Положение Земли в Солнечной системе. Естественная единица измерения времени. Поясное время. Где проходит Гринвичский меридиан?
Земля – наиболее крупный и сложный динамический объект из всех внутренних планет солнечной системы. Фигура Земли представляет собой трехосный эллипсоид и отличается от эллипсоида вращения. По данным измерений, Земля – сплюснутый у полюсов шар (геоид); его полярный радиус меньше экваториального на 21,382 км из-за влияния центробежной силы, возникающей в результате вращения Земли вокруг своей оси. Средний радиус Земли принимают равным 6371 км. Площать поверхности – 510.100.000 км2. Длина экватора 40.075.696 км. Длина меридиана 40.008.550 км. Шарообразная форма Земли обуславливает закономерное уменьшение угла падения солнечных лучей на земную поверхность в направлении от экватора к полюсам. В результате этого происходит уменьшение в том же направлении количества солнечной энергии, получаемой земной поверхностью, и связанная с этим закономерность – широтная зональность. Земля находится на таком расстоянии от Солнца, при котором приливное трение невелико и планета быстро вращается вокруг своей оси.
Период полного осевого вращения Земли – сутки. Они приняты за естественную единицу измерения времени.
Вращаясь, Земля за час поворачивается на 15 градусов, поэтому на меридианах, отстоящих друг от друга на 15 градусов, местное время отличается на час. В конце 19 века ввели поясное время, разделив всю поверхность Земли на 24 часовых пояса. При переходе границы время меняется на 1 час.
Начальный пояс проходит по обе стороны от нулевого меридиана, называемого Гринвичским. Время начального меридиана принято в качестве всемирного времени.
Процессы формирования земного рельефа.
Различные формы рельефа формировались под действием эндогенных и экзогенных процессов. Внутренние – в недрах планеты, в условиях высокой t и давления – это тектонические движения, магматические процессы. Тектонические движения – перемещения земной коры, приводящие к изменению высоты поверхности. 3 вида: колебательные, складчатые, землетрясения. Колебательные появляются в результате радиальных перемещений в земной коре и характеризуются медленным вековым поднятием или опусканием земной поверхности. Скорость – от нескольких см до нескольких мм в год. Поднятие – обмеление прибрежной полосы, уменьшение проливов. Опускание – на юге восточно-европейской равнины. Горнообразовательные движения – большой интенсивности, силы и амплитуды. Образуются поры, крупные разломы и трещины. По разломам – перемещаются отдельные участки земной коры, поднимаются и опускаются, сопровождаются землетрясением и вулканизмом. Землетрясение – внезапное и резкое сотрясение земной поверхности, проявляющееся в виде толчков различной силы. Следствие – быстрое движение земной коры. Магматические процессы – изменение и преобразование пород под действием t и давления, изменения t, связанны с опусканием пород на большие глубины. Так на глубине около 100 км. – t 1500 С. Внешние процессы определены геологическим строением региона, самим рельефом и климатическими условиями. Самый сложный внешний фактор – выветривание, которое подготавливает к развитию почвообразовательных процессов. На формирование земного рельефа оказывают влияние древние оледенения и текучие воды.
Значение учения Аристотеля для современного естествознания.
Учение Аристотеля о формах движения легло в основание первой физической картины мира, которая не подвергалась изменению вплоть до 16 века. Согласно аристотелевской физике, в центре космоса находится Земля, поскольку именно к центру Земли направлены все естественные формы движения. Совершенные формы движения присущи небесным телам, первопричина их движения – Бог, который понимается как перводвигатель. Совершенное движение происходит по кругу. Несовершенные движения имеют некруговой путь. С именем Аристотеля связана идея непрерывности материи. Он отрицал пустоту, полагая, что пространство (аналог пустоты) непрерывно по протяженности, а время - по последовательности. Аристотеля принадлежит и первая методика научного исследования природы, в которой он выделил три важнейших этапа:
Отнесение исследуемого предмета (явления) к некоторому общему роду (классификация)
Выяснение его строения, формы и источника движения, а так же целей (анализ)