Рецензенты: В.В.Ищенко, Б.А.Черпаков
Тем. План 1997, поз.
Данеко Александр Иванович
ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОГО ОТСТАВАНИЯ АВИАБОМБ
ПРИ БОМБОМЕТАНИИ С ПРЕДЕЛЬНО МАЛЫХ ВЫСОТ
Редактор
Техн. Редактор
Подписано в печать
Бумага офсетная. Формат 60´84 1/16. Печать офсетная
Усл. печ. л. 2. Уч.- изд. л. 2,6. Тираж 50
Зак. Цена
Типография издательства МАИ
125871, Москва, Волоколамское шоссе 4
ã Московский авиационный институт, 1997
Введение
В связи с развитием управляемых фронтовых средств ПВО самолеты фронтовой авиации при атаках наземных целей вынуждены летать на малых и предельно малых высотах (50...200 м), так как радиолокационные средства ПВО противника гораздо позже обнаруживают их на этих высотах.
Бомбометание с таких высот представляет для носителя опасность, так как отставание D авиационных бомб (АБ) от самолета, при малом времени падения, весьма мало и, при мгновенном действии взрывателя, возможно поражение носителя осколками АБ.
Применение взрывателей с большим “штурмовым” замедлением (10...30 с) приводит к безопасности носителя. Однако бомбы рикошетируют, и точность бомбометания оказывается невысокой.
Поэтому, при бомбометании с малых высот, применяют на АБ тормозные устройства ( парашюты, тормозные двигатели, и т.д. ), которые уменьшают скорость бомбы, увеличивая ее отставание и угол встречи с преградой.
Настоящее пособие является методической основой используемой при расчете потребного безопасного отставания АБ от носителя DБ, гарантирующего непопадание осколков в собственный самолет.
Автор благодарит студента А.Э. Поддавашкина за помощь, оказанную при оформлении рукописи к печати.
Г л а в а 1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ.
Воспользуемся методикой профессора Ю.Л.Карпова представленной в учебном пособии [4].
На рис 1.1 показана схема бомбометания с предельно малой высоты полета. Пренебрегаем высотой полета (Н=0) и считаем, что осколки при мгновенном действии взрывателя, летят строго вдогон самолета.
В момент встречи АБ с землей (точка 1), носитель, летящий с постоянной воздушной скоростью, окажется в точке 2 - впереди точки разрыва на расстоянии DБ. Осколки летят вдогон самолету и в точке 3 происходит их встреча. Горизонтальный путь осколка (ХОСК) будет равен
, (1.1)
где vс - скорость самолета, tОСК - время полета осколка. Считаем, что потребное безопасное отставание DБ должно быть такой величины, чтобы осколок, догнавший самолет, имел скорость vоск , близкую к скорости самолета. Тогда при догоне в пределе можно записать, что
, (1.2)
где vоск - скорость полета осколка.
Рис.1
Условие (1.2) обеспечивает безопасность самолета от нанесения ему ущерба.
Из соотношения (1.1) следует
. (1.3)
Из баллистики осколков [2,3] известна зависимость скорости полета осколка на траектории от времени полета tоск , баллистического коэффициента сн и начальной скорости осколка v01 . Эта зависимость имеет следующий вид:
. (1.4)
Учитывая (1.2) можно написать:
. (1.5)
Из выражения (1.5) найдем выражение:
(1.6)
В баллистике осколка [3] дается формула для расчета пути осколка Хоск в функции времени полета, эта формула имеет вид:
(1.7)
Подставляя (1.6) в (1.7), получаем:
. (1.8)
Подставляя выражения (1.8) и (1.6) в (1.3), производя сокращения получаем:
. (1.9)
Таким образом, потребное безопасное отставание АБ от носителя, необходимое для обеспечения безопасности от попадания осколков в самолет при принятых допущениях, зависит от двух факторов: баллистического коэффициента осколка ( в значительной степени определяемого его массой ) и отношения начальной скорости осколка v01 к скорости самолета vс.
В курсовой работе величина потребного безопасного отставания DБ должна быть вычислена в функции скорости полета самолета vс в диапазоне от 600 до 1200 км/ч. Для решения этой задачи, варианты которой для каждого студента приведены в разделе 2, необходимо вычислить физико-химические и взрывчатые свойства многокомпонентных бризантных взрывчатых веществ (ВВ), определить среднюю массу осколка, его баллистический коэффициент и начальную скорость. Ход вычислений показан в разделе 3.
Г л а в а 2. ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ.
Исходные данные, для выполнения курсовой работы, приведены втаблице 2.1, для группы 5, и в таблице 2.2, для группы 6. Номер выполняемого варианта соответствует порядковому номеру студента в списке группы.
Студент выбирает из таблицы строчку, где приведены следующие исходные данные:
1. Номер варианта авиационной бомбы.
В таблице 2.3 представлены некоторые авиабомбы основного назначения. По номеру варианта выбираются конструктивные параметры АБ.
В качестве АБ в табл. 2.3 приведены осколочные авиационные бомбы (ОАБ) калибром 10, 25, 50 кг, осколочно-фугасные авиационные бомбы (ОФАБ) калибром 100, 250, 500 кг и фугасные авиационные бомбы (ФАБ) калибром 250 и 500 кг.
Корпус авиабомбы может изготавливаться из стали или серого чугуна. Поэтому в сокращенном обозначении авиабомб, корпус которой изготавливается из серого чугуна, после группы цифр, обозначающих калибр , установлен специальный индекс - сч.
Тип взрывчатого вещества (ВВ) и его состав.
Не для всех типов АБ правильно указан тип ВВ. Например, к сплавам для ОАБ или сплавам используемым в США, добавлены флегматизатор или алюминиевая пудра. Это сделано для усложнения вариантов задания.
Сплавы, применяющиеся в боеприпасах США, обозначены индексом - *.
3. Показатели a1 и b1 , определяющие дифференциальный закон распределения осколков по массе.
Исходные данные курсовой работы для группы № 5
Таблица 2.1
№ п/п | Вариант АБ | Тип ВВ (состав) | Закон распред. осколков | |
a1 | b1 | |||
А-1Х-1 (гексоген - 95%, парафин - 5%) | 0.85 | 1.38 | ||
А-1Х-2 (А-1Х-1 - 80%, алюминий - 20%) | 0.90 | 1.20 | ||
ТГАФ (тротил - 42%, гексоген – 34%, алюминий - 19%, стеарин - 5%) | 0.87 | 1.40 | ||
ТГАФ (тротил - 45%, гексоген – 33%, алюминий - 18%, церезин - 4%) | 0.85 | 1.35 | ||
ТГАФ (тротил - 48%, гексоген – 31%, алюминий - 17%, стеарин - 4%) | 0.85 | 1.33 | ||
К-2 (тротил - 80%, динитронафталин - 20%) с 3% стеарина | 0.90 | 1.30 | ||
К-3 (тротил - 70%, динитронафталин - 30%) с 3% стеарина | 0.87 | 1.50 | ||
Русская смесь (динитронафталин - 48.5%, пикриновая кислота - 51.5%) с 4% нафталина. | 0.85 | 1.40 | ||
Французская смесь (динитронафталин – 20%, пикриновая кислота - 80%) с 3% церезина | 0.90 | 1.25 | ||
Пикратол* (пикрат аммония – 52%, тротил - 48%) с 2.5% камфары | 0.87 | 1.45 | ||
ТГАФ (тротил - 40%, гексоген - 38%, алюминий - 20%, стеарин - 2%) | 0.85 | 1.30 | ||
ТГА (тротил - 60%, гексоген - 24%, алюминий - 16%) | 0.87 | 1.30 |
Продолжение табл.2.1
ТГ-20 (тротил - 20%, гексоген - 80%) с 5% нафталина | 0.90 | 1.10 | ||
НВХ* (гексоген – 40%, тротил - 38%, алюминий - 17%, церезин - 5%) | 0.90 | 1.15 | ||
Тритонал - 80* (тротил - 80%, алюминий – 20%) | 0.87 | 1.35 | ||
ТГ-50 (тротил - 50%, гексоген - 50%) с 2% парафина | 0.87 | 1.20 | ||
ТГАФ (тротил - 38%, гексоген - 37%, алюминий - 20%, стеарин - 5%) | 0.85 | 1.27 | ||
ТГА (тротил - 60%, гексоген - 23%, алюминий - 17%) | 0.87 | 1.15 | ||
Пикратол* (пикрат аммония - 52%, тротил - 48%) с 15% алюминия | 0.85 | 1.25 | ||
Тетритол - 30/70* (тетрил – 30%, тротил – 70%) с 4% парафина | 0.87 | 1.10 | ||
Пентолит - 50* (ТЭН - 50%, тротил - 50%) с 6% нафталина | 0.84 | 1.40 | ||
Октол - 24/76* (тротил - 24%, октоген – 76%) с 5% церезина | 0.87 | 1.00 | ||
РТХ - 2* (ТЭН - 27%, гексоген - 43%, тротил - 30%) с 5% стеарина | 0.83 | 1.50 | ||
ТГА (тротил - 55%, гексоген - 25%, алюминий - 20%) | 0.84 | 1.39 | ||
Торпекс* (тротил - 41%, гексоген - 41%, алюминий - 18%) | 0.83 | 1.45 |
Исходные данные курсовой работы для группы № 6
Таблица 2.2
№ п/п | Вариант АБ | Тип ВВ (состав) | Закон распед. осколков. | |
a1 | b1 | |||
Циклотол - 25* (тротил – 25%, гексоген - 75%) с 4% парафина | 0.89 | 1.30 | ||
К - 1 (тротил – 90%, динитронафталин - 10%) с 1% церезина | 0.88 | 1.31 |
Продолжение табл.2.2
НВХ* (гексоген - 40%, тротил - 38%, алюминий - 17%, парафин - 5%) | 0.86 | 1.33 | ||
К - 5 (тротил - 50%, динитронафталин - 50%,) с 2% стеарина | 0.84 | 1.37 | ||
Торпекс* (тротил – 41%, гексоген - 41%, алюминий - 18%) с 4% камфары | 0.83 | 1.39 | ||
Французская смесь (динитронафталин - 20%, пикриновая кислота – 80%) с 2% нафталина | 0.89 | 1.31 | ||
ТГА (тротил - 55%, гексоген - 29%, алюминий - 16%) | 0.88 | 1.32 | ||
К - 4 (тротил - 60%, динитронафталин - 40%) с 2% церезина | 0.86 | 1.34 | ||
ТГ - 30 (тротил - 30%, гексоген - 70%) с 4% парафина | 0.84 | 1.38 | ||
Русская смесь (динитронафталин - 48.5%, пикриновая кислота - 51.5%) с 2% стеарина | 0.83 | 1.40 | ||
Тритонал - 84* (тротил - 84%, алюминий - 16%) с 2% церезина | 0.89 | 1.32 | ||
ТГАФ (тротил - 40%, гексоген - 36%, алюминий - 20%, нафталин - 4%) | 0.88 | 1.33 | ||
А-1Х-2 (гексоген – 76%, алюминий - 20%, парафин - 4%) | 0.86 | 1.35 | ||
ТГА (тротил - 45%, гексоген - 38%, алюминий - 17%) | 0.84 | 1.39 | ||
Торпекс* (тротил – 41%, гексоген - 41%, алюминий - 18%) с 2% церезина | 0.83 | 1.41 | ||
ТГАФ (тротил - 45%, гексоген - 34%, алюминий - 17%, стеарин - 4%) | 0.89 | 1.33 | ||
Тетритол -35* (тетрил – 35%, тротил - 65%) с 2% парафина | 0.88 | 1.34 | ||
ТГАФ (тротил - 40%, гексоген - 40%, алюминий - 16%, нафталин - 4%) | 0.86 | 1.36 | ||
РТХ-2* (ТЭН - 27%, гексоген - 43%, тротил - 30%) с 5% церезина | 0.84 | 1.40 | ||
ТГА (тротил - 56%, гексоген - 26%, алюминий - 18%) | 0.83 | 1.42 | ||
Октол - 50* (тротил - 50%, октоген - 50%) с 3% стеарина | 0.89 | 1.34 | ||
ТГАФ (тротил - 48%, гексоген - 31%, алюминий - 16%, парафин - 5%) | 0.88 | 1.35 |
Продолжение табл.2.2
Пентолит-40* (тэн - 40%, тротил - 60%) с 4% нафталина | 0.86 | 1.37 | ||
ТГ-40 (тротил - 40%, гексоген - 60%) с 3% церезина | 0.84 | 1.41 | ||
Пикратол* (пикрат аммония - 52%, тротил - 48%) с 17% алюминия | 0.83 | 1.43 |
2.3. Варианты конструктивных параметров авиабомб основного
назначения
Таблица 2.3
№ варианта АБ | Тип АБ | MБ кг | w кг | d мм | l0 d | d0 мм | k1 | k2 | Cx* |
ОАБ-10 сч | 3.0 | 0.74 | 0.75 | 0.80 | |||||
ОАБ-25 сч | 3.5 | 0.85 | 0.77 | 0.90 | |||||
ОАБ-25 | 4.5 | 3.7 | 0.86 | 0.76 | 0.95 | ||||
ОАБ-50 | 3.2 | 0.83 | 0.81 | 0.85 | |||||
ОАБ-50 сч | 3.3 | 0.85 | 0.81 | 0.60 | |||||
ОФАБ-100 | 3.1 | 0.83 | 0.82 | 0.70 | |||||
ОФАБ-100 сч | 3.0 | 0.82 | 0.83 | 0.75 | |||||
ОФАБ-100-120 | 3.1 | 0.85 | 0.83 | 0.72 | |||||
ОФАБ-250 сч | 4.0 | 0.92 | 0.88 | 1.00 | |||||
ОФАБ-250-270 | 4.2 | 0.95 | 0.88 | 1.10 | |||||
ОФАБ-500 | 3.6 | 0.88 | 0.91 | 1.15 | |||||
ФАБ-250М-54 | 4.1 | 0.92 | 0.87 | 0.87 | |||||
ФАБ-250М-62 | 5.3 | 0.95 | 0.86 | 0.92 | |||||
ФАБ-500М-54 | 3.1 | 0.82 | 0.91 | 0.95 | |||||
ФАБ-500М-62 | 5.4 | 0.96 | 0.90 | 0.97 |