Категории детей с отклонениями в развитии
$Дети с нарушениями зрения:
Ослепшие дети;
Слепые дети;
Слабовидящие дети. Дети, страдающие значительным снижением остроты зрения (от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией) либо расстройствами периферического зрения. Зрительное восприятие при слабовидении характеризуется неточностью, фрагментарностью, замедленностью, что значительно обедняет чувственный опыт таких детей, препятствует познанию окружающего мира.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, т.е. дети частично или полностью ограничены в произвольных движениях:
Дети, страдающие остаточными проявлениями периферических параличей и парезов, изолированными дефектами стопы или кисти, легкими проявлениями сколиоза и т.п.;
Дети, страдающие различными ортопедическими заболеваниями, вызванными главным образом первичными поражениями костно-мышечной системы (при сохранности двигательных механизмов центральной и периферической нервной системы), дети с тяжелыми формами сколиоза;
Дети, страдающие ДПЦ (поражении незрелого головного мозга);
&Дети с нарушениями интеллекта:
Дети-олигофрены со снижением интеллекта в степени дебильности;
Дети-олигофрены со снижением интеллекта в степени имбецильности (глубоко умственно отсталые дети);
Дети-олигофрены со снижением интеллекта в степени идиотии (глубоко умственно отсталые дети);
?Дети с задержкой психического развития:
Дети с ЗПР конституционального, соматогенного и психогенного происхождения. У таких детей отмечается сниженная работоспособность вследствие возникающих явлений психомоторной расторможенности и возбудимости. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. Внимание характеризуется неустойчивостью, память ограничена в объеме и непрочна. Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и словесно-логическое. Имеются легкие нарушения речевых функций. В отличие от олигофрении, при которой наблюдается устойчивое общее недоразвитие психики, у детей с ЗПР недоразвитие высших психических функций носит временный характер. Правильный диагноз можно поставить с учетом того, что дети с ЗПР всегда способны использовать помощь, оказанную в процессе работы. Поэтому при заинтересованной со стороны педагога и правильно построенной коррекционно-воспитательной работе, основанной на индивидуальном подходе, достаточной интенсификации обучения, эти дети могут успешно восполнять пробелы в своих знаниях и оказаться способными обучаться вместе с нормальными сверстниками.
Дети с ЗПР церебрально-органического происхождения. В отличие от других групп детей с ЗПР, у этих детей отмечается стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности. Мыслительные операции несовершенны, и по показателям продуктивности эти дети приближаются к детям-олигфренам.
Дети с нарушениями речи:
Дети с сохранным слухом и интеллектом страдают резко выраженными отклонениями в развитии речи. Этим они отличаются от детей с нарушениями интеллекта, слуха, зрения и др., у которых речевые изменения носят вторичный характер.
По педагогической классификации существуют следующие диагнозы:
-Общее недоразвитие речи I уровня;
-Общее недоразвитие речи I I уровня;
-Общее недоразвитие речи I I I уровня;
-Фонетико-фонематическое недоразвитие.
По клинической классификации существуют следующие диагнозы:
-Алалия;
-Дизартрия;
-Заикание;
-Дислалия;
OДети с нарушениями слуха:
Глухие дети;
Слабослышащие дети. Дети, страдающие понижением слуха (тугоухость), вследствие чего возникают нарушения речи. В отличие от глухих детей слабослышащие имеют возможность с помощью слуха накапливать некоторый запас слов. Степень потери слуха может быть различной: от затрудненного восприятия шепота до резкого ограничения возможности восприятия речи разговорной громкости. Уровень развития речи зависит главным образом от степени нарушения слуха, времени его наступления, а также от условий воспитания с учетом слухового дефекта, индивидуальных особенностей ребенка. Чем младше потерявший слух ребенок, тем скорее и сильнее нарушается и даже распадается его речь. Важно как можно раньше начать коррекционную работу по сохранению речи и формированию на ее базе навыков восприятия устной речи окружающих. При этом важнейшая роль отводится зрительному восприятию (чтению с лица). Параллельно идет обучение чтению детей. Своевременно принятые меры по коррекции речи и формированию навыков чтения с губ (с лица), даже при значительно выраженном и рано возникшем нарушении слуха, позволяют добиться того, что ко времени поступления в школу ребенок овладевает развернутой речью. Когда нарушение слуха не распознается или на него не обращается должно7го внимания, речь ребенка может оказаться недоразвитой даже при сравнительно небольшой степени тугоухости.
%Дети со сложными видами нарушений:
Дети с нарушениями интеллекта и зрения;
Дети с нарушениями интеллекта и слуха;
Слепоглухонемые (слепоглухие, глухонемые) дети.
В программно-методическом пособии «Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития» под ред.Т.Г.Неретиной говорится, что дети с ЗПР составляют примерно 50% неуспевающих школьников. В связи с этим остро встает проблема подготовки к школе таких детей.
В настоящее время вплотную этой проблемой занимается к.п.н. С.Г.Шевченко с сотрудниками. Ею разработаны программы коррекционной работы с ЗПР, различные пособия в том числе «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».