Перечисление исходных теоретических положений в тезаурусном поле ФГОС (ФГТ) последнего поколения

Анализ государственных документов («Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг., проект Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования от 14.06.2013) позволяет констатировать, что процессы модернизации системы образования имеют ярко выраженную коммуникативную направленность, проявляющуюся в ориентации на вхождение в мировое образовательное пространство, межкультурную коммуникацию, диалоговую модельобучения и воспитания (Б.Г.Гершунский, B.C. Леднев, A.B. Мудрик, В.А. Сластёнин и др.).

В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», введённых в действие в2010 году, сформулирован социальный заказ дошкольным образовательным учреждениям на «решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей», на осуществлениеобразовательного процесса путем организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной и др.).

Очевидно, что решение этих задач требует иных подходов к организации дошкольного образования (от дискретного – к интегративному, от «учительного» - к деятельностному), новых представлений о результатах развития личности ребёнка-дошкольника. Эти результаты представлены в видецелевых ориентиров дошкольного образования в проекте стандарта и направлены на достижение целей овладения детьми конструктивными способами и средствамивзаимодействия с окружающими людьми. Личностными характеристиками ребенка на этапе завершения дошкольного образования являются следующие характеристики: ребенок уверен в своих силах, положительно относится к себе и другим, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместной деятельности с ними.

Очевидно, что сложившаяся в системе дошкольного образования практика не обеспечивает решения обозначенных выше задач: коммуникативная деятельность детей подменяется «педагогически организованным процессом» развития их речи (М.Р.Львов), коммуникативная компетентность педагогов ДОУ не рассматривается как значимый компонент даже на ступени профессионального образования.

В этой связи особенно актуальным является практическое использование эффективных средств развития коммуникативной сферы детей в системе дошкольного образования.

Вопросам общения педагога с детьми дошкольного возраста посвящены исследования В.К. Котырло, З.И. Курцева, Т.А. Репина и др.; проблемыразвития коммуникаций ребёнка дошкольного возраста отражаются в работах Н.НАбашиной, М.И. Лисиной, Е.А. Родиной, А.Г. Самохваловой и др. В последнее время все чаще высказывается мысль о том, что в условиях воспитания и обучения по развивающим программам детям недостаточно общаться только со взрослым (Р.С.Буре, Е.Е.Кравцова, Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова, А.Г.Рузская, Е.О. Смирнова и др.)

Даже самые наилучшие отношения воспитателя с детьми остаются неравноправными: взрослый – воспитывает, обучает, ребенок – подчиняется. Для полноценного личностного развития ребенку необходимы контакты со сверстниками. На протяжении дошкольного возраста потребность в общении со сверстниками возрастает, к старшему дошкольному возрасту сверстник становится более предпочитаемым партнером, чем взрослый. В ситуации общения с ровесниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности.

Среди работ, посвященных этой проблеме, в последнее время особо выделяется ряд исследований, в которых изучается сотрудничество детей школьного возраста друг с другом в учебной деятельности (В. В. Давыдов, В. К. Дьяченко, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман, L.Martin, R. Slavin и др.). Однако проблема взаимодействия ребенка со сверстниками в образовательном процессе, на наш взгляд, не может ограничиваться только исследованиями, посвященными детям школьного возраста. Известно, что интерес к взаимодействию детей друг с другом возникает уже в младшем дошкольном возрасте (Л. Н. Галигузова, А. Д. Кошелева и др.). Прежде всего контакты детей происходят в совместных играх, затем – в других, специфически дошкольных, видах деятельности.

Развитие разных видов детской деятельности во многом связано с умением детей договориться, соблюдать элементарные правила поведения по отношению друг к другу. Так, игровая деятельность предусматривает взаимодействие детей (распределение ролей, материала, функций и отдельных действий), двигательная – развитие невербального общения. Важно чтобы дети постепенно учились координировать свои действия с действиями других детей. Это происходит в процессе игр-драматизаций, чтении стихов по ролям, составления совместных со взрослыми сочинений.

Все вышесказанное определяет актуальность темы исследования на современном этапе.

Наши рекомендации