Статья 28. Организация учебного и воспитательного процесса
1. Учебный и воспитательный процесс в организациях образования осуществляется в соответствии с рабочими учебными программами и рабочими учебными планами.
2. Основой организации учебного и воспитательного процесса являются планирование и учет учебной и воспитательной работы, осуществляемой организацией образования.
Планирование учебной и воспитательной работы должно обеспечить своевременное и качественное выполнение учебных планов и программ в полном объеме.
Планирование учебной и воспитательной работы в организациях образования осуществляется путем утверждения графика учебно-воспитательного процесса на учебный год и расписания теоретических и практических занятий.
Учет учебной и воспитательной работы в организациях образования осуществляется путем ведения журналов учета теоретического и производственного обучения и табелей учета выполнения учебных программ в учебных часах.
3. Воспитательные программы в организациях образования являются составляющей частью учебного процесса и направлены на формирование патриотизма, гражданственности, интернационализма, высокой морали и нравственности, а также на развитие разносторонних интересов и способностей обучающихся, воспитанников.
Пропаганда расовой, этнической, религиозной, социальной непримиримости и исключительности, распространение милитаристских и иных идей, противоречащих общепризнанным принципам международного права и гуманизма, в организациях образования запрещается.
4. Учебный и воспитательный процесс осуществляется на основе взаимного уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогических работников.
Применение методов физического, морального и психического насилия по отношению к обучающимся и воспитанникам не допускается.
5. Порядок организации образовательной деятельности в организациях образования, время обучения граждан на очных отделениях которых приравнивается к прохождению срочной воинской службы, определяется их органами государственного управления.
6. Начальная военная подготовка обучающихся допризывного и призывного возраста на базе основного среднего образования осуществляется в организациях образования (кроме специальных), реализующих общеобразовательные учебные программы общего среднего образования, профессиональные учебные программы технического и профессионального, послесреднего образования, а в организациях образования, реализующих профессиональные учебные программы высшего образования, - на военных кафедрах в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
7. В целях контроля за освоением обучающимися образовательных учебных программ организации образования осуществляют текущий контроль успеваемости обучающихся и промежуточную аттестацию обучающихся. Организации образования самостоятельны в выборе форм, порядка и периодичности проведения текущего контроля успеваемости обучающихся и промежуточной аттестации обучающихся.
8. Освоение образовательных учебных программ основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся.
9. Итоговая аттестация обучающихся в организациях общего среднего образования и желающих в год завершения обучения поступить в организации образования, дающие послесреднее или высшее образование, осуществляется в форме единого национального тестирования.
10. Итоговая аттестация обучающихся организаций технического и профессионального, послесреднего образования включает:
1) итоговую аттестацию обучающихся в организациях образования;
2) оценку уровня профессиональной подготовленности и присвоение квалификации.
Особенности итоговой аттестации обучающихся, освоивших профессиональные учебные программы послевузовского образования, определяются уполномоченным органом в области образования.
11. Организации образования обеспечивают родителям и иным законным представителям несовершеннолетних обучающихся, воспитанников возможность ознакомления с ходом и содержанием учебного и воспитательного процесса, а также успеваемостью обучающихся.
Статья 29. Организация научной и учебно-методической работы
1. В целях интеграции науки и образования, обеспечения и совершенствования учебного и воспитательного процесса, разработки и внедрения новых технологий обучения, обеспечения повышения квалификации педагогических работников в организациях образования и соответствующей инфраструктуре осуществляется научная и учебно-методическая работа. D00
2. Руководство научной и учебно-методической работой возлагается:
в организациях общего среднего образования на методические кабинеты районных (городских) отделов образования; в организациях технического и профессионального, послесреднего образования на методические кабинеты областных (городских) департаментов образования.
3. Координация научной и учебно-методической деятельности в организациях образования и соответствующей инфраструктуре, в том числе организациях научного и учебно-методического обеспечения, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом в области образования.
Статья 35. Высшее образование
1. Высшее образование приобретается гражданами, имеющими общее среднее или техническое и профессиональное, или послесреднее образование. Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования.
2. Профессиональные учебные программы высшего образования реализуются в высших учебных заведениях, основными видами которых являются университет, академия, институт и приравненные к ним (консерватория, высшая школа, высшее училище).
Университеты, внедряющие инновационные образовательные программы, являются инновационными университетами.
Филиалы высших учебных заведений вправе осуществлять образовательную деятельность, за исключением подвидов образовательной деятельности, подлежащих лицензированию.
3. Обучающемуся, успешно прошедшему итоговую аттестацию по освоению профессиональной учебной программы высшего образования, присваивается квалификация и (или) академическая степень "бакалавр".
4. Для реализации образовательных программ и проведения научно-прикладных исследований высшие учебные заведения вправе создавать и (или) вступать в инновационно-образовательные консорциумы.
Статья 36. Послевузовское образование
1. Послевузовское образование приобретается гражданами, имеющими высшее образование.
2. Подготовка научных и педагогических кадров осуществляется в магистратуре и докторантуре высших учебных заведений и научных организаций, а также путем направления стипендиатов международной стипендии "Болашак" на обучение в зарубежные высшие учебные заведения по очной форме обучения в соответствии с перечнем специальностей, ежегодно утверждаемым в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Реализация профессиональных учебных программ магистратуры по военным специальностям осуществляется в адъюнктуре военных высших учебных заведений.
3. Подготовка кадров в магистратуре осуществляется на базе профессиональных учебных программ высшего образования по двум направлениям:
1) научному и педагогическому со сроком обучения два года;
2) профильному со сроком обучения не менее одного года.
Обучающемуся, успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию и публично защитившему магистерскую диссертацию, присуждается академическая степень магистра по соответствующей специальности.
4. В докторантуре осуществляется подготовка докторов философии (PhD) и докторов по профилю на базе профессиональных учебных программ магистратуры со сроком обучения не менее трех лет.
5. Послевузовское медицинское и фармацевтическое образование включает резидентуру, магистратуру и докторантуру.
В резидентуре осуществляется углубленная подготовка по клиническим специальностям продолжительностью обучения от двух до четырех лет в зависимости от специализации. Положение о резидентуре утверждается уполномоченным органом в области здравоохранения.
Статья 37. Дополнительное образование
1. Дополнительное образование обучающихся и воспитанников осуществляется в организациях дополнительного образования, виды которых определяются уполномоченным органом в области образования. Образовательные услуги по образовательным учебным программам дополнительного образования обучающимся предоставляются организациями образования, реализующими общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования, на договорной основе.
2. Повышение квалификации и переподготовка кадров осуществляются в организациях образования, реализующих образовательные учебные программы дополнительного образования, научных организациях, на производстве и при прохождении научными работниками государственных научных организаций и высших учебных заведений научной стажировки в ведущих высших учебных заведениях, научных центрах и лабораториях мира по международной стипендии "Болашак".
3. Повышение квалификации педагогических и научных работников организаций образования осуществляется не реже одного раза в пять лет.