Наработка верных вибрационных ощущений.
Поскольку ВС основан на одновременном параллельном восприятии, сопоставлении и учете инфорации о певческом процессе, поступающей в центральную нервную систему поющего помногим чувствующим каналам (органам чувств), в психологии пения возникаетпроблема значимости для певца тех или иныхпевческих ощущений.
Роль собственно слуховых ощущений, безусловно, велика. Однако известно, что певец слышит свой собственный голос совсем иначе, чем слушатели, и тем более - сидящие в зале на большом расстоянии от певца. В значительной степени это вызванотем, что собственный голос певца действует на его слух не толькоизвне, но и изнутри, проникая в среднее ухо через евстахиеву трубу и вибрацию тканей. Кроме того, голос певца подвергается порой весьма сильному маскирующему (заглушающему) воздействию музыкального сопровождения (оркестр, хор), искажается акустикой зала. В результате слуховые ощущения собственного голосане дают певцу адекватного о нем представления. Поэтому слух певца, как бы изощрен он ни был, не может полностью обеспечить эффективного регулирования необходимых качеств певческого голоса.
Что касается мышечных ощущений, то, несмотря на ихочевидную важность, роль их сводится к осведомлению сознанияпевца лишь о тех мерах, которые певец предпринимает для образования звука того или иного качества, участия дыхания, артикуляционных органов и др., но не о результатах этих мер, посколькумышца не воспринимает и не контролирует звук. И.М. Сеченов писал: «Человек, умеющий петь, знает, как известно, наперед, т.е. ранеемомента образования звука, как ему поставить все мышцы, управляющие голосом, чтобы произвести определенный и заранее назна-
ченный музыкальный тон» (Сеченов, 1952). Но этого знания, основанного на мышечном чувстве, точнее на мышечной памяти (какнадо поставить те или иные мышцы) отнюдь недостаточно, чтобыпроизвести звук не просто определенной высоты и громкости, нозвук резонансный, т.е. максимально резонирующий во всех полостях голосового тракта, верхних и нижних резонаторах, и к томуже звук «близкий», т.е. особенно хорошо резонирующий на выходезвуковой волны из ротового отверстия, яркоощущаемый певцом вверхних резонаторах в области «маски». А эти ощущения иконтроль за работой резонаторов дает уже не мышечное чувство, авибрационное.
Таким образом, мышечное чувство и мышечная память несомненно важный, обязательный, но не единственный, точнее, недостаточный компонент вокального слуха. Более того, при обучении резонансному пению мышечное чувство собственно и «выучивается» у вибрационной чувствительности, «как надо поставить все мышцы, управляющие голосом», как писал Сеченов, чтобы звук был резонансным. Слуховой контроль здесь также недостаточен, как мы уже знаем, а мышца «глуха», звук невоспринимает. Вибрационное же чувство звук воспринимает (каквибрацию) и контролирует голос естественно, не извне, а изнутриголосового аппарата в момент его формирования в резонаторах. И в этом отношении виброчувствительность являетсянаиважнейшим помощником слуха в регулированииакустических и эстетических качеств певческого голоса. Преимущество вибрационного чувства по сравнению со слухомсостоит в том, что оно не подвержено искажающим влияниямвышеуказанных факторов, воздействующихна слух певца. Поэтому слух певца и нуждается в тесном функциональном взаимодействии не только с мышечной системой, но и свибрационной чувствительностью, которая, кстати говоря, состоит сослухом в ближайшем генетическом родстве, будучи эволюционнойпредшественницей и прародительницей слуха. В онтогенезе слуховойкортиев орган формируется из вибрационного рецептора, а кроме того, проводящие пути и центры слуха и виброчувствительности находятся в тесной анатомо-физиологической взаимосвязи.
Важнейшая роль вибрационных ощущений состоит в том, чтоони, являясь индикатором активности резонаторов, позволяют певцу добиваться их максимальной озвученности путемоптимальной настройки, т.е. изменений их объема и формы. А это, как показывают научные исследования и практика выдающихсяпевцов, является наиважнейшим условием для достижения высоких эстетических и технических качеств профессионального певческого голоса. «Голос, лишенный резонанса, - мертворожденныйи распространяться не может», - повторим мы слова известногосолиста «La Scala» Дж. Лаури-Вольпи.
Таким образом, в резонансной теории и практике пения вибрационной чувствительности отводится наиважнейшая роль. Все сказанное показывает, что слух, вибрационная чувствиельность и мышечное чувство составляют в пении теснейшее инеразрывное функциональное единство, обеспечивающее эффективное управление певческим процессом по принципу обратныхрегулирующих связей. Существенную роль при этом играети кожно-тактильная рецепция как индикатор не толькотактильных, но и вибрационных воздействий, а также зрение, играющее немаловажную роль в формировании эмоционально-образных представлений певца о собственном голосе. На этом основании функциональное единство указанных сенсорных систем впевческом процессе и названо нами вокальным слухом. Таким образом, ВС - это не просто слух, но сложное полисенсорное чувство, возникающее как результат взаимодействиямногих сенсорных систем. Благодаря тесной функциональной связи между этими системами, ВС обеспечивает не только регулирование собственного голоса певца, но и возможность понятьмеханизмы голосообразования у любого другого поющего человека путем внутреннего моделирования его певческого процесса собственными певческими ощущениями.
Снятие челюстных зажимов.
Это упражнение для освобождения нижней челюсти. Просто откройте рот, подвигайте челюстью в стороны, почувствуйте свободу этого движения. Делайте его перед зеркалом, пока не почувствуете легкую усталость. Нижняя челюсть должна быть свободной, но не приоткрытой. Тяжелая, болтающаяся нижняя челюсть бьет по гортани, делает звук бесформенным, артикуляцию переукрупненной.
Челюсти не должны быть зажаты. Постучите мелко, дробно передними зубами, как в ознобе. Чтобы случайно не возникли новые зажатия, пока вы старательно выполняете эти разные действия, контролируйте себя с помощью зеркала. Ваше лицо (лоб, брови, глаза) должно быть спокойно, без гримас страдания, напряжения и старания. Привыкайте к наблюдению за своим лицом. Проследите, какое из этих заданий вам доставило трудности, в каком вы почувствовали дискомфорт, напряжение или увидели мученическую гримасу в зеркале. Движение (лучше сказать - усилие), доставившее вам неудобство, нужно повторить много раз; многократным, контролируемым, сознательным повторением неудобного движения вы добьетесь желаемого результата. Обратите внимание, что в работе над дыханием ставится непременное условие - не уставать, а в работе с артикуляционными органами - повтор до легкой усталости.
Вставить вертикально в рот четыре пальца, подержать их в таком положении 5 секунд, контролируя, на какие мышцы приходится максимальная нагрузка. Вынуть пальцы, закрыть рот. Проследить за своими ощущениями. Несколько раз открыть рот на такую же величину, не прибегая к помощи рук.
Максимально зажать, а затем расслабить челюсти. Повторить несколько раз, прислушиваясь к поведению мышц. Запомнить состояние свободы челюсти после зажима.
Во время занятий, мы часто используем понятие «точка свободы».Этот термин используется относительно всех групп мышц, начиная от лицевых и заканчивая мышцами на пальцах ног. Для того чтобы понять, что имеется в виду, нужно крепко сжать обе кисти рук и с силой надавить одним кулаком на другой. Задержать руки в таком положении на 10 секунд, сбросить напряжение, расслабить руки. Мгновенное состояние расслабленности мы и называем «точкой свободы».
На занятиях студенты не всегда умеют контролировать одновременно все группы мышц. Очень часто, занимаясь, например, расслаблением мышц брюшного пресса, они зажимают шейные мышцы и т.п. Задача педагога состоит в том, чтобы не пропускать такие моменты и обращать внимание студентов на эти зажимы. Ученики же, в свою очередь должны еще сильнее зажать уже зажатую группу мышц, а затем резко расслабить ее, после чего вернуть свое внимание на то упражнение, которое они делали до этого. С первого урока, мы приучаем студентов к мысли, что не нужно ждать персонального замечания педагога. Сказано кому-то, расслабить руки, значит, каждый должен проверить, нет ли у него аналогичного зажима.
На выдохе подтянуть мышцы живота и зажать челюсти, на вдохе носом резко расслабить и те и другие.
Вдохнуть носом «в живот» – выдохнуть ртом «ХУ».
Вдохнуть, зажав челюсти – выдохнуть, расслабив.
Вдохнуть с расслабленной челюстью, но с закрытым ртом – выдохнуть.
Вдохнуть носом с расслабленной челюстью и открытым ртом (язык на нижней губе). Потрясти головой, сохраняя такое положение языка. Выдохнуть.
Для освобождения лицевых мышц мы обязательно делаем пальцевой массаж.
Указательными пальцами находим с двух сторон от скул точки крепления верхней и нижней челюстей.
Сначала делаем ввинчивающие движения пальцами при сомкнутых челюстях в одну, а затем в другую стороны.
Повторяем это упражнение при разомкнутых челюстях, а затем – на смыкающихся.
Каждое круговое движение пальцами нужно повторить 16 раз.
После этого находим точки крепления челюстей, приблизительно на середине нижнего края глазницы и повторяем ввинчивающие движения в одну и другую сторону.
Делать массаж нужно каждый день, не зависимо от того, есть занятия по «речи» или нет.