Система социальной помощи семьям.
Основные направления социальной работы с семьей. Основные функции в работе с семьей: диагностическая, прогностическая, коммуникативная, функция развития профессиональных и личностных качеств, консультативная, охранно-защитная, предупредительно-профилактическая, посредническая и др.
Принципы деятельности социального работника с семьей: гуманизма, личностно-деятельностный, культурологический, целостности, жизнедеятельности и воспитания, развивающего общения, сочетания терпимости, уважения и требовательности к личности ребенка, семье, учета новых тенденций развития и функционирования социума, обеспечение допустимого и целесообразного посредничества во взаимоотношениях личности, семьи и общества, милосердия. Личностно-профессиональные качества специалиста.
Социально-педагогическая помощь семьям: образовательная (помощь в обучении и воспитании); психологическая (помощь в поддержке и коррекции); посредническая (помощь в организации, координации, информировании).
Формы социальной помощи семьям: индивидуальные (социальный патронаж, социально-педагогическое консультирование), групповые (родительские университеты, клубы, родительские собрания, социально- психологические тренинги, групповые дискуссии и др.).
Системный подход в социальной работе с семьей. Модели деятельности социального работника с семьей. Психолого-педагогические особенности работы с семьей. Дифференцированный подход к семьям в деятельности социального работника. Дифференциация и индивидуальная помощь на основе личностного подхода. Вхождение в контакт с семьей.
Социальная помощь и поддержка детей группы риска и их семей.
Основные категории детей, относящихся к группе риска. Причины попадания детей в группы риска. Нормативно-правовое обеспечение оказания помощи и поддержки детям и подросткам в Республике Беларусь.
Психологические особенности детей группы риска дошкольного, младшего школьного, подросткового и старшего школьного возраста.
Цель и направления работы социально-педагогической помощи и поддержки детям группы риска и их семьям. Основные принципы работы социального работника с детьми группы риска и их семьями. Методы и формы оказания помощи и поддержки детям группы риска и их семьям. Типы учреждений социально-педагогической помощи и поддержки детям группы риска и их семьям. Взаимодействие специалистов в оказании помощи и поддержки детям группы риска и их семьям.
Зарубежный опыт оказания социально-педагогической помощи и поддержки детям группы риска и их семьям.
Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей.
Понятие «приемная семья». Виды приемных семей.
Особенности личностного развития и психофизического здоровья детей, лишенных родительского попечения. Особенности социализации детей, лишенных родительского попечения.
Основные проблемы замещающей семьи. Нормативно-правовая база создания и функционирования приемных семей. Права и функциональные обязанности приемного родителя. Права приемного ребенка. Документация приемного родителя.
Направления подготовки ребенка к устройству в приемную семью: медицинская помощь; социально-правовая помощь; психолого-педагогическая работа (предварительная подготовка, непосредственная подготовка).
Подготовка кандидатов в приемные родители к созданию приемной семьи. Требования к правовому и социальному статусу приемных родителей. Установление психолого-педагогической пригодности кандидатов в усыновители к воспитанию приемного ребенка. Личностные качества родителей. Внутрисемейные отношения. Воспитательные установки родителей. Мотивы создания приемной семьи.
Создание приемной семьи. Оформление правового статуса приемной семьи. Знакомство ребенка с кандидатами в приемные родители. Период адаптации ребенка в приемной семье.
Мониторинг приемной семьи. Социально-педагогическая помощь приемной семье: медицинская помощь, правовая помощь, коррекционно-развивающая поддержка, педагогическая помощь, социальная помощь. Психолого-педагогическое сопровождение приемной семьи.
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ И ДЕТСТВА