Процедура реализации метода исследования. Как этот метод реализуется, через какие этапы.
В самом общем виде практика экспертного опроса предусматривает: подбор экспертов; разработку методики проведения опроса и выбор метода обработки данных; организацию и непосредственное проведение опроса; обработку и оформление результатов опроса. Программа прогнозного опроса экспертов не столь детализирована и носит преимущественно концептуальный характер. Прежде всего, однозначно формулируется подлежащее прогнозу явление, предусматриваются в виде гипотез возможные варианты его исхода.
Первый этап исследовательской работы заключается в отборе экспертов, центральным критерием которого выступает их компетентность. На самом первом этапе отбора в качестве критериев будут использованы два признака: «уровень и профиль образования», «профиль работы». Для определения компетентности экспертов будет использован метод самооценки экспертов и метод коллективной оценки авторитетности экспертов. Всего будет отобрано 15 экспертов – преподавателей кафедры социологии и политологии ТулГУ.
Второй этап применения экспертного опроса в разработке методики проведения опроса и выбора метода обработки данных.
Выбран индивидуальный тип метода опроса, который предъявляет высокие требования к эксперту и позволяет максимально использовать способности и знания каждого специалиста. Групповой опрос имеет существенный недостаток: влияние (иногда довольно сильное) авторитетов на мнения большинства участников экспертизы. Исследование будет проходить в форме качественных мягких неформализированных фокусированных личностных интервью. Экспертные интервью будут записываться на диктофон, у интервьюера есть так же возможность делать необходимые заметки в процессе проведения интервью. Полученные данные будут расшифровываться, кодироваться и обрабатываться методами качественного анализа.
Третий этап исследования заключается в организации и непосредственном проведении опроса. Экспертные интервью будут записываться на диктофон, у интервьюера есть так же возможность делать необходимые заметки в процессе проведения интервью.
Четвертый этап заключается в обработке и оформлении результатов опроса. Целями обработки и анализа экспертной информации являются: определение обобщенного экспертного прогнозного решения и выявление отличных от него, «крайних» решений. Обоснование и выбор окончательного результата базируется уже на изучении, сравнительном анализе этих альтернативных вариантов.
Метод экспертных оценок предполагает ряд процедур, направленных на получение необходимого и достаточного набора суждений специалистов, их интеграции в общий практический вывод. Задачи исследования решаются особенно успешно, если они подкреплены четкими содержательными представлениями об исследуемом явлении, которые обобщаются в качестве исходных данных.
Исследование будет проводиться в 3 этапа:
· этап сбора информации: 17.02.14.-25.03.2014;
· этап обработки информации: 25.03.14-24.04.2014;
· этап анализа информации: 25.04.14-10.05.2014.
Инструментарий: бланк экспертного опроса, диаграммы.
Указывается обязательно.
Приложение 2. Инструментарий
Тульский Государственный Университет
Социализация студенческой молодёжи
в образовательной среде учреждения высшего профессионального образования
Бланк экспертного опроса
Здравствуйте! Меня зовут Иванова Мария Ивановна. Я представляю Тульский государственный университет. Мы изучаем мнение экспертов относительно особенностей, принципов и направлений социализации студенческой молодёжи, реализуемых в рамках ВУЗа, для составления рекомендаций по оптимизации данного процесса. Могу я задать несколько вопросов? Наше интервью займет не более 20-ти минут. Мы просим Вас ответить на несколько вопросов о Вашем отношении к проблемам социализации студенческой молодёжи.
1. Как Вы можете охарактеризовать современную студенческую молодёжь?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что для Вас является показателем социализированности современной студенческой молодёжи?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как Вы можете охарактеризовать социальную активность современной студенческой молодёжи?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие из основных стратегических направлений социализации российской молодёжи, по Вашему мнению, в большей степени реализуются высшим образовательным учреждением? (возможно несколько вариантов ответа)
01) формирование целостного научно-обоснованного и гуманистического мировоззрения;
02) воспитание духовно-нравственной сферы;
03) развитие способности к эффективному межличностному общению в социально значимых видах деятельности (прежде всего трудовой, профессионально-производственной);
04) формирование гражданской позиции.
5. Какие из принципов организации единого образовательного пространства, по Вашему мнению, в большей степени отражают общие тенденции и концептуальные подходы к организации современного образования в России? (пожалуйста, обоснуйте свое мнение)
01) принцип фундаментализации;
02) принцип практической ориентированности и деятельностной направленности профессионального образования;
03) принцип единства образования, жизни и профессиональной деятельности;
04) принцип персонификации образовательного пространства.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Как должно быть организовано, по Вашему мнению, пространство образовательного учреждения для того, чтобы способствовать успешной социализации студенческой молодёжи?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какими качествами, по Вашему мнению, должно обладать образовательная среда высшего учебного заведения, чтобы обеспечить всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного личностного и профессионального саморазвития?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Считаете ли Вы, что эффективность социализирующей образовательной среды (обеспечивающей формирование готовности студентов к успешному решению задач социализации) в ближайшем будущем как-то изменится?
01) да, она снизится;
02) да, она повысится;
03) нет, никак не изменится;
04) затрудняюсь ответить.
9. На каких фактах и предположениях основан Ваш вывод?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажите, пожалуйста, Ваш пол (поставьте знак «+» напротив соответствующего ответа):
□ Мужской
□ Женский
2. Укажите, пожалуйста, свой возраст: «__________________года/лет»
3. Укажите, пожалуйста, свою должность: « _____________________»
4. Стаж работы в научной деятельности: «_________________года/лет»
Как Вы оцениваете уровень Вашей «приобщённости» к теоретическим и практическим знаниям о социализации молодёжи
(Отметьте, пожалуйста, знаком «+» соответствующую оценку в каждой строке)
«Критерий приобщённости» | Высокий | Средний | Низкий |
0,5 | |||
Уровень теоретического знания проблемы (к1) | |||
Практический опыт (к2) | |||
Способность предвидеть логику событий (к3) |
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ПОМОЩЬ И СОТРУДНИЧЕСТВО!
Организационный раздел
Содержание | Ответственные | Сроки исследования | Документы |
Подготовительный этап (Составление программы исследования, инструментария) | ИвановаМ. | 9.02.17- 10.03.17 | Программа, инструментарий |
Полевой этап | ИвановаМ. | 11.03.17-25.03.17 | Бланк экспертного опроса |
Этап обработки данных: создание базы данных; построение графиков, сводных таблиц. | ИвановаМ. | 26.03.17-27.03.17 | База данных, графики, таблицы. |
Написание аналитического отчета | ИвановаМ. | 28.03.17-22.04.17 | Аналитический отчет |
Библиографический список
Монографии
1. Ильин М.В. Идеальная модель политической модернизации и пределы ее применимости. М.: АСТ, 2009. 345 с.
Статьи
1. Абрамов Р. Н. Модернизация политической системы России // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2012. №1. С.55-60.
[1]Беккер И.Л., Журавчик В.Н. Проблема социализации студенческой молодёжи в современных условиях//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009, №16, С.141-151; Ковалева А.И.Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория / URL: http://youth.hse.spb.ru/sites/default/files/kovaleva_koncepciya_socializacii_molodezhi_normy_otkloneniya_socializacionnaya_traektoriya.pdf (Дата обращения - 11.04.14); Селезнева М.К. Социализация молодежи в современном обществе// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007, №40, С.239-243;
[2] Ковалева А.И. Методологические проблемы исследования социализации // Знание. Понимание. Умение. 2012. №2.С. 19-24.;Лунёв А.П., Храпов С.А. Управление социализацией студенчества как механизм роста человеческого капитала России // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2013, № 1, С.149-155; Эррера Л.М. Стимулирование процесса социализации студенческой молодёжи в социокультурной образовательной среде(личностно-ориентированный подход) [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/stimulirovanie-sotsializatsii-studencheskoy-molodezhi-v-sotsiokulturnoy-obrazovatelnoy-srede-lichnostno-orientirovannyy-podhod (дата обращения: 5.02.2014);
[3]Буравлева Н.А. Ценностные ориентации студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011, №6, С. 124-129; Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика тенденций изменений//Социс.2008, № 2, С.83-90;Петренко Е.С., Галицкая Е.Г., Шмерлина И.А.
Ценность высшего образования. Мнения представителей семей, в которых есть дети, о важности высшего образования. Опрос фонда Общественное мнение // Вопросы образования. 2010. № 2. С. 187-206; Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). М.: ЦСП и М, 2014. 560 с.; Щербакова В.П. Трансформация ценностных ориентаций молодежи как показатель ее социальной адаптации // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. №3-1. С.220-230.
[4] Беккер И.Л., Журавчик В.Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2009.№ 16.С.132-139;Давыденко Т. М., Шумакова И. А. Рефлексивная научно-образовательная среда ВУЗа: методологические проблемы // Научные ведомости Белгородского государственного университета.2009, №9, С.19-23; Гоголев Н.В. Категория «Образовательное пространство» как объект научного исследования // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. №1-2. С. 230-237.
[5]Богданова И.Н. Корпоративная культура ВУЗа и противоречия социализации в транзитивном обществе // Вестник Волгоградского государственного университета. 2012. №2. . [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/korporativnaya-kultura-vuza-i-protivorechiya-studencheskoy-sotsializatsii-v-tranzitivnom-obschestve (Дата обращения - 19.02.14); ВойкоР.А.Профессиональное становление личности студента в высшей школе// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. №4(12). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/4/voyko.pdf (Дата обращения - 19.02.14); Вейтс Т.П., Фуртаева Е.И. Проблема социализации личности студента в учреждениях профессионального образования// Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. №2. С.75-80.; Шрамко Н.В. Условия самореализации личности в образовательной среде ВУЗа // Педагогическое образование в России. 2011, №4, С.34-37.; Шульга М.М. Особенности процесса социализации в высшей школе / URL:http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-protsessa-sotsializatsii-v-vysshey-shkole (Дата обращения - 19.02.14)