Серкова Галина Александровна
Нижневартовск, 2007
Только тот может быть хорошим воспитателем, кто сам постоянно
Воспитывает себя.
В.П.Кащенко
Содержание
-Предисловие-
-Перечень педагогических правил, которые будут полезны педагогам в их трудной
и ответственной работе с дошкольниками с проблемами в развитии.
-Модель взаимодействия специалистов коррекционно-образовательного пространства ДОУ.
-Теоретические основы работы в коррекционных группах ДОУ.
-Категории детей с отклонениями в развитии.
-Задержка психического развития.
-Структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса в коррекционных группах
дошкольного учреждения.
-Диагностико-консультативный блок.
-Физкультурно-оздоровительный блок.
-Воспитательно-образовательный блок.
-Коррекционно-развивающий блок.
-Социально-педагогический блок.
-Работа с родителями.
Формы организации психолого-педагогической помощи семье.
-Основные нормативные документы, регламентирующие деятельность специального (коррекци-
онного) дошкольного учреждения (групп) для детей с проблемами в развитии.
-Учетно-отчетная документация воспитателя коррекционной группы;
-Учебный план коррекционно-образовательной работы в старших и подготовительных коррекционных группах ДОУ (по С.Г.Шевченко).
-Примерные коррекционные цели и задачи к занятиям по общеобразовательным программам.
-Отличие работы воспитателя в коррекционной группе от работы воспитателя в обычной группе.
-Оснащение коррекционного уголка.
-Примерные конспекты занятий с использованием приемов коррекционно-развивающего обуче-
ния.
-Конспект познавательного занятия по программе «Радуга» проведено в феврале 2006 года воспитателем МДОУ №76 И.Д.Нагайцевой;
-Конспект занятия Подготовка к обучению грамоте по программе «Обучение и воспитание дошкольников под ред. М.А.Васильевой»;
Предисловие
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля: дефектологов, педагогов-психологов, психиатров, психоневрологов, логопедов, педагогов (воспитателей).
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано: «Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».
Модернизация дошкольного образования происходит, прежде всего, за счет обновления содержания и технологического обеспечения, которое должны использовать педагогические коллективы, работающие с дошкольниками с проблемами в развитии.
Системный анализ личностных особенностей ребенка дает возможность не просто выявить отдельные проявления нарушений психического развития, но и вскрыть причины их появления, определить наиболее эффективные пути их коррекции.
Актуальность вопросов диагностики, обучения и воспитания дошкольников, имеющих проблемы в развитии, заметно возросла в последние годы не только в связи с повсеместным ухудшением экологической обстановки, но и в связи с известными последствиями социально-экономического кризиса, коснувшегося, прежде всего, семьи, дошкольного образования, школы.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу, распространенность функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний – 50%, физиологической незрелости – 60%, более 20% детей имеет дефицит массы тела.
В 2002 году в России насчитывалось 620342 ребенка инвалида в возрасте до 17 лет. Удельный вес психических расстройств 21,2%, врожденных аномалий 18%. Число детей с отклонениями в развитии в России составляло 36% от всего детского населения страны. В 2003т году в ДОУ компенсирующего вида, а также в специальных группах ДОУ общего вида находились 385,5 тысяч детей (в 1992 году 152 тысячи детей).
В Нижневартовске в 2003 году только 15% родов проходили нормально. Дети рождаются с поломанными адаптационными механизмами, слабыми. Нередко не обходилось без реанимации (из интервью с к.м.н., зам.главврача перинатального центра В.В.Шеверева газете «Местное время» от 19.06.2004).
У педагогов коррекционных групп возникает множество вопросов, касающихся организации работы названных групп, содержания программы коррекционно-развивающего обучения, методов работы с детьми, оформления рабочей документации и т.д.
Данное пособие призвано помочь найти ответы на эти вопросы.