Характеристика существующего состояния социальной инфраструктуры

Социально-экономическое состояние Сосновоборского городского округа, градостроительная деятельность на территории округа

Территория и природные ресурсы.

Сосновоборский городской округ Ленинградской области ведет свою историю с 19 апреля 1973 года, когда поселок Сосновый Бор Ломоносовского района был преобразован в город областного подчинения. В 2005 году город Сосновый Бор стал муниципальным образованием Сосновоборский городской округ Ленинградской области.

Границы округа установлены областным законом от 15.06.2010 № 32-оз (с последующими изменениями).

Площадь территории – около 80 кв. км (7993 га).

Округ расположен на приморской низменности, вдоль южного берега Финского залива (Копорская губа), на берегах реки Коваши, в 80 км от Санкт-Петербурга. Имеет сухопутную границу с Ломоносовским районом на всем ее протяжении.

Территорию округа образуют земли населенных пунктов (7198 га) и земли лесного фонда (795 га). Округ не имеет земель сельскохозяйственного назначения.

Полезных ископаемых в промышленных масштабах на территории округа нет. Водные ресурсы пресной воды невелики. Округ практически не имеет свободных земельных ресурсов для развития.

Несмотря на наличие на территории округа крупных промышленных и научных предприятий, экологическая ситуация в целом благоприятная.

Демография и трудовые ресурсы.

Сосновый Бор активно строился в 60-70 годы прошлого столетия, в результате численность населения округа выросла в несколько раз:

Таблица 1.

Динамика численности населения г. Сосновый Бор

Источник данных Год Численность населения, чел.
Перепись населения
Перепись населения
Перепись населения
Перепись населения
Перепись населения
Петростат
Петростат
Петростат

Из приведенных данных видно, что в конце 90-х годов быстрый рост численности населения города прекратился, в настоящее время идет плавное увеличение в среднем на 200-300 человек в год.

Рост численности в основном происходит за счет приезда в город новых жителей, поскольку естественный прирост населения за счет превышения рождаемости над смертностью прекратился в конце 90-х годов. За 18 лет, с 1999 года по 2016 год, только в 2015 году рождаемость превысила смертность.

Из-за снижения рождаемости происходит старение населения города, уменьшается численность детей, растет численность пенсионеров, число которых в 2017 году достигло 22 тысяч человек.

Снижение рождаемости и рост численности лиц пожилого возраста привели к сокращению за последние 5 лет численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте с 41 до 39 тысяч человек. При этом в 2012-2016 годах происходил рост численности работников крупных и средних предприятий с 22,5 до 25,5 тыс. человек.

Эти факторы позволили Сосновому Бору пройти кризисные годы без существенного роста напряженности на рынке труда. Численность зарегистрированных безработных находилась в пределах 100-200 человек, а число вакансий не опускалось ниже 1000 единиц. Таким образом, в настоящее время рынок труда в округе в целом сбалансирован, значительных свободных трудовых ресурсов нет.

Экономическое развитие.

Средняя заработная плата работников крупных и средних предприятий округа в 2016 году составила 56678 рублей (второе место в Ленинградской области после Ломоносовского района), что на 36 % выше среднеобластного уровня.

В экономике города со дня пуска в эксплуатацию Ленинградской атомной станции преобладающей отраслью стала атомная энергетика, а сам город получил неофициальное название – Атомград. По итогам 2016 года производство и распределение электроэнергии, газа и воды в общем обороте крупных и средних предприятий округа составляет 54,6 %, второе место занимает строительство – 16,1 %, на третьем месте наука – 7,8 %:

Сосновый Бор по итогам 2016 года занимает первое место среди районов Ленинградской области в ряде отраслей:

- по объему производства и распределения электроэнергии, газа и воды (33,3 % объема производства в данной отрасли по Ленинградской области);

- по объему работ в строительстве (21,7 % объема работ по Ленинградской области);

- по объему работ в науке (47,8 % объема работ по Ленинградской области);

- по объему инвестиций в основной капитал (18,9 % объема инвестиций по Ленинградской области).

В то же время Сосновоборский городской округ значительно уступает другим районам области по объему продукции обрабатывающих производств, производству сельскохозяйственной продукции, добыче полезных ископаемых. В результате, являясь самым маленьким муниципальным образованием Ленинградской области по занимаемой территории (в сравнении с районами), по общему объему производства продукции всех отраслей округ занимает 7 место (4,9 % от общего объема производства по Ленинградской области).

Финансовая обеспеченность.

Налоговые платежи от сосновоборских предприятий в бюджеты всех уровней в совокупности по данным Сосновоборской ИФНС за 2016 год выросли на 11 % и составили 6,2 млрд. руб., в том числе в бюджет округа перечислено 914,3 млн. руб.

В 2016 году из областного и федерального бюджетов в местный бюджет поступили субсидии, субвенции и другие межбюджетные трансферты на общую сумму 1067,1 млн. руб.

С учетом этих поступлений доля Сосновоборского городского бюджета в общей сумме налогов, собранных в округе в 2016 году, составила 32 %, то есть Сосновоборский городской округ является крупным налоговым донором регионального и федерального бюджетов, расходуя менее одной трети собираемых на территории округа налогов. В этом анализе не учитывается налог на прибыль ЛАЭС, как филиала Концерна «Росэнергоатом», который уплачивается Концерном централизованно в Москве. С учетом этого налога доля налоговых платежей, отдаваемых округом «на сторону», была бы еще больше.

В 2016 году произошло снижение налоговых доходов городского бюджета на 10,7 % в связи с изменением налогового законодательства в худшую для муниципального образования сторону: уменьшился норматив отчислений от налога на доходы физических лиц в местный бюджет, а транспортный налог был полностью передан в областной бюджет. Кроме того, на доходную часть местного бюджета негативное влияние оказывает то, что в соответствии с российским законодательством объекты атомной и оборонной отраслей освобождены от уплаты земельного налога, зачисляемого в местный бюджет.

В результате с 2015 года городской бюджет сводится с дефицитом, для сбалансированности бюджета проводятся меры по экономии средств, сокращению расходов по всем направлениям. Это приводит к тому, что средства местного бюджета практически полностью уходят на самое необходимое: содержание социальной сферы, обеспечение функционирования объектов городского хозяйства. Средства федерального и областного бюджетов, которые удается получить на строительство инфраструктуры и объектов социальной сферы, недостаточны и предоставляются, как правило, на долевых началах, с обязательным софинансированием из местного бюджета.

В структуре расходов местного бюджета Сосновоборского городского округа львиную долю занимают расходы на обеспечение функционирования отраслей социальной сферы и городского хозяйства. Расходы местного бюджета, связанные с развитием, невелики и составляют 3-8 % общей суммы расходов.

В целом можно сделать вывод, что средств местного бюджета, имеющихся в распоряжении органов местного самоуправления округа, несмотря на внушительную сумму, превышающую 2 млрд. руб. в год, не хватает на поддержание в нормативном состоянии и обеспечение нормального функционирования множества городских объектов: школ, детских садов, объектов культуры, спорта, автомобильных дорог, коммунальных сетей, объектов благоустройства, дорожного хозяйства и т. д.

Фактически выделение средств из местного бюджета на строительство новых объектов социальной сферы и городского хозяйства в настоящее время происходит за счет урезания расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт существующих объектов, что приводит к ухудшению состояния объектов, сетей и автомобильных дорог.

Для обеспечения развития округа необходимо привлекать дополнительные источники, искать пути преодоления дефицита бюджетных средств, это стратегическая задача на рассматриваемый период.

Наши рекомендации