Организационная деятельность
2. 1. Рабочее место
«Для работы учителя-логопеда выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно гигиеническим нормам. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием...» (Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000).
Согласитесь, информацию можно трактовать как имеющую рекомендательный характер. При данной интерпретации школа не обязана выделить учителю-логопеду отдельное помещение и обеспечить кабинет необходимым оборудованием.
Но для того, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности и нести за них ответственность, учителю-логопеду должны быть созданы для этого оптимальные рабочие условия, о чем в Должностную инструкцию в раздел «Права» должен быть внесен соответствующий пункт. В этом случае школа будет обязана предоставить логопеду отдельное помещение для его планово-организационной, методической, консультативной, коррекционно-развивающей учебно-воспитательной деятельности.
Если школа, в лице руководителя (директора), действительно заинтересована в Вас как в сотруднике учреждения, с трудностями данного порядка Вы не столкнетесь.
Учитесь отстаивать свои права исходя из следующего:
■ Создание условий для работы - это то немногое, что может сделать для Вас школа. Организовывать, планировать, консультировать, корригировать, реализуя разные направления собственно профессиональной деятельности, Вы должны самостоятельно.
■ Далеко не все школы (в настоящий момент) имеют в штате сотрудников учителя-логопеда, следовательно, у Вас есть право на выбор того общеобразовательного учреждения, в котором Вы согласились бы работать.
В свою очередь, учитель-логопед обязан содержать кабинет в рабочем состоянии.
Учитывая, что одним из объективных факторов, влияющих на личностное развитие, является среда (как совокупность окружающих ребенка обстоятельств), содержанием которой выступают: предметно-пространственное окружение, информационное окружение, социально-поведенческое окружение, становится очевидной необходимость создание таких условий - обстоятельств, от которых зависит это развитие.
В предоставленной ребенку среде осуществляется его деятельность - второй фактор личностного развития - специально организованная учителем-логопедом и совместно разделенная с учащимися деятельность, направленная на коррекцию, развитие, обучение и воспитание.
Наконец, в процессе активного взаимодействия ребёнка с окружающей средой происходит осмысление и среды, и деятельности, и себя, что является третьим фактором развития личности и способствует формированию ценностного отношения: к себе, к другим учащимся, т. е. установлению поддерживающих межличностных отношений; к собственной совместно организованной обучающей деятельности; к действительности, окружающей ребенка.
Итак, условиями, влияющими на оптимизацию коррекционного процесса, являются: само помещение, мебель, оборудование логопедического кабинета, учебно-технические средства, средства наглядности, дидактические пособия и другие объекты, выполняющие функцию материальных специальных средств коррекции, развития, обучения и воспитания.
Некоторые рекомендации по содержанию
и оформлению логопедического кабинета
Логопедический кабинет - не только рабочее место учителя-логопеда, но и учебная аудитория, где проводятся коррекционные занятия. Поэтому кабинет должен быть:
■ обеспечен необходимым для работы и в нужном количестве демонстрационным оборудованием, мебелью, учебно-техническими средствами (включая персональный компьютер с обучающими программами для индивидуальной работы с учащимися, а также для оформления и ведения необходимой документации); максимально содержательными систематизированными и предусматривающими различные виды работы учебными пособиями, используемыми в готовом виде или изготовленными в совместной деятельности с учащимися в ходе занятия, что придает больший развивающий эффект, улучшает запоминание и понимание материала, т.к. применение обобщенных познавательных действий обеспечивает усвоение информации вместе с методами ее структурирования и применения, учитывая преобладание среди учащихся, зачисленных на занятия, с такими формами речевых нарушений, как нарушения письма, письменной речи.
По субъекту деятельности средства можно разделить на средства преподавания, используемые учителем-логопедом для объяснения, закрепления, повторения, контроля по усвоению материала, и средства учения, используемые учащимися для формирования правильных навыков, их применения, усвоения знаний.
При отборе средств, введенных в контекст деятельности, специалисту необходимо руководствоваться следующим:
- Средства должны быть многофункциональными, выполняющими функции наглядности, инициирования, инструментальную; интерактивными, воздействующими на аудиальный, визуальный, кинестетический каналы восприятия, учитывая механизм нарушения и доминирующий сохранный канал восприятия. Такие средства являются оптимальными, позволяющими учителю-логопеду при минимальных усилиях достигать максимальных результатов.
- Средства определяют последующий выбор форм, являющихся внешним выражением содержания работы, и, в свою очередь, отбираются согласно методам как моделям организации взаимно обусловленной деятельности педагога и ребенка, как способам достижения цели и решения задач, поставленных на данных период работы с детьми. При использовании новых средств традиционная форма видоизменяется и преобразуется в инновационную, что свидетельствует о взаимодействии и взаимовлиянии всех составляющих процесса коррекционно-развивающей учебно-воспитательной работы, и инициирует учителя-логопеда на поиск новых средств, поддерживающих познавательные интересы учащихся, активизирующих самостоятельную работу, позволяющих ее вести в индивидуальном темповом режиме, т. е. оптимизирующих, интенсифицирующих коррекционный процесс в целом;
■ просторным, учитывая преимущественно групповую форму работы с учащимися;
■ стилистически нейтральным, без излишнего демонстрационного материала, не имеющего информационного содержания, учитывая школьный возраст детей;
■ удобным для проведения консультативной работы с родителями детей и методической работы с педагогами школы по вопросам коррекции, развития, воспитания и обучения учащихся.
Таким образом, логопедический кабинет - это смоделированная учителем-логопедом окружающая ребенка среда: прежде всего, развивающая и воспитывающая, а также обучающая и профессионально интерпретированная, т.е. коррекционная направленность содержания должна иметь скрытый характер (например, речевые профили могут быть оформлены в виде буклета, используемого только в момент коррекции звукопроизношения). Это - комфортное и одновременно рабочее пространство для совместной деятельности (ученик - учитель логопед + учитель, родитель).
Паспорт кабинета
Паспорт логопедического кабинета оформляется учителем-логопедом на каждый учебный год и заверяется заместителем директора по административно хозяйственной части (АХЧ).
В паспорте кабинета указываются:
■ оборудование, технические средства обучения, используемые в работе учителем-логопедом, предоставляемые школой и находящиеся на балансе материальных ценностей школы;
■ наглядный материал, дидактические пособия и учебно-методическая литература. В случаях использования в работе логопедом личного имущества или оборудования, добровольно предоставляемого родителями учащихся школы (аудио-, теле-, видеоаппаратура, персональный компьютер и др.), рекомендуется составить заявления на имя директора школы следующего содержания:
■______________________________________ «Прошу Вашего разрешения на период учебного года использовать в работе, не учитывать при инвентаризации и формировании баланса материальных ценностей следующее личное имущество:... 00.00.00. Подпись».
■_________________________ «Мы, родители учащихся школы № , просим Вашего разрешения на период учебного года использовать в работе учителю-логопеду (Ф.И.О.), не учитывать при инвентаризации и формировании баланса материальных ценностей следующее имущество:... 00.00.00. Подпись».
Заявления составляются на каждый учебный год, визируются директором школы; копии заверенных заявлений отправляются заместителю директора по АХЧ и в бухгалтерию школы.
Организация работы
Эффективность любой работы обусловлена ее правильной организацией, и многие трудности в работе начинающего специалиста объясняются прежде всего отсутствием должных навыков организации труда, а именно: нечеткое планирование работы.
С позиции деятельностного подхода специали-первых, должен представить конечную и промежуточную цели, во вторых, выделить состав действий (конкретные мероприятия), направленных на достижение конечного результата при наименьшей затрате сил, времени и средств; наконец, провести контроль соответствия полученного результата с намеченным и, в случае несоответствия, довести необходимую коррекцию исходного плана. При этом действия или конкретные мероприятия - это не самоцель, а только средство достижения определенной цели: цель - действия - результат.
Учитель-логопед должен организовывать свою работу, руководствуясь нормативными и методическими документами, действуя в соответствии с Должностной инструкцией и учитывая при этом:
■все направления своей профессиональной деятельности;
■последовательность их осуществления;
■время проведения, содержание иформу конкретных мероприятий;
■период подготовки и оформления требуемой и необходимой для работы документации.
План схема общей организации работы
Период времени | Содержание | Документы |
К 1 сентября | Планово организационная деятельность (подготовка к учебному году) | Должностная инструкция. План работы на учебный год. График работы на учебный год. Личные документы (копии). Паспорт кабинета. |
«Тарифно-квалификационные характеристики и (требования) по должностям работников учреждений образования РФ» (разделы «Должностные обязанности», «Должен знать» для учителя-логопеда) (копия). Инструктивное письмо «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» (копия). | ||
1 15 сентября | Обследование устной речи учащихся 1 х классов. Обследование устной и письменной речи учащихся начальной школы (2 4 классы), а также средней школы (по рекомендации администрации), зачисленных в образовательное учреждение в новом учебном году; классов КРО (если есть). Зачисление на занятия, комплектование групп. Планирующая организация коррек ционно-развивающего учебно-воспитательного процесса. | Журнал обследования. Отчет (цифровой) по результатам обследования с указанием класса, количества детей и логопедического заключения (на начало учебного года). Индивидуальная речевая карта обследования. Групповая карта. Планирование перспективное (индивидуальное, групповое) Тематическое планирование занятий. Расписание логопедических занятий. |
В течение учебного года | Организация коррекционно-развивающего учебно-воспитательного процесса в форме групповых, индивидуальных логопедических занятий. Проверка состояния письма и письменной речи учащихся, прошедших логопедические занятия. Взаимопосещение логопедических занятий, уроков. Направление учащихся в психолого- медико-педагогическую комиссию (ПМПК) (по показаниям). | Журнал логопедических занятий. Конспекты занятий. Тетради для проверочных работ. Тетради рабочие. Конспекты проведенных открытых логопедических занятий. Логопедическое представление на обучающегося для предоставления в ПМПК. |
15 30 мая | Отчисление с занятий по успешным результатам коррекционно-развивающей учебно-воспитательной работы. Обследование письма и чтения учащихся начальных классов. Обследование устной речи детей, поступающих в школу. Организационная работа по комплектованию 1-х классов; классов КРО (если есть). Итоговая организационно методическая деятельность. Планирующая деятельность. | Журнал логопедических занятий (графа «результат работы»). Журнал обследования (дополнительная информация по результатам обследования письменной речи учащихся, итогам коррекционной работы). Индивидуальная речевая карта. Отчет о проделанной работе за учебный год. План работы на следующий учебный год. |
Каникулы | Участие в работе педагогических советов школы, методических объединений учителей школы, учителей-логопедов. Консультативная деятельность. | Тематические доклады. Журнал обследования. |
►Следуя общему плану организации работы, учитель-логопед составляет на каждый учебный год план работы, соответствующий Должностной инструкции и утвержденный директором школы. В плане работы указываются основные направления деятельности, составляющие общее содержание, конкретные организационно методические мероприятия со сроком их исполнения в текущем учебном году. В предлагаемом варианте плана работы срок исполнения указан ориентировочно и требует уточнения.
План работы
(подпись) |
Утверждаю
Директор школы
(расшифровка подписи)
00.00.00
План работы
Учителя-логопеда (Ф.И.О.) на .учебный год
Образец заполнения | |
Срок | |
Содержание работы | исполнения |
Организационная работа. | 4. |
Коррекционно развнвающая учебно воспитательная работа | |
1. Составление графика работы и утверждение директором школы (завучем по УВР) | Сентябрь |
2. Первичное обследование устной речи учащихся 1-х классов. | Сентябрь |
3. Углубленное обследование устной и письменной речи учащихся, зачисленных на | Сентябрь, |
занятия. | в течение года. |
4. Зачисление учащихся на занятия (групповые или индивидуальные) в соответствии | Сентябрь |
с логопедическим заключением. | |
5. Проведение занятий с обучающимися, имеющими нарушения в развитии | В течение года |
устной и (или) письменной речи, препятствующими успешному освоению | |
общеобразовательных программ (в соответствии с групповым или индивидуальным | |
перспективным планированием коррекционно-развивающей учебно-воспитательной | |
работы). | |
6. Обследование письма и чтения учащихся 1-х классов. | Апрель |
7. Обследование письменной и устной речи учащихся 2- 4-х классов. | Апрель |
8. Обследование письма и письменной речи учащихся средней школы (по | В течение года |
показанию или требованию). | |
9. Проверка состояния письма и письменной речи учащихся, прошедших | Январь |
логопедические занятия (тетради для проверочных работ). | |
10. Направление на консультацию учащихся к специалистам смежных профессии, | В течение года |
в ПМПК (по показанию или требованию родителей). | |
11. Подготовка логопедических представлений на учащихся, направляемых вПМПК. | В течение года |
Методическая работа | |
1. Участие в работе методических объединений учителей-логопедов СОШ, ДОУ. | По графику МО |
2. Участие в проведении научно практических семинаров, конференций по | В течение года |
коррекционной педагогике. | |
3. Участие в работе педсоветов, методических объединений учителей школы. | По графику школы |
4. Посещение уроков с целью определения тактико-вариативных направлений в | В течение года |
работе (учителя и учителя-логопеда) с учащимися, испытывающими трудности по | |
освоению общеобразовательных программ (особенно по русскому языку) | |
5. Проведение открытых логопедических занятий (указание темы) для учителей | По графику школы, МО |
школы, учителей-логопедов. | |
6. Посещение открытых логопедических занятий учителей-логопедов. | По графику МО |
7. Оказание консультативно методической помощи учителям общеобразовательного | В течение года |
учреждения, родителям учащихся в вопросах коррекционно-развивающего обучения |
8. Разработка методических рекомендаций, учебно-дидактических пособий | В течение года |
по предупреждению и устранению нарушений устной и письменной речи у | |
учащихся. | |
9. Проведение педагогической практики студентов факультета коррекционной | По учебному плану |
педагогики. | ВУЗа |
Документация | |
1. Заполнение журнала обследования по результатам первичного обследования | Сентябрь, |
устной речи учащихся 1-х классов, устной и письменной речи учащихся школы | май. |
2. Оформление индивидуальной речевой карты обследования на каждого | Сентябрь |
учащегося, зачисленного на занятия. | |
3. Оформление групповой карты на учащихся, зачисленных на групповые | Сентябрь |
занятия. | |
4. Составление перспективного группового (индивидуального) планирования | Сентябрь |
Коррекционно-развивающей учебно-воспитательной работы с учащимися, | |
зачисленными на занятия. | |
5.Составление тематического планирования занятий, проводимых с учащимися | Сентябрь |
6.Составление расписания с учетом различных форм организации занятий | Сентябрь |
(групповое, подгрупповое, индивидуальное). | В течение года |
7. Оформление журнала логопедических занятий. | В течение года |
8. Ведение тетрадей (рабочих, для проверочных работ). | Май |
9. Составление отчета о работе в текущем году. | Сентябрь |
10. Оформление паспорта кабинета. | |
Самообразование и повышение квалификации | В течение года |
I. Изучение методической литературы но коррекционной педагогике и специальной | |
психологии. | В течение года |
2. Анализ научной и практической литературы для составления (или разработки) | |
Коррекционно-развивающих рабочих (или авторских) программ (указание темы) | В течение года |
3. Выбор темы по самообразованию (указание темы и этапа работы). | |
4. Прохождение курсов повышения квалификации (1 раз в 5 лет). | |
5. Прохождение аттестации на соответствующую квалификационную категорию | |
Просветительская работа | Сентябрь, |
1. Проведение обследования речи детей, поступающих в школу, в присутствии | май |
родителей; консультация педагога класса по результатам логопедического | |
обследования учащихся с целью выработки единой направленности в коррекционной | |
работе и учебно-воспитательной работе. | По графику школы |
2. Выступление с сообщениями на общешкольных и классных собраниях | |
родителей. | Сентябрь, декабрь, |
3. Проведение собраний для родителей учащихся, зачисленных на занятия | май |
(3 раза в год). | |
Оборудование кабинета | В течение года |
1. Оформление стендов информационного блока для учащихся, зачисленных | |
на занятия, родителей, учителей. | В течение года |
2. Техническое переоснащение кабинета. | В течение года |
3. Систематизация дидактических пособий, наглядного материала. |
Основные требования к составлению плана:
1. План должен быть целесообразным, иметь единое направление, представлять систему мероприятий по выполнению поставленных задач.
2. План должен быть кратким, четким.
3. По форме может быть текстовым, графическим или смешанным.
► График работы учителя-логопеда, утверждаемый директором школы (завучем по УВР) на каждый учебный год, определяется расписанием занятий.
Расписание занятий - необходимый документ, регулирующий количество, последовательность и продолжительность занятий.
График работы должен быть информационно доступен для сотрудников, учащихся школы, родителей учащихся.
Составляя график работы и расписание занятий, необходимо исходить из следующих положений:
■ Учитель-логопед проводит занятия во внеурочное время (как правило) и согласовывает время занятий с учителями и (или) воспитателями ГПД.
■ Учитель-логопед работает с учетом 20 часовой учебной нагрузки в неделю. Ставка заработной платы учителя-логопеда выплачивается за 20 астрономических часов педагогической работы, т. е. непосредственной работы с детьми. (Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников просвещения №20 58 196/20 5 от 16.01.2001 г.) Периодичность и продолжительность занятий определяются в соответствии с тяжестью речевого нарушения (как правило, не менее трех раз в неделю через день) и выбором формы занятия. Основная форма - групповое занятие с 40 минутной продолжительностью, а также индивидуальное занятие с 20 минутной продолжительностью (Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», от 14.12.2000).
* Индивидуальное занятие рассматривается в Инструктивном письме как наиболее предпочтительная форма работы с учащимися, которые имеют тяжелую форму речевой патологии (ОНР, дизартрия, ринолалия). Но, учитывая рекомендуемую 20 минутную продолжительность занятия, коррекционная работа будет скорее всего, малоэффективна и нерезультативна.
Несмотря на очевидное противоречие между степенью тяжести речевого недоразвития и временем, отведенным на коррекцию, учитель-логопед и в этом случае обязан при составлении расписания и планировании занятий следовать требованиям действующих на настоящий момент нормативных документов (до соответствующего возможного принятия решения).
В Инструктивном письме указывается предельное количество учащихся, зачисленных на занятия (не более 25 человек). Эти требования затруднительно соотнести с предлагаемыми нормами наполняемости групп (от 7 до 3 человек) и рекомендуемой периодичностью занятий (как правило, не менее трех раз в неделю через день).
Даже учитывая минимальную наполняемость групп (3 человека) в сочетании с индивидуальными занятиями, общее количество учащихся не может быть меньше 27 человек. Использование подгрупповой формы работы и (или) другой периодичности занятий ведут к увеличению общего количества учащихся и удлинению рабочего времени специалиста.
Данное несоответствие обусловлено тем, что один час учебной нагрузки логопеда приравнивается не к академическому, а к астрономическому часу (60 минут). Это создает дополнительные трудности при составлении таких документов, как расписание, график работы, и ведении журнала логопедических занятий, являющихся финансовыми документами.
Таким образом, во избежание нарушения нормативных требований логопеды вынуждены работатьв режиме увеличенной временной и численной нагрузки (до возможного принятия соответствующего решения по данному вопросу).
График работы
Утверждаю
Директор школы
_______________ (расшифровка подписи)
(подпись)00.00.00
График работы
Учителя-логопеда (Ф.И.О.)на____ учебный год
Образец заполнения
Понедельник | 12.30- 17.30 |
Вторник | 12.30- 17.30 |
Среда | 12.30- 17.30 |
Четверг | Методический день |
Пятница | 12.30- 17.30 |
Вданном случае график работы составлен исходя из 20 часовой учебной нагрузки в неделю (1 рабочая ставка). Методический день предусмотрен для повышения квалификации в любой форме (на курсах, в творческих семинарах, путем самообразования), не предполагает обязательного присутствия учителя-логопеда в образовательном учреждении.
Он окинул взглядом планету географа. Никогда еще он не видел такой величественной планеты... На ней жил старик, который писал толстые книги.
- Ваша планета очень красивая,... А океаны у вас есть?
- Этого я не знаю.
- О- о... разочарованно протянул Маленький принц. Но ведь вы географ!
- Вот именно,... я географ, а не путешественник. Географ слишком важное лицо, ему некогда разгуливать. Он не выходит из своего кабинета. Но он принимает у себя путешественников и записывает их рассказы».
Антуан де Сент Экзюпери.
Часть 3
СВЯЗЬ ДИСЦИПЛИН
Внастоящее время все чаще требуется объединение усилий ученых разных специальностей для решения сложных задач, стоящих перед теорией и практикой специальной педагогики.
Речь (внутренняя и внешняя по форме, устная и письменная по виду) остается предметом пристального внимания многих специалистов: психологов, нейропсихологов, лингвистов, психолингвистов, педагогов, логопедов.
Логопедия, будучи отраслью коррекционной педагогики, своими задачами ставит выявление и изучение недостатков речи, разработку принципов и методов их предупреждения и коррекции.
Обратите внимание: «изучение», а не формальная констатация речевой некомпетентности; «предупреждение», а не активное преодоление трудностей, пассивно ожидая их проявления. И на многие вопросы, возникающие при этом, специалисту практику невозможно ответить без знаний смежных дисциплин: психологии, специальной психологии, нейропсихологии, психолингвистики, лингвистики.
Учитывая, что основным направлением деятельности школьного логопеда является коррекционная работа с учащимися, имеющими нарушения в развитии устной и письменной речи, то и система формирования связной речи у данной категории детей должна разрабатываться с опорой на теоретические положения, сложившиеся в современной науке и подтверждающие взаимосвязь и взаимодействие того, что стоит за понятиями: «язык и речь», «язык, мышление и сознание», «устная и письменная речь», «письмо и письменная речь».
Первое положение:
Речь - реализация Языка, который обнаруживает себя в Речи.
«Язык» и «Речь»
Язык
Абстрактен ,. Потенциален Нецеленаправлен Независим от обстановки Статичен
Объективен
Разделяет слова
Опыт коллектива
Речь
Конкретна
Актуальна
Устремлена к определенной цели
Ситуативно обусловлена
Динамична
Субъективна
Стремится к слиянию слов в речевом потоке
Опыт индивидуума
Природа языка двойственна: речь (как говорение) и язык (как знаковая система) в совокупности образуют единый феномен языка. В связи с этим различают две формы существования ЯЗЫКА,соответствующие понятиям «Язык» и «Речь» в единстве и противопоставлении. Единство предполагает невозможность рассматривать их как нечто вполне самостоятельное. Противопоставление свидетельствует о наличии у них своих особенных свойств.
Язык система единиц,... | Язык4* ' Речь | Речь - данность отдельного человека, что подчеркивает ее индивидуальный характер (основной признак). |
■звуковых: фонема, слог, фонетическое | ||
слово, фонетическая фраза; | ||
■ значимых: морфема, слово, словосочетание | Говорящий | |
предложение. | а. Соотносит языковые номинации и | |
Совокупность единиц языка образует | объекты действительности. | |
его структуру, состоящую из ряда уровней: | b. Сочетает их между собой. | |
1) Фонологический; | с. Выбирает по своему усмотрению | |
2) Морфологический; | структуры предложения. | |
3) Лексемный; | d. Определяет стиль сообщения. | |
4) Синтаксический. | е. Воплощает в устной или письменной | |
Они соответствуют основным разделам | форме. | |
изучения языка: | f Использует высказывание с нужной | |
I. Фонетика; | для себя коммуникативной целью. | |
II. Словообразование; | ||
III. Лексика; | Речь понимают | |
IV. Морфология; | ■как собственно говорение (речевой акт | |
V. Синтаксис. | в процессе (речевая деятельность) * как результат этого процесса (речевое | |
... предназначенная для | произведение, организованное в связный | |
> общения (коммуникация ~ обмен | текст). | |
информацией); | ||
> осмысления (логика ~ расчленение, | Речь изучается,исходя из этого, с точки | |
классификация, закрепление понятий); | зрения двух аспектов. | |
> осознания (познание ~ восприятие | > Динамического ~ теория речевой | |
действительности, ее оценка, положение | деятельности (речеобразование, | |
человека в жизненном пространстве, | речевосприятие, механизм речевых | |
духовное содержание личности). | особенностей, эффективность речевого | |
акта, отношение речевой деятельности к | ||
С учетом целевой направленности | другим видам социочеловеческой | |
языка различают соответственно | активности). | |
коммуникативную, мыслительную, | ||
познавательную функции. | > Статического ~ теория текста | |
Итак, язык приспособлен для коммуникации | (структура речевого произведения, | |
(вербальная функция), для выражения | членение, способы связности текста, | |
мысли (логическая функция), для | речевые нормы, типы речи | |
познания (когнитивная функция), но | (монологическая, диалогическая), особенности реализации языка в устной | |
реализуются эти функции в Речи. | и письменной формах речи). | |
...Язык обнаруживает себя в Речи... | ...Речь есть реализация Языка... |
Обнаруживая себя в речи, система языка, понимаемая как некое порождающее устройство, обладающее динамическими возможностями, является реализацией языкового знания и языковых способностей людей. Соответственно комплексный подход к исследованию способов существования языка проявляется в том, что язык предстает и как система, и как текст, и как способность. Перенос центра тяжести на психологию владения языком побудил представителей генеративной лингвистики, начало которой было положено Н.Хомским, заменить противопоставление языка и речи противопоставлением языковой компетенциии языкового исполнения.
Второе положение:
Речь - механизм человеческого мышления, которое облекается в форму Речи.
«Язык», «Мышление» и «Сознание»
Язык (как совокупность языка и речи) + мышление + сознание представляют собой триединую сущность – ментально-лингвальный комплекс(МЛК) - функционирующая на основе человеческого мозга самоорганизующаяся информационная система, которая включается с рождением человека и выключается в момент смерти его мозга.
где Язык - инструментальная информационная система артикуляторно-содержательного типа;
где Мышление - динамическая информационная система функционирующего типа;
где Сознание – накопительно-оценочная информационная система координационно-регулирующего типа.
В рамках ментально-лингвального комплекса.
> Мышление (динамическая ипостась)
Для того, чтобы мышление состоялось, необходим определенный инструмент, который обеспечивал бы целесообразное расчленение потока импульсов, идущих в мозг от органов чувств. В качестве такого инструмента выступает язык.
> Язык (инструментальная ипостась)
Является посредником, преобразующим единицы мышления (образы, действия, формы, краски, звуки) в соотносимые с языком информационные сцепления (языковая единица и мыслительная единица). Совокупное осмысление составляющих окружающего мира (действительности) посредством языка свидетельствует о функционировании сознания.
> Сознание (накопительная, оценочная ипостась)
Создание человеком определенной картины (модели) мира, т.е. целой системы, являющейся личным достоянием отдельного человека.
Язык нужен для того,
чтобы «заработало» мышление
и «включилось» сознание.
■Для этого необходимо изучать (создавать, накапливать, уточнять, расширять) язык как систему.
■Для этого необходимо учитывать, чтобы вербально-логическое мышление работало не в свободном режиме (мышление ни о чем), а в целенаправленном режиме(мышление о чем то конкретном), создавая системно-комплексноеинформационное сцепление «языковая единица + мыслительная единица».
■Для этого необходимо предлагать определенную и понятную систему оценок и алгоритм накопления.
Так понимается, как язык моделирует действительность и формирует интеллект. Предложенный механизм рассматривался в работах И. А. Соколянского по обучению слепоглухонемых, что позволило наблюдать скрытые в норме процессы. Теоретическое осмысление этих процессов связано с освоением наследия Л. С. Выготского.
Третье положение:
Письменная речь одна из форм существования Языка (как совокупность языка и речи).
«Письменная речь» и«Устная речь»
Сопоставляемая с устной речью и являющаяся психологически наиболее сложной формой речемыслительной деятельности письменная речь:
Обязательно | Всегда |
Сознательна. Монологична. Целенаправленна (обращена к отсутствующему собеседнику с целью сообщения). | Лишена вспомогательных приемов (интонации, жестов, мимики). Развернута в плане выражения мысли (требует гораздо большего лексического запаса, большей точности и полноты грамматического оформления). Выражена в письменных знаках. |
Вероятно, основное различие между устной и пи<