Певческая дикция. Принципы, упражнения на четкость, ясность, позиционность.
Дикция (греч.) — произношение. Основная задача достижения хорошей дикции — это полноценное усвоение содержания исполняемого произведения аудиторией. Мелодия в песне неразрывно связана с текстом. Если в исполнении невозможно разобрать слова, то такое пение нельзя считать художественным. В основе формирования правильной дикции лежит правильно организованная работа над произношением гласных и согласных в пении.
Основное правило дикции в пении — быстрое и четкое формирование согласных и максимальная протяженность гласных. Это обеспечивается прежде всего активной работой мускулатуры артикуляционного аппарата, органы, входящие в его состав (артикуляционными органы): ротовая полость с языком, мягким нёбом, нижней челюстью, глотка, гортань. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи, называется артикуляцией.
Артикуляционные мышцы нужно тренировать в процессе специальных упражнений. Особенно важна полная свобода в движениях языка, губ, нижней челюсти и мягкого нёба. Для достижения четкости дикции особое внимание следует уделить работе над развитием кончика языка, после чего и весь язык делается более гибким. Также необходимо работать над эластичностью и подвижностью нижней челюсти, а с ней и подъязычной кости и гортани, подвешенной к последней.
Работа над дикцией
Причиной невнятного произношения может быть вялость, малоподвижность языка, губ, зажатость нижней челюсти, неправильное открытие рта, скованность мышц шеи и лица. В зависимости от причины недостатка дикции выбирается соответствующее упражнение. Главное правило для всех случаев — это полное физическое освобождение артикуляционного аппарата от напряжения. В процессе занятий можно использовать различные формы работы над дикцией: а) работа над произношением слов непосредственно разучиваемого произведения; б) специальные занятия по дикции; в) исполнение небольших упражнений перед началом пения, включаемых в распевание.
Рекомендуются такие упражнения:
· “Пятачок” - вытянуть губы вперед и совершать ими вращательные движения.
· “Шпага” - при сомкнутых губах хорошо открыть рот, языком “колоть” щеки.
· Для раскрепощения нижней челюсти использовать гласный “а” и слоги с ним.
· Для активизации губ – упражнения с губными согласными “б”, “п”, м”, с гласными “о”, “у”, “и” (очень хорошо сочетание “и-у”).
· При вялости языка – слог “ля” (внимание на кончик языка), слоги с согласными “р”, “ц”, “ч”.
· Полезно выразительно читать текст произведения в заданном музыкальным материалом ритме.
· Выделять в тексте особо трудные слова, прочитывать их с утрированием.
· Произведения с активным произношением предварительно пропевать на слоги “бра”, “дри”, “гри” и т.п.
· Использовать для тренажа различные скороговорки.
Условием ясности дикции в ансамбле является безупречный ритмический ансамбль. Даже хорошая дикция каждого певца ансамбля при неодновременном произношении слогов не обеспечивает ясности дикции в ансамбле в целом. Данному вопросу руководитель должен уделять внимание постоянно с самых первых упражнений. Необходим контроль со стороны самих певцов за одномоментной сменой фонем при соблюдении точного ритма исполняемого произведения.
Работа над осмысленностью произношения текста
Первая техническая задача ансамбля в работе над дикцией — выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов. Однако достижение механической четкости каждой фонемы приведет лишь к бессмысленному скандированию текста. Таким путем нельзя раскрыть его содержание, исполнение не будет художественным.
Работа над осмысленностью передачи текста начинается с расстановки логических ударений во фразах. При этом необходимо соблюдать правило: в простом предложении может быть только одно главное ударение, все остальные ударения в смысловых группах слов находятся в подчинении к главному. Руководителю ЭВК работу над песней следует начинать с выявления логических вершин текста в сопоставлении с мелодической структурой, с расстановки цезур, которые обычно совпадают с моментами возобновления дыхания.
Таким образом, смысловой разбор текста помогает раскрытию содержания вокального сочинения, правильной передаче замысла авторов, его логически обоснованной эмоциональной трактовке.
Работа над выразительностью слов в пении
В основе выразительности подачи текста лежит соответствующая данному содержанию эмоциональная окрашенность исполняемого. Вчитываясь в текст и музыку любого музыкального сочинения, всегда можно попытаться ответить на вопрос: как нужно исполнить фразу или слово — ласково, радостно, спокойно, задумчиво, тревожно, грустно, зло, печально, торжественно, насмешливо, тоскливо, испуганно и т. д.
Эмоциональность в исполнении проявляется главным образом в динамике и темпе, а следовательно, в громкости и скорости произношения слогов и слов.
Характер дикции зависит также от темпа, тесситуры и динамики. При исполнении произведений в быстром темпе слова следует произносить легко, «близко», очень активно, но при минимальном движении артикуляционного аппарата. При исполнении же произведений в медленном темпе, в произведениях драматического или торжественного характера слова произносятся при более «крупной» артикуляции.
На качество произношения текста влияют тесситурные условия и сила звука. Наилучшие условия для работы артикуляционного аппарата — средняя тесситура и умеренная сила голоса. При пении с нюансом пиано дикция должна быть еще более активной и отчетливой, что требует особой тренировки, так как в таких случаях непроизвольно возникает тенденция к вялости артикуляции.
Вывод: отчётливая дикция является средством донесения текстового содержания произведения и одним из важнейших средств художественной выразительности. Решая проблемы дикции в ансамбле, необходимо работать над разборчивостью произношения текста при соблюдении правил орфоэпии; осмысленностью на основе выделения логических вершин во фразе; выразительностью произношения слов на основе единства музыки и содержания исполняемого сочинения, его эмоционального переживания.
Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию. И наоборот, вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции.
Рот поющего должен быть свободен, эстетичен, это зависит от челюстей, языка, губ. Певчески красивое открывание рта помогает правильному положению языка, глотки, гортани и должной "установки" всего голосового аппарата. Зажатая нижняя челюсть мешает открывать рот, и через подъязычную кость это зажатие подтягивает вверх гортань, что может явиться причиной горлового пения. Зажатая челюсть может быть причиной перенапряжения языка, а он - главный артикулятор гласных. Положение языка - изменяет форму ротового резонатора и существенно влияет на тембр голоса. Нижняя челюсть должна быть свободна, не зажата, пассивна. Будучи пассивной, она все же не должна сильно откидываться вниз, бить по гортани. Она должна удерживаться мышцами щек и углами губ, самими губами, активно произносящими согласные.
Губы принимают участие в окончательном образовании гласных и являются основными формирователями губных согласных. Положение губ влияет на тембр певческого звука. Улыбка способствует осветлению тембра. "Губы должны лежать на зубах", - так говорил М.Гарсиа.
Мягкое небо играет исключительно важную роль в голосообразовании, его положение существенно влияет на резонаторные свойства ротоглоточного канала, форму ротоглоточного рупора. Исследователи указывают на его связь с гортанью и носоглоткой, что влияет на окраску звука. По этим причинам мягкое небо должно быть в пении постоянно в активном состоянии.
Воздействуя в нужном направлении на подчиненные нашему сознанию артикуляционные органы, мы можем существенно влиять на весь голосовой аппарат.
Свобода, естественность, гармоничность - при сохранении внимательной сосредоточенности на цели, идее - вот что открывает дорогу к настоящему творчеству. Кто-то очень хорошо сказал, что лицо поющего должно быть свободным, оно не должно отражать "технического вокала".