Характеристика существующего состояния социальной инфраструктуры
Социально-экономическое состояние Сосновоборского городского округа, градостроительная деятельность на территории округа
Территория и природные ресурсы.
Сосновоборский городской округ Ленинградской области ведет свою историю с 19 апреля 1973 года, когда поселок Сосновый Бор Ломоносовского района был преобразован в город областного подчинения. В 2005 году город Сосновый Бор стал муниципальным образованием Сосновоборский городской округ Ленинградской области.
Границы округа установлены областным законом от 15.06.2010 № 32-оз (с последующими изменениями).
Площадь территории – около 80 кв. км (7993 га).
Округ расположен на приморской низменности, вдоль южного берега Финского залива (Копорская губа), на берегах реки Коваши, в 80 км от Санкт-Петербурга. Имеет сухопутную границу с Ломоносовским районом на всем ее протяжении.
Территорию округа образуют земли населенных пунктов (7198 га) и земли лесного фонда (795 га). Округ не имеет земель сельскохозяйственного назначения.
Полезных ископаемых в промышленных масштабах на территории округа нет. Водные ресурсы пресной воды невелики. Округ практически не имеет свободных земельных ресурсов для развития.
Несмотря на наличие на территории округа крупных промышленных и научных предприятий, экологическая ситуация в целом благоприятная.
Демография и трудовые ресурсы.
Сосновый Бор активно строился в 60-70 годы прошлого столетия, в результате численность населения округа выросла в несколько раз:
Таблица 1.
Динамика численности населения г. Сосновый Бор
Источник данных | Год | Численность населения, чел. |
Перепись населения | ||
Перепись населения | ||
Перепись населения | ||
Перепись населения | ||
Перепись населения | ||
Петростат | ||
Петростат | ||
Петростат |
Из приведенных данных видно, что в конце 90-х годов быстрый рост численности населения города прекратился, в настоящее время идет плавное увеличение в среднем на 200-300 человек в год.
Рост численности в основном происходит за счет приезда в город новых жителей, поскольку естественный прирост населения за счет превышения рождаемости над смертностью прекратился в конце 90-х годов. За 18 лет, с 1999 года по 2016 год, только в 2015 году рождаемость превысила смертность.
Из-за снижения рождаемости происходит старение населения города, уменьшается численность детей, растет численность пенсионеров, число которых в 2017 году достигло 22 тысяч человек.
Снижение рождаемости и рост численности лиц пожилого возраста привели к сокращению за последние 5 лет численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте с 41 до 39 тысяч человек. При этом в 2012-2016 годах происходил рост численности работников крупных и средних предприятий с 22,5 до 25,5 тыс. человек.
Эти факторы позволили Сосновому Бору пройти кризисные годы без существенного роста напряженности на рынке труда. Численность зарегистрированных безработных находилась в пределах 100-200 человек, а число вакансий не опускалось ниже 1000 единиц. Таким образом, в настоящее время рынок труда в округе в целом сбалансирован, значительных свободных трудовых ресурсов нет.
Экономическое развитие.
Средняя заработная плата работников крупных и средних предприятий округа в 2016 году составила 56678 рублей (второе место в Ленинградской области после Ломоносовского района), что на 36 % выше среднеобластного уровня.
В экономике города со дня пуска в эксплуатацию Ленинградской атомной станции преобладающей отраслью стала атомная энергетика, а сам город получил неофициальное название – Атомград. По итогам 2016 года производство и распределение электроэнергии, газа и воды в общем обороте крупных и средних предприятий округа составляет 54,6 %, второе место занимает строительство – 16,1 %, на третьем месте наука – 7,8 %:
Сосновый Бор по итогам 2016 года занимает первое место среди районов Ленинградской области в ряде отраслей:
- по объему производства и распределения электроэнергии, газа и воды (33,3 % объема производства в данной отрасли по Ленинградской области);
- по объему работ в строительстве (21,7 % объема работ по Ленинградской области);
- по объему работ в науке (47,8 % объема работ по Ленинградской области);
- по объему инвестиций в основной капитал (18,9 % объема инвестиций по Ленинградской области).
В то же время Сосновоборский городской округ значительно уступает другим районам области по объему продукции обрабатывающих производств, производству сельскохозяйственной продукции, добыче полезных ископаемых. В результате, являясь самым маленьким муниципальным образованием Ленинградской области по занимаемой территории (в сравнении с районами), по общему объему производства продукции всех отраслей округ занимает 7 место (4,9 % от общего объема производства по Ленинградской области).
Финансовая обеспеченность.
Налоговые платежи от сосновоборских предприятий в бюджеты всех уровней в совокупности по данным Сосновоборской ИФНС за 2016 год выросли на 11 % и составили 6,2 млрд. руб., в том числе в бюджет округа перечислено 914,3 млн. руб.
В 2016 году из областного и федерального бюджетов в местный бюджет поступили субсидии, субвенции и другие межбюджетные трансферты на общую сумму 1067,1 млн. руб.
С учетом этих поступлений доля Сосновоборского городского бюджета в общей сумме налогов, собранных в округе в 2016 году, составила 32 %, то есть Сосновоборский городской округ является крупным налоговым донором регионального и федерального бюджетов, расходуя менее одной трети собираемых на территории округа налогов. В этом анализе не учитывается налог на прибыль ЛАЭС, как филиала Концерна «Росэнергоатом», который уплачивается Концерном централизованно в Москве. С учетом этого налога доля налоговых платежей, отдаваемых округом «на сторону», была бы еще больше.
В 2016 году произошло снижение налоговых доходов городского бюджета на 10,7 % в связи с изменением налогового законодательства в худшую для муниципального образования сторону: уменьшился норматив отчислений от налога на доходы физических лиц в местный бюджет, а транспортный налог был полностью передан в областной бюджет. Кроме того, на доходную часть местного бюджета негативное влияние оказывает то, что в соответствии с российским законодательством объекты атомной и оборонной отраслей освобождены от уплаты земельного налога, зачисляемого в местный бюджет.
В результате с 2015 года городской бюджет сводится с дефицитом, для сбалансированности бюджета проводятся меры по экономии средств, сокращению расходов по всем направлениям. Это приводит к тому, что средства местного бюджета практически полностью уходят на самое необходимое: содержание социальной сферы, обеспечение функционирования объектов городского хозяйства. Средства федерального и областного бюджетов, которые удается получить на строительство инфраструктуры и объектов социальной сферы, недостаточны и предоставляются, как правило, на долевых началах, с обязательным софинансированием из местного бюджета.
В структуре расходов местного бюджета Сосновоборского городского округа львиную долю занимают расходы на обеспечение функционирования отраслей социальной сферы и городского хозяйства. Расходы местного бюджета, связанные с развитием, невелики и составляют 3-8 % общей суммы расходов.
В целом можно сделать вывод, что средств местного бюджета, имеющихся в распоряжении органов местного самоуправления округа, несмотря на внушительную сумму, превышающую 2 млрд. руб. в год, не хватает на поддержание в нормативном состоянии и обеспечение нормального функционирования множества городских объектов: школ, детских садов, объектов культуры, спорта, автомобильных дорог, коммунальных сетей, объектов благоустройства, дорожного хозяйства и т. д.
Фактически выделение средств из местного бюджета на строительство новых объектов социальной сферы и городского хозяйства в настоящее время происходит за счет урезания расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт существующих объектов, что приводит к ухудшению состояния объектов, сетей и автомобильных дорог.
Для обеспечения развития округа необходимо привлекать дополнительные источники, искать пути преодоления дефицита бюджетных средств, это стратегическая задача на рассматриваемый период.