисциплине —зачет

Список литературы

а) основная литература:

1. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 415 с.

2. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие. М.: ПЕР СЭ, 2013. 383 с.

3. Львов Л.В. Конфликтология: теория и практика : учеб.-метод. пособие. Челябинск: ЧГАА, 2013. 400 с.

4. Львов Л. В. Психодиагностика профессионального развития личности (Сборник тестов по психологии и педагогике): учеб. пособие / Неустроев Г. Н., Звонарев С. Г., Львов Л. В. Челябинск: ЧГАУ, ЮУНОЦ РАО, 2009. 230 с.

5. Резник С.Д. Персональный менеджмент: учебник. М.: ИНФРА-М, 2012. 558 с.

6. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2014. 224 с.

б) дополнительная литература:

1. Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М.: Академия, 2009. 192 с.

2. Вересов Н.Н. Психология управления: учеб. пособие. М.: МПСИ, 2011. 304 с.

3. Зайцев Г.Г., Черкасская Г.В., Бадхем М.Л. Управление человеческими ресурсами: учебник для студ. высш. проф. образования. М.: Академия, 2014. 304 с.

4. Зеер Э.Ф. и др. Психология профессионального развития: методология, теория, практика: коллект. монография. Екатеринбург: РГППУ, 2011. 159 с.

Карпов А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2014. 584 с.

5. Д Алессандро, Д. Карьерные войны. 10 правил построения успешного личного бренда. пер. с англ. С. Жильцова. СПб.: Питер, 2005. 208 с.

6. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.М. Митина, Ю.К. Кореляков, Г.В. Шавырина и др.; под ред. Митиной Л.М. М.: Академия, 2005. 336 с.

7. Львов Л.В., Перевозова О.В. Формирование конкурентоспособности менеджеров в компетентностно-контекстной системе профессионального образования: монография. - М.: СГУ, 2010. - 250 с.

8. Львов Л.В., Перевозова О.В., Ярулина Л.П. Трансдисциплинарный учебно-методический комплекс формирования проектной компетентности менеджера: научно-методическое пособие. Челябинск: РБИУ, 2013. 163 с.

9. Мотивация к работе. Ф. Херцберг, Б. Моснер, Б. Снидерман. М., 2007. 238 с.

10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2014. 509 с.

11. Йон Ф. Практика психологического давления: пер. с нем. С.В. Базарновой. М. : ОМЕГА-Л, 2006.

12. Немов Р.С. Психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений в 3 т. М.: Владос, 2012. 1т.: Общие основы психологии. 688 с. 2т.: Психология образования. 608 с. 3т.: Психодиагностика. 640 с.

13. Российский кодекс предпринимательской этики (Двенадцать принципов ведения дел в России. 1998 г.) // Торгово-промышленные ведомости, 15.05.1999.

14. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2004. 480 с.

15. Сергеев А.М., Иванова И.А. Теория менеджмента: учебник для студ. высш. проф. образования. М.: Академия, 2013. 320 с.

16. Психодиагностика. Личностные и профессиональные качества / авт.-сост. О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. Ростов-н/Д. : Феникс, 2012. 495 с..

17. Психология менеджмента: учебник для вузов / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2013. 639 с: ил. (Серия «Учебник для вузов»).

18. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Питер, 2002. 312 с.

19. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Питер, 2012. 248 с.

20. Фонарёв А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. Психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2004.

Лекция № 1.2.

Лекция № 1.2.

План

1. Стратегии поведения на рынке труда: адаптивное поведение и профессиональное развитие

2. Конкурентоориентированность, конкурентоспособность, конкурентоустойчивость.

3. Конкурентоспособность как базовое профессионально важное качество

Лекция № 2.1.

 
  Русско-Британский Институт Управления - student2.ru

Лекция № 2.1.

План

1. Проблема профессионального успеха.

1.1. Понятие профессиональный успех. Правила достижения профессионального успеха.

1.2. Стратегии поведения на рынке труда: адаптивное поведение и профессиональное развитие.

1.3. Стратегии построения профессионального успеха.

2. Проблема профессиональной карьеры.

3. Профессиональное образование и профессиональный успех.

3.1. Содержание и структура профессиональных компетенций, компетентностей.

3.2. Конкурентоспособность как базовое профессионально важное качество.

Содержание и структура профессиональных компетенций,

Компетентностей

Основными целями профессионального образования (концепции модернизации российского образования на период до 2010 года) являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Русско-Британский Институт Управления - student2.ru

Интегративная (квазицель) образовательно-профессиональной

деятельности

Следовательно, можно выделить основные признаки специалиста новой формации, к которым мы относим: компетентность, конкурентоспособность, социально-профессиональную мобильность.

Профессиональная компетенция – это диагностичная система знаний, навыков, умений и обобщенных способов профессиональных действий, необходимых для удовлетворительного выполнения стандартных требований и разрешения типовых проблемных ситуаций в профессиональной деятельности в соответствии с предоставленными полномочиями.

Содержательные уровни системы компетенций и компетентностей

Уровень Профессиональная компетентность (знание, умение, владение, бытие)
Компетенции и компетентности Профессиональные компетенции (знание, умение, владение) Профессионально важные качества (бытие)
Знания (знание) Умения (умение) Обобщённые способы профессиональных действий (владение)
Базовая часть 70% (социально-профессиональная мобильность)
Ключевые (универсальные) + + + +
Базовые (общепрофессиональные) + + + +
Вариативная часть 30% (конкурентоспособность)
Специальные (профессионально-специальные) + + + +
Корпоративные (профессионально-специализированные) + + + +

Профессиональная компетентность- это интегративное качество личности специалиста (способность и готовность выполнять профессиональную деятельность), состоящее из системы проявленных компетенций, включающих подсистемы адекватных знаний, навыков, профессиональных умений, освоенных обобщённых способов профессиональных действий, а также профессионально-важных качеств.

Профессиональные ключевые компетенции – это определяющие компетенции, соответствующие наиболее широкому спектру специфики и т.о. являющимися наиболее универсальными по своему характеру и степени применения. Ключевые компетенции востребованы всеми профессиями и являются метапрофессиональными.

Профессиональные базовые компетенции – это компетенции, необходимые для осуществления основных видов (впоследствии называемых доминирующими) профессиональной деятельности специалиста, жестко привязанные к определённой профессии или группе профессий (направлению, профилю, характеру деятельности). Базовые компетенции востребованы профессиями со сходным характером профессиональной деятельности, они являются макропрофессиональными.

Профессиональные специальные компетенции – это компетенции, необходимые для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности специалиста, жестко привязаные к определённому (обычному или доминирующему) виду профессиональной деятельности.

Профессионально-социальная мобильность - это готовность и способность сменить производственные задания, место работы, специальность и социальную роль под влиянием социально-экономических и научно-технологических факторов.

Русско-Британский Институт Управления

Лекция № 1.1.

Наши рекомендации