Организация работы воспитателя

Организация работы воспитателя

В коррекционных группах

дошкольных образовательных

учреждений

Составитель:

Серкова Галина Александровна

Нижневартовск, 2007

Только тот может быть хорошим воспитателем, кто сам постоянно

Воспитывает себя.

В.П.Кащенко

Содержание

-Предисловие-

-Перечень педагогических правил, которые будут полезны педагогам в их трудной

и ответственной работе с дошкольниками с проблемами в развитии.

-Модель взаимодействия специалистов коррекционно-образовательного пространства ДОУ.

-Теоретические основы работы в коррекционных группах ДОУ.

-Категории детей с отклонениями в развитии.

-Задержка психического развития.

-Структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса в коррекционных группах

дошкольного учреждения.

-Диагностико-консультативный блок.

-Физкультурно-оздоровительный блок.

-Воспитательно-образовательный блок.

-Коррекционно-развивающий блок.

-Социально-педагогический блок.

-Работа с родителями.

Формы организации психолого-педагогической помощи семье.

-Основные нормативные документы, регламентирующие деятельность специального (коррекци-

онного) дошкольного учреждения (групп) для детей с проблемами в развитии.

-Учетно-отчетная документация воспитателя коррекционной группы;

-Учебный план коррекционно-образовательной работы в старших и подготовительных коррекционных группах ДОУ (по С.Г.Шевченко).

-Примерные коррекционные цели и задачи к занятиям по общеобразовательным программам.

-Отличие работы воспитателя в коррекционной группе от работы воспитателя в обычной группе.

-Оснащение коррекционного уголка.

-Примерные конспекты занятий с использованием приемов коррекционно-развивающего обуче-

ния.

-Конспект познавательного занятия по программе «Радуга» проведено в феврале 2006 года воспитателем МДОУ №76 И.Д.Нагайцевой;

-Конспект занятия Подготовка к обучению грамоте по программе «Обучение и воспитание дошкольников под ред. М.А.Васильевой»;

Предисловие

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля: дефектологов, педагогов-психологов, психиатров, психоневрологов, логопедов, педагогов (воспитателей).

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано: «Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».

Модернизация дошкольного образования происходит, прежде всего, за счет обновления содержания и технологического обеспечения, которое должны использовать педагогические коллективы, работающие с дошкольниками с проблемами в развитии.

Системный анализ личностных особенностей ребенка дает возможность не просто выявить отдельные проявления нарушений психического развития, но и вскрыть причины их появления, определить наиболее эффективные пути их коррекции.

Актуальность вопросов диагностики, обучения и воспитания дошкольников, имеющих проблемы в развитии, заметно возросла в последние годы не только в связи с повсеместным ухудшением экологической обстановки, но и в связи с известными последствиями социально-экономического кризиса, коснувшегося, прежде всего, семьи, дошкольного образования, школы.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу, распространенность функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний – 50%, физиологической незрелости – 60%, более 20% детей имеет дефицит массы тела.

В 2002 году в России насчитывалось 620342 ребенка инвалида в возрасте до 17 лет. Удельный вес психических расстройств 21,2%, врожденных аномалий 18%. Число детей с отклонениями в развитии в России составляло 36% от всего детского населения страны. В 2003т году в ДОУ компенсирующего вида, а также в специальных группах ДОУ общего вида находились 385,5 тысяч детей (в 1992 году 152 тысячи детей).

В Нижневартовске в 2003 году только 15% родов проходили нормально. Дети рождаются с поломанными адаптационными механизмами, слабыми. Нередко не обходилось без реанимации (из интервью с к.м.н., зам.главврача перинатального центра В.В.Шеверева газете «Местное время» от 19.06.2004).

У педагогов коррекционных групп возникает множество вопросов, касающихся организации работы названных групп, содержания программы коррекционно-развивающего обучения, методов работы с детьми, оформления рабочей документации и т.д.

Данное пособие призвано помочь найти ответы на эти вопросы.

С проблемами в развитии

G Педагог-дефектолог должен выступать перед детьми как личность с сильным характером;

G Всегда и во всем умейте до конца доводить начатую с детьми работу, проявляйте настойчивость;

G Не смейтесь ни над какими слабостями и ошибками детей. Не будьте нетерпеливыми, когда дети проявят неумение, смотрите сквозь пальцы на их намеренное неумение;

G Спокойствие и самообладание во все моменты жизни: резкое столкновение между детьми, близкая опасность, побег ребенка из учреждения, нервный срыв ребенка, аффективное поведение родителей ребенка, вспышки ярости, направленные на детей или самого воспитателя;

G Ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми. Говорите отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса, когда требуется остановить слишком расходившегося ребенка, предотвратить возникающее столкновение;

Необходимо помнить, что злоупотребление повышением голоса нервирует детей, возбуждает возбудимых вместо того, чтобы успокаивать.

G Спокойные, уверенные движения, отсутствие суетливости;

Помните, что у детей с проблемами в развитии часто встречается очень значительная подражательность и что своим общим поведением воспитатель лечит их, как и всем режимом учреждения.

G Твердость и уверенность суждений, замечаний и советов детям. Замечания и советы детям имеют психотерапевтическое значение, они внушают неустойчивой или болезненно направленной воле определенное поведение;

G Меньше слов, никакой болтливости. Помнить, что слишком много объяснять – значит думать за детей. Говорить коротко, ясно, простым языком;

G Опрятная и приличная внешность. Чистота лица и рук, чистота и порядок костюма, никакой небрежности. Помните, что пример – лучший воспитатель в добрую и худую сторону. Не мешает, если воспитатель одевается не только опрятно, но и красиво;

G Соблюдайте полное беспристрастие в отношениях к детям. Никаких привилегий, никаких любимчиков. Могут и должны быть ровные, нормальные отношения, но не должно быть отношений пристрастных. Дети очень чутки на этот счет.

G Не высказывайте при детях недоумения и неудовольствия по поводу порядков в учреждении, поведения товарищей-педагогов и других сотрудников, включая вспомогательный персонал;

G Не говорите при детях об отрицательных или положительных чертах их самих или других детей, о ваших наблюдениях, характеристиках, семейных условиях, наследственности детей и других данных, могущих быть по-своему использованных детьми;

G Не верьте детским россказням, помня о неточности показаний даже нормальных детей, о преувеличениях, повышенной внушаемости детей.

Педагог-дефектолог

Диагностика;

Математика;

Сенсорное развитие;

Познавательно-речевое развитие;

Развитие графомоторных навыков;

Индивидуальные коррекционные занятия;

Игровая деятельность;

Работа с семьей.

Педагог-психолог

Диагностика;

Развитие эмоционально-волевой сферы;

Музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, изотерапия;

Песочная терапия;

Индивидуальная коррекционная работа;

Игровая деятельность;

Работа с семьей;

Педагог-логопед

Диагностика;

Формирование звуковой культуры речи;

Артикуляционная гимнастика;

Формирование лексико-грамматических категорий речи;

Развитие связной речи;

Обучение грамоте;

Индивидуальные коррекционные занятия, в т.ч. с элементами логоритмики;

Игровая деятельность;

Работа с семьей;

Музыкальный руководитель

Диагностика;

Музыкальные занятия;

Музыкотерапия;

Кружок;

Индивидуальные коррекционные занятия, в т.ч. с элементами логоритмики;

Праздники, развлечения, досуг;

Физкультурные занятия, утренняя гимнастика;

Коррекционная ритмика;

Игровая деятельность;

Работа с семьей;

Воспитатель

Диагностика;

Арттерапия (рисование, лепка, аппликация, изотерапия, художественный ручной труд), конструирование;

Игровая деятельность (сюжетно-ролевая, режиссерская, дидактическая, строительная настольно-печатная игры-драматизации и др.);

Трудовая деятельность;

Прогулка;

Закаливание;

Индивидуально-коррекционная деятельность;

Работа с семьей.

Теоретические основы работы

В коррекционных группах ДОУ

Перед педагогами коррекционных групп ДОУ стоит задача не только подготовить своих воспитанников к успешному обучению в школе и дальнейшей социальной адаптации, но и максимально использовать образовательное пространство учреждения для наиболее полноценного развития дошкольников.

В Нижневартовске открыты 6 специализированных дошкольных учреждений для детей с проблемами в развитии: №№ 17, 29, 77, 37, 46, 66. Открыто 58 групп для детей с ЗПР, 94 группы - логопедических.

Таким образом, почти все дошкольники с отклонениями в развитии имеют возможность получить квалифицированную коррекционную помощь в нашем городе.

Структурные компоненты

Первый этап (сентябрь).

Цель обследования на начальном этапе - выявить особенности психического развития каждого воспитанника, определить исходный уровень обученности, т.е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы.

Работа с родителями

Организация работы воспитателя - student2.ru

Примерные коррекционные цели и задачи

к занятиям по общеобразовательным программам

O Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине), о расположении их в пространстве;

O Дальнейшее накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка;

O Повышение уровня сенсорного и умственного развития;

O Обогащение и систематизация словаря;

O Развитие устной диалогической и (или) монологической речи;

O Восполнение пробелов предшествующего развития детей;

O Дальнейшее накопление знаний и представлений об окружающей действительности;

O Отчетливо произносить каждое слово в предложении, не торопиться, четко проговаривать окончания в словах;

O Использовать интонацию как средство выражения вопроса, просьбы, благодарности и др.

O Формирование у детей направленности на звуковую сторону речи; развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению;

O Формирование (совершенствование) умения различать гласные и согласные звуки на основе артикуляции;

O Формирование приемов умственной деятельности, необходимых для развития умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки и обобщать явления языка;

O Развитие памяти на линейный ряд;

O Развитие умения запоминать, удерживать в памяти и воспроизводить запоминаемый материал;

O Совершенствование восприятия детей;

Примерные конспекты занятий с использованием приемов

I.Организационный момент.

Игровая мотивация.

Почтальон Печкин приносит посылку и письмо от девочки Окси. В письме говориться о том, что дети смогут открыть посылку только в том случае, если покажут хорошие знания о своем крае.

Почтальон Печкин остается в группе.

Рассматривание карты ХМАО.

- Ну что, ребята, попробуем рассказать о своем крае? А я вам

помогу, согласны? Давайте подойдем к карте нашего округа.

Кто скажет, как называется наш округ? - (Ханты – Мансийский округ)

А как называется наш город?

Посмотрите, наш город Нижневартовск находится вот здесь, на берегу реки.

Какой реки?

- Правильно. А дальше за городом простираются болота. Среди них есть озера. Какие? - (Голубое, Савкино, Кымыл, Самотлор).

Всех важнее из озер

В нашем крае Самотлор.

- Западно-Сибирская равнина, на которой расположен наш округ, одна из важнейших в мире. На ней много лесов - это лесные массивы.

Беседа.

- Какие деревья растут в нашем лесу? - (Наш лес состоит из пихты, ели, сосны, кедра).

- Кедр считается священным деревом нашего леса. Леса изрезаны многочисленными реками и множеством озер и болот. Кто знает, как наш край назывался раньше? - (Югория, Югра, Югорская земля).

- Югра - в переводе означает «люди на воде» своим именем этот край обязан живописной местности, расположенной вокруг могучих рек Оби и Иртыша. Кто назовет коренных жителей Югры? - (ханты, манси и ненцы).

Беседа.

- Ребята, о народе ханты вы уже не мало знаете, а что знаете вы о

манси?

Манси - народ, родственный хантам. Долгое время эти народы проживали вместе и поэтому они имеют много общего в культуре. Манси живут в таких же селениях, как и ханты и в таких же жилищах.

Отгадывание загадок.

Послушайте и угадайте на кого они охотились?

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит гордо и легко

Рога расставив высоко. (Олень).

Посмотрите - ка какая:

Вся горит как золотая,

Ходит в шубке дорогой

Хвост пушистый и большой

На увертки мастерица,

А зовут ее ... (Лисица).

Сама мала, шубка пышна

В дупле живет, орехи грызет. (Белка).

Летом бродит без дороги,

Между сосен и берез,

А. зимой, он спит в берлоге

От мороза, пряча нос. (Медведь).

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шубка серая для лета,

Для зимы - другого цвета. (Заяц).

Игра: «Поймай рыбку».

- Как называют людей, которые ловят рыбу? – (Людей, которые ловят рыбу называют рыболовами).

Беседа.

- А еще манси выращивают оленей. Скажите, олень, это, какое животное, дикое или домашнее? Что олень дает человеку? - (Молоко, мясо, одежду; из него шьют шапки, малицы, кисы, сапожки, варежки; утепляют дом оленьими шкурами; олень - средство передвижения).

- Как называют людей, которые выращивают оленей? - (оленеводы)

- Как вы считаете, кто занимается охотой, рыбной ловлей, оленеводством? - (Этим занимаются мужчины).

- А зачем они это делают? Правильно, чтобы прокормить себя и свою семью. А женщины, как вы думаете, чем занимаются в это время? - (готовят пищу, шьют одежду).

- А еще женщины поддерживают огонь в очаге, к огню и воде они относились с особым почтением, потому что без них немыслима жизнь.

Чтение стихотворения.

Заранее подготовленный ребенок читает стихотворение

М.Шульгина «Хантыйские орнаменты».

Хантыйские орнаменты красивы

В них все приметы Родины моей

Ты больше не найдешь во всей России

Таких цветков и сказочных зверей.

Узоры на одежде и посуде,

Красны как солнце и белы, как снег

На них сызмальства глядя, наши люди

С прекрасным не расстанутся на век.

Они явились в жизнь совсем не просто

Из - под иглы, и жести, резца

Ведь мастера по дереву и кости

В них вкладывают души и сердца.

Беседа.

- На орнаментах самые любимые ими краски. Какие? - (зеленый, синий, красный, белый).

- Зеленый - цвет тайги и леса, синий - цвет неба и воды, красный - цвет солнца, белый - цвет снега.

- Какие геометрические фигуры можно увидеть в орнаментах?

IV.Самостоятельная работа детей.

- А сейчас пройдите за столы, на ваших столах лежит все необходимое для аппликации. Попробуйте выполнить орнамент узора по заданной схеме.

Процесс выполнения работы.

- У всех получились замечательные аппликации, молодцы! Посмотрите теперь на эту хантыйскую девочку, она в шубке, украшенной орнаментом. Похож он на орнамент сделанный вами?

- Ну а теперь давайте отдохнем.

Вскрытие посылки.

- Ой, ребята, как вы думаете, что это? А как вы догадались?

- Давайте сядем на свои места. Вот она, нефть! Сейчас мы рассмотрим ее внимательно.

Нефть в жизни человека.

- Нефть, ребята, это самое главное богатство нашего округа. Главное свойство нефти — горючесть. При сгорании она дает много тепла. Поэтому нефть используется как топливо. Нефть это бензин, без которого не едут машины, нефть - это керосин. Без которого не летят самолеты, нефть - это реактивное топливо, без которого не взлетят ракеты. Из нефти делают авиационные шины, пластмассы, минеральные удобрения, красители, растворители. Люди добывают здесь нефть, а пользуется ей вся страна.

VII. Итог.

Конспект занятия

Подготовка к обучению грамоте

I.Орг.момент.

- Ребята, я вам приготовила сюрприз. Садитесь все на ковер, по-турецки и на пятки – кому как удобно. Рюкзачки положите перед собой – они нам сегодня понадобятся.

V.Возвращение в группу.

VI.Итог занятия.

- Что мы сегодня узнали? – Что слова можно поделить на части.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Организация работы воспитателя

В коррекционных группах

дошкольных образовательных

учреждений

Составитель:

Наши рекомендации