Организация работы воспитателя
Организация работы воспитателя
В коррекционных группах
дошкольных образовательных
учреждений
Составитель:
Серкова Галина Александровна
Нижневартовск, 2007
Только тот может быть хорошим воспитателем, кто сам постоянно
Воспитывает себя.
В.П.Кащенко
Содержание
-Предисловие-
-Перечень педагогических правил, которые будут полезны педагогам в их трудной
и ответственной работе с дошкольниками с проблемами в развитии.
-Модель взаимодействия специалистов коррекционно-образовательного пространства ДОУ.
-Теоретические основы работы в коррекционных группах ДОУ.
-Категории детей с отклонениями в развитии.
-Задержка психического развития.
-Структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса в коррекционных группах
дошкольного учреждения.
-Диагностико-консультативный блок.
-Физкультурно-оздоровительный блок.
-Воспитательно-образовательный блок.
-Коррекционно-развивающий блок.
-Социально-педагогический блок.
-Работа с родителями.
Формы организации психолого-педагогической помощи семье.
-Основные нормативные документы, регламентирующие деятельность специального (коррекци-
онного) дошкольного учреждения (групп) для детей с проблемами в развитии.
-Учетно-отчетная документация воспитателя коррекционной группы;
-Учебный план коррекционно-образовательной работы в старших и подготовительных коррекционных группах ДОУ (по С.Г.Шевченко).
-Примерные коррекционные цели и задачи к занятиям по общеобразовательным программам.
-Отличие работы воспитателя в коррекционной группе от работы воспитателя в обычной группе.
-Оснащение коррекционного уголка.
-Примерные конспекты занятий с использованием приемов коррекционно-развивающего обуче-
ния.
-Конспект познавательного занятия по программе «Радуга» проведено в феврале 2006 года воспитателем МДОУ №76 И.Д.Нагайцевой;
-Конспект занятия Подготовка к обучению грамоте по программе «Обучение и воспитание дошкольников под ред. М.А.Васильевой»;
Предисловие
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля: дефектологов, педагогов-психологов, психиатров, психоневрологов, логопедов, педагогов (воспитателей).
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано: «Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».
Модернизация дошкольного образования происходит, прежде всего, за счет обновления содержания и технологического обеспечения, которое должны использовать педагогические коллективы, работающие с дошкольниками с проблемами в развитии.
Системный анализ личностных особенностей ребенка дает возможность не просто выявить отдельные проявления нарушений психического развития, но и вскрыть причины их появления, определить наиболее эффективные пути их коррекции.
Актуальность вопросов диагностики, обучения и воспитания дошкольников, имеющих проблемы в развитии, заметно возросла в последние годы не только в связи с повсеместным ухудшением экологической обстановки, но и в связи с известными последствиями социально-экономического кризиса, коснувшегося, прежде всего, семьи, дошкольного образования, школы.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу, распространенность функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний – 50%, физиологической незрелости – 60%, более 20% детей имеет дефицит массы тела.
В 2002 году в России насчитывалось 620342 ребенка инвалида в возрасте до 17 лет. Удельный вес психических расстройств 21,2%, врожденных аномалий 18%. Число детей с отклонениями в развитии в России составляло 36% от всего детского населения страны. В 2003т году в ДОУ компенсирующего вида, а также в специальных группах ДОУ общего вида находились 385,5 тысяч детей (в 1992 году 152 тысячи детей).
В Нижневартовске в 2003 году только 15% родов проходили нормально. Дети рождаются с поломанными адаптационными механизмами, слабыми. Нередко не обходилось без реанимации (из интервью с к.м.н., зам.главврача перинатального центра В.В.Шеверева газете «Местное время» от 19.06.2004).
У педагогов коррекционных групп возникает множество вопросов, касающихся организации работы названных групп, содержания программы коррекционно-развивающего обучения, методов работы с детьми, оформления рабочей документации и т.д.
Данное пособие призвано помочь найти ответы на эти вопросы.
С проблемами в развитии
G Педагог-дефектолог должен выступать перед детьми как личность с сильным характером;
G Всегда и во всем умейте до конца доводить начатую с детьми работу, проявляйте настойчивость;
G Не смейтесь ни над какими слабостями и ошибками детей. Не будьте нетерпеливыми, когда дети проявят неумение, смотрите сквозь пальцы на их намеренное неумение;
G Спокойствие и самообладание во все моменты жизни: резкое столкновение между детьми, близкая опасность, побег ребенка из учреждения, нервный срыв ребенка, аффективное поведение родителей ребенка, вспышки ярости, направленные на детей или самого воспитателя;
G Ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми. Говорите отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса, когда требуется остановить слишком расходившегося ребенка, предотвратить возникающее столкновение;
Необходимо помнить, что злоупотребление повышением голоса нервирует детей, возбуждает возбудимых вместо того, чтобы успокаивать.
G Спокойные, уверенные движения, отсутствие суетливости;
Помните, что у детей с проблемами в развитии часто встречается очень значительная подражательность и что своим общим поведением воспитатель лечит их, как и всем режимом учреждения.
G Твердость и уверенность суждений, замечаний и советов детям. Замечания и советы детям имеют психотерапевтическое значение, они внушают неустойчивой или болезненно направленной воле определенное поведение;
G Меньше слов, никакой болтливости. Помнить, что слишком много объяснять – значит думать за детей. Говорить коротко, ясно, простым языком;
G Опрятная и приличная внешность. Чистота лица и рук, чистота и порядок костюма, никакой небрежности. Помните, что пример – лучший воспитатель в добрую и худую сторону. Не мешает, если воспитатель одевается не только опрятно, но и красиво;
G Соблюдайте полное беспристрастие в отношениях к детям. Никаких привилегий, никаких любимчиков. Могут и должны быть ровные, нормальные отношения, но не должно быть отношений пристрастных. Дети очень чутки на этот счет.
G Не высказывайте при детях недоумения и неудовольствия по поводу порядков в учреждении, поведения товарищей-педагогов и других сотрудников, включая вспомогательный персонал;
G Не говорите при детях об отрицательных или положительных чертах их самих или других детей, о ваших наблюдениях, характеристиках, семейных условиях, наследственности детей и других данных, могущих быть по-своему использованных детьми;
G Не верьте детским россказням, помня о неточности показаний даже нормальных детей, о преувеличениях, повышенной внушаемости детей.
Педагог-дефектолог
Диагностика;
Математика;
Сенсорное развитие;
Познавательно-речевое развитие;
Развитие графомоторных навыков;
Индивидуальные коррекционные занятия;
Игровая деятельность;
Работа с семьей.
Педагог-психолог
Диагностика;
Развитие эмоционально-волевой сферы;
Музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, изотерапия;
Песочная терапия;
Индивидуальная коррекционная работа;
Игровая деятельность;
Работа с семьей;
Педагог-логопед
Диагностика;
Формирование звуковой культуры речи;
Артикуляционная гимнастика;
Формирование лексико-грамматических категорий речи;
Развитие связной речи;
Обучение грамоте;
Индивидуальные коррекционные занятия, в т.ч. с элементами логоритмики;
Игровая деятельность;
Работа с семьей;
Музыкальный руководитель
Диагностика;
Музыкальные занятия;
Музыкотерапия;
Кружок;
Индивидуальные коррекционные занятия, в т.ч. с элементами логоритмики;
Праздники, развлечения, досуг;
Физкультурные занятия, утренняя гимнастика;
Коррекционная ритмика;
Игровая деятельность;
Работа с семьей;
Воспитатель
Диагностика;
Арттерапия (рисование, лепка, аппликация, изотерапия, художественный ручной труд), конструирование;
Игровая деятельность (сюжетно-ролевая, режиссерская, дидактическая, строительная настольно-печатная игры-драматизации и др.);
Трудовая деятельность;
Прогулка;
Закаливание;
Индивидуально-коррекционная деятельность;
Работа с семьей.
Теоретические основы работы
В коррекционных группах ДОУ
Перед педагогами коррекционных групп ДОУ стоит задача не только подготовить своих воспитанников к успешному обучению в школе и дальнейшей социальной адаптации, но и максимально использовать образовательное пространство учреждения для наиболее полноценного развития дошкольников.
В Нижневартовске открыты 6 специализированных дошкольных учреждений для детей с проблемами в развитии: №№ 17, 29, 77, 37, 46, 66. Открыто 58 групп для детей с ЗПР, 94 группы - логопедических.
Таким образом, почти все дошкольники с отклонениями в развитии имеют возможность получить квалифицированную коррекционную помощь в нашем городе.
Структурные компоненты
Первый этап (сентябрь).
Цель обследования на начальном этапе - выявить особенности психического развития каждого воспитанника, определить исходный уровень обученности, т.е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы.
Работа с родителями
Примерные коррекционные цели и задачи
к занятиям по общеобразовательным программам
O Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине), о расположении их в пространстве;
O Дальнейшее накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка;
O Повышение уровня сенсорного и умственного развития;
O Обогащение и систематизация словаря;
O Развитие устной диалогической и (или) монологической речи;
O Восполнение пробелов предшествующего развития детей;
O Дальнейшее накопление знаний и представлений об окружающей действительности;
O Отчетливо произносить каждое слово в предложении, не торопиться, четко проговаривать окончания в словах;
O Использовать интонацию как средство выражения вопроса, просьбы, благодарности и др.
O Формирование у детей направленности на звуковую сторону речи; развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению;
O Формирование (совершенствование) умения различать гласные и согласные звуки на основе артикуляции;
O Формирование приемов умственной деятельности, необходимых для развития умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки и обобщать явления языка;
O Развитие памяти на линейный ряд;
O Развитие умения запоминать, удерживать в памяти и воспроизводить запоминаемый материал;
O Совершенствование восприятия детей;
Примерные конспекты занятий с использованием приемов
I.Организационный момент.
Игровая мотивация.
Почтальон Печкин приносит посылку и письмо от девочки Окси. В письме говориться о том, что дети смогут открыть посылку только в том случае, если покажут хорошие знания о своем крае.
Почтальон Печкин остается в группе.
Рассматривание карты ХМАО.
- Ну что, ребята, попробуем рассказать о своем крае? А я вам
помогу, согласны? Давайте подойдем к карте нашего округа.
Кто скажет, как называется наш округ? - (Ханты – Мансийский округ)
А как называется наш город?
Посмотрите, наш город Нижневартовск находится вот здесь, на берегу реки.
Какой реки?
- Правильно. А дальше за городом простираются болота. Среди них есть озера. Какие? - (Голубое, Савкино, Кымыл, Самотлор).
Всех важнее из озер
В нашем крае Самотлор.
- Западно-Сибирская равнина, на которой расположен наш округ, одна из важнейших в мире. На ней много лесов - это лесные массивы.
Беседа.
- Какие деревья растут в нашем лесу? - (Наш лес состоит из пихты, ели, сосны, кедра).
- Кедр считается священным деревом нашего леса. Леса изрезаны многочисленными реками и множеством озер и болот. Кто знает, как наш край назывался раньше? - (Югория, Югра, Югорская земля).
- Югра - в переводе означает «люди на воде» своим именем этот край обязан живописной местности, расположенной вокруг могучих рек Оби и Иртыша. Кто назовет коренных жителей Югры? - (ханты, манси и ненцы).
Беседа.
- Ребята, о народе ханты вы уже не мало знаете, а что знаете вы о
манси?
Манси - народ, родственный хантам. Долгое время эти народы проживали вместе и поэтому они имеют много общего в культуре. Манси живут в таких же селениях, как и ханты и в таких же жилищах.
Отгадывание загадок.
Послушайте и угадайте на кого они охотились?
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит гордо и легко
Рога расставив высоко. (Олень).
Посмотрите - ка какая:
Вся горит как золотая,
Ходит в шубке дорогой
Хвост пушистый и большой
На увертки мастерица,
А зовут ее ... (Лисица).
Сама мала, шубка пышна
В дупле живет, орехи грызет. (Белка).
Летом бродит без дороги,
Между сосен и берез,
А. зимой, он спит в берлоге
От мороза, пряча нос. (Медведь).
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шубка серая для лета,
Для зимы - другого цвета. (Заяц).
Игра: «Поймай рыбку».
- Как называют людей, которые ловят рыбу? – (Людей, которые ловят рыбу называют рыболовами).
Беседа.
- А еще манси выращивают оленей. Скажите, олень, это, какое животное, дикое или домашнее? Что олень дает человеку? - (Молоко, мясо, одежду; из него шьют шапки, малицы, кисы, сапожки, варежки; утепляют дом оленьими шкурами; олень - средство передвижения).
- Как называют людей, которые выращивают оленей? - (оленеводы)
- Как вы считаете, кто занимается охотой, рыбной ловлей, оленеводством? - (Этим занимаются мужчины).
- А зачем они это делают? Правильно, чтобы прокормить себя и свою семью. А женщины, как вы думаете, чем занимаются в это время? - (готовят пищу, шьют одежду).
- А еще женщины поддерживают огонь в очаге, к огню и воде они относились с особым почтением, потому что без них немыслима жизнь.
Чтение стихотворения.
Заранее подготовленный ребенок читает стихотворение
М.Шульгина «Хантыйские орнаменты».
Хантыйские орнаменты красивы
В них все приметы Родины моей
Ты больше не найдешь во всей России
Таких цветков и сказочных зверей.
Узоры на одежде и посуде,
Красны как солнце и белы, как снег
На них сызмальства глядя, наши люди
С прекрасным не расстанутся на век.
Они явились в жизнь совсем не просто
Из - под иглы, и жести, резца
Ведь мастера по дереву и кости
В них вкладывают души и сердца.
Беседа.
- На орнаментах самые любимые ими краски. Какие? - (зеленый, синий, красный, белый).
- Зеленый - цвет тайги и леса, синий - цвет неба и воды, красный - цвет солнца, белый - цвет снега.
- Какие геометрические фигуры можно увидеть в орнаментах?
IV.Самостоятельная работа детей.
- А сейчас пройдите за столы, на ваших столах лежит все необходимое для аппликации. Попробуйте выполнить орнамент узора по заданной схеме.
Процесс выполнения работы.
- У всех получились замечательные аппликации, молодцы! Посмотрите теперь на эту хантыйскую девочку, она в шубке, украшенной орнаментом. Похож он на орнамент сделанный вами?
- Ну а теперь давайте отдохнем.
Вскрытие посылки.
- Ой, ребята, как вы думаете, что это? А как вы догадались?
- Давайте сядем на свои места. Вот она, нефть! Сейчас мы рассмотрим ее внимательно.
Нефть в жизни человека.
- Нефть, ребята, это самое главное богатство нашего округа. Главное свойство нефти — горючесть. При сгорании она дает много тепла. Поэтому нефть используется как топливо. Нефть это бензин, без которого не едут машины, нефть - это керосин. Без которого не летят самолеты, нефть - это реактивное топливо, без которого не взлетят ракеты. Из нефти делают авиационные шины, пластмассы, минеральные удобрения, красители, растворители. Люди добывают здесь нефть, а пользуется ей вся страна.
VII. Итог.
Конспект занятия
Подготовка к обучению грамоте
I.Орг.момент.
- Ребята, я вам приготовила сюрприз. Садитесь все на ковер, по-турецки и на пятки – кому как удобно. Рюкзачки положите перед собой – они нам сегодня понадобятся.
V.Возвращение в группу.
VI.Итог занятия.
- Что мы сегодня узнали? – Что слова можно поделить на части.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Организация работы воспитателя
В коррекционных группах
дошкольных образовательных
учреждений
Составитель: