Русско-Британский Институт Управления
Русско-Британский Институт Управления
Лекция № 1.1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Раздел 1 . Методология и теория профессионального развития человека
Лекция № 1.1.
Тема 1.1. Теоретико-методологические основы профессионального развития
План
1. Программа дисциплины «Основы профессионального развития».
2. Развитие человека в профессии.
2.1. Взаимоотношения индивидного, личностного и профессионального развития
2.2. Стадии профессионального становления личности
2.3. Динамика профессионального становления личности
2.4. Профессиональное самоопределение и самоактуализация человека в профессии
1. Программа дисциплины «Основы профессионального развития»
Основные положения
Дисциплина относится к базовой части Профессионального цикла дисциплин. Основой для изучения данной дисциплины являются «Русский язык и культура речи», «Теория менеджмента», «Психология и педагогика». Дисциплина «Деловые коммуникации» является предшествующей для изучения следующих дисциплин: «Организационные структуры управления проектами», «Фандрайзинг», «Управленческая психология», «Управление коммуникациями проекта», «Управление конфликтами в проекте», «Деловое общение».
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины:
· способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);
· способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);
· владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);
· способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);
· знакомством с основами межкультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде (ПК-25);
· владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- сущность деловой коммуникации как вида деятельности;
- о психологических закономерностях общения, обмене информацией и взаимодействии людей в процессе профессиональной деятельности;
- виды, формы и средства деловой коммуникации, ее месть и роль в системе управления организацией;
- об организации различных форм деловой коммуникации, специфики норм международного делового общения;
- современные технологии эффективного общения;
Уметь:
- эффективно строить деловое общение с различными категориями людей;
- использовать в практических ситуациях навыки и приемы делового общения;
- моделировать деловые ситуации и проектировать свое поведение в них;
- эффективно применять методы вербальных и невербальных коммуникаций в переговорах в зависимости от целей и задач делового взаимодействия;
Владеть:
- навыками деловых коммуникаций в профессиональной сфере;
- обладать практическими навыками осуществления деловых контактов с помощью различных коммуникативных средств.
1.2. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа.
Тематический план по дисциплине «Основы профессионального развития»
Номера и наименование разделов и тем | Количество часов | ||||
Всего | Из них | ||||
Сам. работа | Аудит. занятия | Из них | |||
Лекции | Прак. занятия | ||||
Раздел 1. Методология и теория профессионального развития человека | |||||
Тема 1.1. Теоретико-методологические основы профессионального развития | |||||
Тема 1.2. Конкурентоспособность и социально-профессиональная мобильность | |||||
Раздел 2. Основные факторы и траектории профессионального развития человека | |||||
Тема 2.1. Профессиональный успех и карьера | |||||
Тема 2.2. Самоуправление профессиональным развитием | |||||
Тема 2.3. Управление конфликтами | |||||
Тема 2.4. Управление стрессами | |||||
Тема 2.5. Управление временем | |||||
Всего по дисциплине | |||||
Всего зачетных единиц |
Вид итогового контроля по дисциплине —зачет
Список литературы
а) основная литература:
1. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 415 с.
2. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие. М.: ПЕР СЭ, 2013. 383 с.
3. Львов Л.В. Конфликтология: теория и практика : учеб.-метод. пособие. Челябинск: ЧГАА, 2013. 400 с.
4. Львов Л. В. Психодиагностика профессионального развития личности (Сборник тестов по психологии и педагогике): учеб. пособие / Неустроев Г. Н., Звонарев С. Г., Львов Л. В. Челябинск: ЧГАУ, ЮУНОЦ РАО, 2009. 230 с.
5. Резник С.Д. Персональный менеджмент: учебник. М.: ИНФРА-М, 2012. 558 с.
6. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2014. 224 с.
б) дополнительная литература:
1. Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М.: Академия, 2009. 192 с.
2. Вересов Н.Н. Психология управления: учеб. пособие. М.: МПСИ, 2011. 304 с.
3. Зайцев Г.Г., Черкасская Г.В., Бадхем М.Л. Управление человеческими ресурсами: учебник для студ. высш. проф. образования. М.: Академия, 2014. 304 с.
4. Зеер Э.Ф. и др. Психология профессионального развития: методология, теория, практика: коллект. монография. Екатеринбург: РГППУ, 2011. 159 с.
Карпов А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2014. 584 с.
5. Д Алессандро, Д. Карьерные войны. 10 правил построения успешного личного бренда. пер. с англ. С. Жильцова. СПб.: Питер, 2005. 208 с.
6. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.М. Митина, Ю.К. Кореляков, Г.В. Шавырина и др.; под ред. Митиной Л.М. М.: Академия, 2005. 336 с.
7. Львов Л.В., Перевозова О.В. Формирование конкурентоспособности менеджеров в компетентностно-контекстной системе профессионального образования: монография. - М.: СГУ, 2010. - 250 с.
8. Львов Л.В., Перевозова О.В., Ярулина Л.П. Трансдисциплинарный учебно-методический комплекс формирования проектной компетентности менеджера: научно-методическое пособие. Челябинск: РБИУ, 2013. 163 с.
9. Мотивация к работе. Ф. Херцберг, Б. Моснер, Б. Снидерман. М., 2007. 238 с.
10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2014. 509 с.
11. Йон Ф. Практика психологического давления: пер. с нем. С.В. Базарновой. М. : ОМЕГА-Л, 2006.
12. Немов Р.С. Психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений в 3 т. М.: Владос, 2012. 1т.: Общие основы психологии. 688 с. 2т.: Психология образования. 608 с. 3т.: Психодиагностика. 640 с.
13. Российский кодекс предпринимательской этики (Двенадцать принципов ведения дел в России. 1998 г.) // Торгово-промышленные ведомости, 15.05.1999.
14. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2004. 480 с.
15. Сергеев А.М., Иванова И.А. Теория менеджмента: учебник для студ. высш. проф. образования. М.: Академия, 2013. 320 с.
16. Психодиагностика. Личностные и профессиональные качества / авт.-сост. О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. Ростов-н/Д. : Феникс, 2012. 495 с..
17. Психология менеджмента: учебник для вузов / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2013. 639 с: ил. (Серия «Учебник для вузов»).
18. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Питер, 2002. 312 с.
19. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Питер, 2012. 248 с.
20. Фонарёв А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. Психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2004.
Лекция № 1.2.
Лекция № 1.2.
План
1. Стратегии поведения на рынке труда: адаптивное поведение и профессиональное развитие
2. Конкурентоориентированность, конкурентоспособность, конкурентоустойчивость.
3. Конкурентоспособность как базовое профессионально важное качество
Лекция № 2.1.
Лекция № 2.1.
План
1. Проблема профессионального успеха.
1.1. Понятие профессиональный успех. Правила достижения профессионального успеха.
1.2. Стратегии поведения на рынке труда: адаптивное поведение и профессиональное развитие.
1.3. Стратегии построения профессионального успеха.
2. Проблема профессиональной карьеры.
3. Профессиональное образование и профессиональный успех.
3.1. Содержание и структура профессиональных компетенций, компетентностей.
3.2. Конкурентоспособность как базовое профессионально важное качество.
Содержание и структура профессиональных компетенций,
Компетентностей
Основными целями профессионального образования (концепции модернизации российского образования на период до 2010 года) являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Интегративная (квазицель) образовательно-профессиональной
деятельности
Следовательно, можно выделить основные признаки специалиста новой формации, к которым мы относим: компетентность, конкурентоспособность, социально-профессиональную мобильность.
Профессиональная компетенция – это диагностичная система знаний, навыков, умений и обобщенных способов профессиональных действий, необходимых для удовлетворительного выполнения стандартных требований и разрешения типовых проблемных ситуаций в профессиональной деятельности в соответствии с предоставленными полномочиями.
Содержательные уровни системы компетенций и компетентностей
Уровень | Профессиональная компетентность (знание, умение, владение, бытие) | |||
Компетенции и компетентности | Профессиональные компетенции (знание, умение, владение) | Профессионально важные качества (бытие) | ||
Знания (знание) | Умения (умение) | Обобщённые способы профессиональных действий (владение) | ||
Базовая часть 70% (социально-профессиональная мобильность) | ||||
Ключевые (универсальные) | + | + | + | + |
Базовые (общепрофессиональные) | + | + | + | + |
Вариативная часть 30% (конкурентоспособность) | ||||
Специальные (профессионально-специальные) | + | + | + | + |
Корпоративные (профессионально-специализированные) | + | + | + | + |
Профессиональная компетентность- это интегративное качество личности специалиста (способность и готовность выполнять профессиональную деятельность), состоящее из системы проявленных компетенций, включающих подсистемы адекватных знаний, навыков, профессиональных умений, освоенных обобщённых способов профессиональных действий, а также профессионально-важных качеств.
Профессиональные ключевые компетенции – это определяющие компетенции, соответствующие наиболее широкому спектру специфики и т.о. являющимися наиболее универсальными по своему характеру и степени применения. Ключевые компетенции востребованы всеми профессиями и являются метапрофессиональными.
Профессиональные базовые компетенции – это компетенции, необходимые для осуществления основных видов (впоследствии называемых доминирующими) профессиональной деятельности специалиста, жестко привязанные к определённой профессии или группе профессий (направлению, профилю, характеру деятельности). Базовые компетенции востребованы профессиями со сходным характером профессиональной деятельности, они являются макропрофессиональными.
Профессиональные специальные компетенции – это компетенции, необходимые для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности специалиста, жестко привязаные к определённому (обычному или доминирующему) виду профессиональной деятельности.
Профессионально-социальная мобильность - это готовность и способность сменить производственные задания, место работы, специальность и социальную роль под влиянием социально-экономических и научно-технологических факторов.
Русско-Британский Институт Управления
Лекция № 1.1.