Место научно-педагогической практики в структуре опоп
Для прохождения данной практики необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ОПОП подготовки магистра по направлению «Социальная работа»: Социальная культура, Педагогика и психология высшей школы, Объектно и субъектно-ориентированные CASE технологии в социальной работе, научно-исследовательская практика, научно-исследовательская работа. Данная практика является предшествующей для преддипломной практики, а также итоговой государственной аттестации.
Научно-педагогическая практика входит в раздел « Практики, научно-исследовательская работа» ФГОС-3+ по направлению подготовки ВО и предусматривается учебным планом соответствующих подразделений КемГУ, осуществляющих подготовку магистров по направлению 39.04.02 Социальная работа. Научно-педагогическая практика проводится в 3 семестре обучения в магистратуре в течение 4 недель.
ОБЪЁМ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ И ЕЁ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
Общий объём научно-педагогической практики составляет 6 зачетных единиц.
Продолжительность практики 4 недель, (216 академических часа).
Научно-педагогическая практика реализуется на 2 курсе в 3 семестре.
СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Содержание научно-педагогической практики носит бинарный характер. Это значит, что практика включает магистрантов в те виды деятельности, в процессе которых у них формируются различные стороны педагогических умений: находить наиболее рациональные конструктивные, технологические, организационные и педагогические решения, хорошо ориентироваться в методиках и технологиях обучения и воспитания, ставить и решать принципиально новые вопросы, направленные на модернизацию системы обучения.
Подготовка к педагогической деятельности осуществляется в двух основных направлениях:
Ø педагога - преподавателя, владеющего современными образовательными технологиями, умениями определять и выбирать методы, формы и средства обучения; создавать творческую атмосферу в образовательном процессе
Ø педагога – воспитателя, умеющего активно проявлять свою субъектную позицию, вносить необходимые коррективы в воспитательный процесс, применять современные технологии воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности обучающегося.
Содержание научно-педагогической практики включает следующие виды деятельности:
Задания:
1. Знакомство с законодательной базой организации образовательного процесса в системе высшего профессионального и дополнительного образования.
2. Знакомство с нормативно-правовой базой, регламентирующей образовательную деятельность организации.
3. Изучение особенностей организации образовательного процесса, планирования и учета учебно-воспитательного процесса.
4. Участие в организации образовательного процесса.
- знакомство с опытом преподавания лекций в высших и средних учебных заведениях;
- разработка плана и конспекта, а также проведение семинарского занятия со студентами, обучающимися по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) по теме, определенной руководителем практики и соответствующей направлению научных интересов магистранта;
- подготовка кейсов, материалов для практических работ, составление задач и т. д. по заданию научного руководителя;
- разработка тестовых заданий по учебной теме для оценивания процесса обучения;
- составление тематических докладов и контрольных работ по различным дисциплинам;
- проверка курсовых работ и отчетов по практикам;
- организация анкетирования, социологических опросов и т. п., предусмотренных программой преподаваемой учебной дисциплины.
Научно-педагогическая практика содержит ряд ключевых этапов:
1. Организационный этап (установочная конференция)
2. Пропедевтичесий этап (составление и утверждение индивидуальной программы практики, знакомство с базой практики)
3. Активно-практический этап (непосредственно педагогическая практика на базе образовательной организации).
4. Отчетно - аналитический этап (подведение итогов практики на итоговой конференции).
Активно-практический этап практики (непосредственно на базе образовательной организации) предполагает активное включение студентов в наблюдение за воспитательно-образовательным процессом в ОО, ведение отчетной документации.
Отчетно-аналитический этап. Подведение итогов педагогической практики (итоговая конференция).
Итоговая конференция проводится на базе КемГУ по следующему плану:
1.Выступление руководителя педагогической практики с общим анализом итогов педагогической практики магистров. Данное выступление должно включать:
· общий анализ отчетов магистрантов,
· анализ предоставленных документов студентами (качество оформления, содержание и др.)
· проблемы, имевшие место в процессе практики (методические, педагогические, психологические, организационные и др.)
· мнение педагогов ОО об уровне педагогической подготовки магистров,
· по возможности в выступлении могут быть использованы видео материалы и презентации.
2.Выступления магистрантов-практикантов с отчетами о проделанной работе на базе практики /по одному выступающему от каждой базы практики/.
Выступление должно быть:
ü тематическим (темы определялись и давались магистрам перед выходом на практику на установочной конференции. Факультетский руководитель педагогической практики совместно с преподавателями кафедры и руководителями педагогической практики утвердил темы выступлений на итоговой конференции,
ü ориентированным на данную базу практики,
ü основанным на практическом опыте студентов с применением видео материалов и презентаций.
На заключительной конференции целесообразно обсудить следующие вопросы:
1. Специфика работы образовательных организаций на современном этапе развития образования.
2. Роль педагога в реализации задач, стоящих перед образовательной организацией. Особенности организации разнообразных форм педагогической работы.
3. Анализ педагогической деятельности магистрантов.
4. Проблемы и трудности, возникшие в ходе практики.
5. Оценка результатов учебной практики и предложения по ее совершенствованию.
6. Заключительное слово руководителя практики об окончании итоговой конференции по педагогической практике:
· принятие решения о поощрении лучших педагогов (преподавателей) работающих со студентами на базах практик (благодарственные письма в адрес образовательных организаций),
· принятие решения о публикации в сборниках студенческих работ наиболее интересных и значимых выступлений студентов.