Цели, задачи и принципы реализации Концепции
Совершенствование и развитие системы профессиональной ориентации обучающихся осуществляется в целях:
обеспечения социальных гарантий свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
достижения сбалансированности профессиональных интересов обучающегося, его психофизиологических особенностей и возможностей рынка труда;
прогнозирования профессиональной успешности обучающихся в сфере трудовой деятельности;
содействия непрерывному росту профессионализма как важнейшему условию удовлетворенности трудом и социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного уровня благосостояния.
Основными задачами совершенствования и развития профессиональной ориентации обучающихся являются:
обучение навыкам самостоятельного конструирования карьеры, поиска и анализа информации о профессиях и рынке труда;
создание возможности для обучающихся сформировать жизненную позицию, построенную на собственных психофизиологических особенностях;
совершенствование информационного обеспечения кадровой политики Ленинградской области;
привлечение родителей и работодателей к участию в профориентационных мероприятиях;
привлечение работников с опытом карьеры в различных видах экономической деятельности для передачи знаний обучающимся.
Реализация Концепции основывается на следующих принципах:
равноправие - каждый человек имеет равные возможности получения профориентационных услуг независимо от места проживания, учебы или работы, возраста, пола, национальности и религиозного мировоззрения;
доступность - информация, необходимая для выбора или смены сферы деятельности, профессии, специальности и профессионального обучения, размещается в общедоступных местах, средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" независимо от времени года и социально-экономической ситуации на рынке труда;
добровольность - получение профориентационных услуг является исключительно добровольным решением каждого человека независимо от социальной группы;
конфиденциальность - доступ к информации, полученной в ходе предоставления профориентационных услуг, подлежит ограничению в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанная информация не подлежит передаче третьим лицам;
рекомендательность - профориентационные услуги носят рекомендательный характер;
непрерывность профориентационного процесса - профессиональная ориентация осуществляется постоянно и непрерывно;
гуманистичность - рекомендации по профессиональной ориентации основываются на приоритете интересов и возможностей личности.
Важнейшими составляющими профессиональной ориентации обучающихся являются:
профессиональная информация - ознакомление обучающихся с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
профессиональная консультация - оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом психологических особенностей и возможностей личности, а также потребностей общества;
профессиональный подбор - предоставление рекомендаций обучающимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих их психологическим, психофизиологическим физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
профессиональная, производственная и социальная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению обучающихся, формированию у них соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.
Основными формами профессиональной ориентации являются:
информирование - индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа, презентация, показ видеофильмов и видеопрофессиограмм и т.д.);
психологическое консультирование с использованием бесед-интервью, опросников профессиональной мотивации и профессиональных способностей, проективных тестов, методов наблюдения;
тренинговые занятия (работа в группе).
Субъектами совершенствования и развития системы профессиональной ориентации являются:
органы исполнительной власти Ленинградской области;
органы местного самоуправления;
образовательные организации;
работодатели;
государственные казенные учреждения Ленинградской области - центры занятости населения (далее - центры занятости населения);
государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Ленинградский областной институт развития образования".
Объектами совершенствования и развития системы профессиональной ориентации являются:
обучающиеся;
воспитанники детских домов и школ-интернатов;
обучающиеся профессиональных образовательных организаций.