Коррекционно-педагогического процесса
в коррекционных группах дошкольного учреждения
При разработке адаптивной модели коррекционного обучения и воспитания детей с проблемами в развитии в специальных группах в качестве ориентира должно выступать положение о самоценности дошкольного возраста, необходимо использовать основные виды деятельности дошкольников, сохранять традиционные для дошкольного воспитания подходы к организации жизни и деятельности детей. При этом обязательно надо учитывать психологические особенности детей с проблемами в развитии.
Основной целью специальных коррекционных групп является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности каждого ребенка. Коррекционно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. Одно из важнейших задач по-прежнему является охрана и укрепление здоровья воспитанников.
Для достижения максимальной эффективности при проведении коррекционной работы необходимо учитывать:
- структуру, степень тяжести отклоняющегося развития и его варианты;
- информацию о здоровье ребенка;
- условия жизни и воспитания в семье;
- возраст ребенка на момент поступления в коррекционную группу;
- длительность пребывания ребенка в дошкольном учреждении и в коррекционной группе.
С.Г.Шевченко предлагает в структуру коррекционно-педагогического процесса в коррекционных группах ДОУ включить следующие блоки:
Диагностико-консультативный;
Физкультурно-оздоровительный;
Воспитательно-образовательный;
Коррекционно-развивающий;
Социально-педагогический.
Все пребывание ребенка в коррекционных группах ДОУ должно иметь коррекционно-развивающую направленность, а педагогическая деятельность работников – строиться на диагностической основе.
Диагностико-консультативный блок
Задачи:
1.Изучение качественных особенностей психического развития ребенка;
2.Выявление уровня овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями;
3.Определение характера динамики развития и обучаемости;
4.Дифференциация сходных состояний на основе психолого-педагогического наблюдения и изучения динамики развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
В подготовительной группе добавляются задачи:
5.Определение параметров школьной зрелости;
6.Выбор наиболее эффективной формы школьного обучения.
При обследовании предполагается использование апробированных методов и диагностических методик изучения детей дошкольного возраста, в том числе - детей с отклонениями в развитии: Л.А.Венгера, С.Д.Забрамной, И.Ю.Левченко, Е.А.Стребелевой, У.В.Ульянковой, О.Н.Усановой, Л.С.Цветковой и др.
Диагностико-консультативное направление работы основывается на основополагающем принципе дефектологии – принципе единства диагностики и коррекции.
Первичное обследование ребенка, поступившего в коррекционную группу, проводят специалисты психолого-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ. Именно специалисты консилиума подбирают наиболее подходящую коррекционную группу и определяют основные направления работы с ребенком.
В результате психолого-педагогического изучения необходимо выяснить:
! Структуру и степень выраженности нарушений у каждого ребенка, его психологические особенности. Это позволит определить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы в течение года;
! Сферу знаний и представлений об окружающем мире, умения и навыки, необходимые для дальнейшего усвоения образовательной программы;
! Качественные особенности познавательной деятельности (мотивация, волевые усилия, произвольные регуляции и т.п.).
В течение года воспитатели проводят обследование в три этапа.
Первый этап (сентябрь).
Цель обследования на начальном этапе - выявить особенности психического развития каждого воспитанника, определить исходный уровень обученности, т.е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы.