Вопрос №1. Расскажите немного о себе.

Методы подбора кадров

При подборе персонала в основном используются следующие методы: ан­кетирование, беседа, наблюдение и тестирование (беседа чаще всего проводит­ся в форме интервью).

1. Анкетирование

Данный метод подробно изучается в социологии и социальной психоло­гии, поэтому мы не будем подробно на нем останавливаться.

Анкета — это упорядоченный по содержанию и форме ряд вопросов и высказываний, представленный в виде опросного листа, вопросника [6, с.6].

При подборе кадров анкетирование используется как вспомогательное сред­ство сбора информации о кандидате. Например, на должность зам. начальника рекламного отдела нужен менеджер с высшим образованием по соответствующей специальности, без вредных привычек, до 35 лет, мужчина. Соответственно, для того чтобы собрать эти данные, достаточно составить анкету и предлагать запол­нить ее каждому кандидату, устраивающемуся на работу. Это позволит выделить группу кандидатов, наиболее точно подходящих по условиям поиска. Кроме того, с помощью анкеты можно собирать дополнительную информацию о кандидатах: об их интересах, о пристрастиях, уровне образования, отношении к различным вопро­сам, о некоторых личностных особенностях и мн. др.

2. Беседа (собеседование)

Беседа — это метод получения информации на основе вербальной ком­муникации [44, с.37]. Данный метод широко применяется в сфере психологии управления. Например, беседа составляет основу собеседования; руководители на предприятиях используют данный метод для решения практических задач в области управления персоналом.

Собеседование — это комплексная процедура взаимодействия с клиен­том, которая основана на беседе, но на отдельных этапах может включать в себя другие методы (в т. ч. анкетирование, наблюдение, тестирование, системный анализ).

Собеседование имеет ряд важных моментов, которые необходимо учиты­вать как во время его организации, так и при его проведении.

Взаимное расположение субъектов во время собеседования

В результате психологических исследований было выявлено, что способ расположения субъектов собеседования по отношению друг к другу оказывает влияние на психологическую атмосферу переговоров. Алан Пиз (специалист по неречевой коммуникации) приводит 4 наиболее характерные позиции субъек­тов собеседования (рис. 7.1):

Угловая, располагающая позиция — создает у посетителя ощущение собственной значимости, открытости и искренности.

Позиция сотрудничества — полное равноправие и доверие собеседников.

Соревновательно-оборонительная позиция — каждый занимает свою позицию, отстаивая свои интересы. Стол является барьером. Атмосфера —"кто кого победит".

Независимая позиция — люди не хотят общаться друг с другом или ис­пытывают взаимную неприязнь. Отсутствует интерес к беседе, может иметь ме­сто даже враждебность. Следует избегать такой позиции при собеседовании.

Роль первого впечатления

По оценкам психологов, первое впечатление о человеке зависит на 50% от его внешности и манеры поведения, на 30% — от того, как он говорит, и лишь на 20% — от того, что он говорит [39, с. 62]. В результате исследований, проведенных с консультантами и кандидатами в отделах кадров различных предприятий (на ви­деокамеру записывалась процедура собеседования с кандидатом на вакантную должность), было выявлено, что впечатление, сложившееся у консультанта о кан­дидате в первые две минуты, влияло на дальнейший процесс собеседования. Если кандидат в первые две минуты успевал произвести хорошее впечатление, то кон­сультант начинал помогать ему, в обратном случае "заваливал" каверзными вопро­сами. В связи с вышесказанным становится актуальным такое качество специали­ста, как аттракция*, которое особенно важно для руководящих работников.

  • Аттракция —- привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровож­дающееся положительными эмоциями

Подбор кадров- общие сведения

Подбор кадров — это серия мероприятий и действий, осуществляемый предприятием или организацией для выявления из списка _ заявителей лица или лиц , наилучшим образом подходящих для вакантного места работы

Основное в подборе кадров — стремление работодателя установить пригодность возможного будущего работника. Принципиально пригодность налицо, если прослеживается достаточное соответствие между требованиями, обусловленными работой, и предпосылками успеха, продемонстрированными кандидатом.

Подбором кадров в современных российских организациях занимается как правило, либо отдел кадров, либо управленческий персонал, значительно _ реже такие функции поручаются отделам управления персона,( в идеале все они должны действовать совместно). Недооценивать важность этапа подбора кадров нельзя. Работник, принятый по ошибке, может не только принести существенные финансовые убытки, но и вызвать серьезные эмоциональные переживания, связанные с его увольнением.

В Америке и Европе при устройстве на работу большое внимание уделяютпрофессиональной квалификации и опыту успешной работы. В Японии дело обстоит иначе: при подборе кадров основной акцент ставится на полученном образовании (очень ценится университетское); кроме того, каждый два года работник должен защитить новую научно-практическую работу (без этого не возможно повышение.

В России пока еще только начинает формироваться научная кадров. Многие отечественные и зарубежные специалисты считают, что кризисные явления в социальной, экономической и политической сферах нашего общества обусловлены именно фактом недостаточного внимания к данному вопросу [39,с.11]. Только наиболее крупные коммерческие структуры в нашей стране имеют возможности для практической реализации научной системы отбора кадров, а большинство организаций обходятся отделом кадров которая организует работу с личными делами сотрудников и социальными службами

3. Беседа в форме интервью

Интервью (от англ. interview — беседа, встреча) — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Сначала интер­вью: применялось только в области психотерапии и психотехники, с чем связано, кстати создание многочисленных психологических консультаций на Западе. Затем с появлением социологии, интервью стали использовать в качестве наиболее эффективного метода сбора информации в социологических и социально-психологических опросах. Тогда впервые была поставлена проблема валидности различных видов интервью и получения с помощью них достоверной информации. В настоящее время интервью стало особым методом сбора информации на основе вербальной коммуникации; границы его применения существенно расширились.

По своей сути интервью очень близко к анкете, точнее, является вербаль­ным вариантом анкеты, и, также как и анкета, интервью может содержать во­просы как открытого, так и закрытого типа (чаще всего интервью является комбинированным). Вопросы и ответы в интервью желательно фиксировать на ка­ком-нибудь записывающем устройстве (магнитофон, видеокамера) или просто стенографировать на бумаге, хотя это не является обязательным (опытные ин­тервьюеры держат все в памяти).

При подготовке интервью и его письменном оформлении можно выде­лить следующие структурные элементы:

• аннотация (цели, задачи интервью, предназначение

Валидность (от англ. valid — пригодный) — один из основных критериев качества теста. Чем валиднее тест, тем лучше отображается в нем то качество (свойство), ради изме­рения которого он создавался

• вступительное слово (установление контакта с клиентом, психологиче­ская подготовка человека к открытым ответам на вопросы, снятие барьера в общении);

• набор вопросов и предполагаемые ответы (вопросы могут быть открытого или закрытого типа; предполагаемые ответы представляют из себя прогнозируе­мые направления, по которым клиент будет строить свой ответ);

• система обработки и интерпретации результатов (блок анализа резуль­татов; зависит от целей и задач интервью).

Интервью широко применяется в различных областях психологии, социо­логии, психиатрии и психотерапии. В соответствии с этим можно выделить сле­дующие виды интервью: 1) профконсультационное; 2) для сбора информации; 3) профотборочное; 4) монологическое и др. Структуры интервью отдельных видов различаются. Далее мы будем рассматривать профотборочное интервью — интервью с кандидатом на вакантную должность.

В плане динамики проведения существует пятишаговая модель психоло­гического интервью [21, с.50 — 64].

Шаг 1. Установление контакта с клиентом. Данный шаг предполагает ин­формирование клиента о собственных функциях, полномочиях, должности; фор­мирование структуры дальнейшего взаимодействия (это поможет не отвлекаться); создание у клиента настроя на максимальную активность в работе. Следует поль­зоваться такими психологическими техниками, как: визуальный контакт (внима­тельней наблюдать за клиентом, когда он говорит); язык жестов (слегка наклонен­ный вперед корпус, доброжелательное рукопожатие, избегание скрещивания рук, ног); громкость, интонации и скорость речи (оптимальны средняя скорость, ме­няющийся тон с некоторой эмоциональностью); физическое расстояние (его дол­жен установить сам клиент); дыхание (нужно следить за дыханием клиента, т.к. по нему можно определить, когда человек волнуется или неуверен, можно усилить степень доверия к себе).

Шаг 2. Сбор информации о клиенте. Необходимо решить следующие за-
дачи: выявить наиболее типичные, привычные, характерные для клиента способы мышления и поведения (паттерны); определить сильные стороны личности клиента; провести профессиональную диагностику. Консультант при этом пользуется следующими техниками: комбинирование закрытых и открытых вопросов; пересказ ("правильно ли я понял "); повторение сказанного клиентом ("ну и "так ..."). Перечисленные техники позволяют поддерживать диалог и как можно реже прерывать речь клиента. В ходе данного этапа могут обнару­житься следующие основные виды противоречий: между клиентом и окружени­ем; между действиями клиента и получаемым результатом; между реальной и желаемой ситуациями; между компетентностью и компетенцией; между про­фессиональной пригодностью и профессиональными намерениями; между соб­ственной оценкой и оценкой окружающих; между профессиональным опытом и требованиями рынка труда. Основная задача интервьюера как раз и состоит в выявлении различных противоречий (конфронтации). Интервьюер может не преподносить клиенту никакой информации о выявленных противоречиях, од­нако он имеет шанс глубже в них разобраться, задавая соответствующие вопро­сы.

Шаг 3. Формулирование желаемого результата. Вместе с клиентом нужно сформулировать желаемый результат, т.е. чего хотел бы в идеале добиться клиент. Какую должность он хотел бы занимать, какие, по его мнению, нужно выполнять обязанности, чем привлекает его такая работа, что он мог бы изменить и т.д.

Шаг 4. Выработка альтернативных решений. Независимо от того, насколь­ко клиент подходит для данной профессиональной деятельности, нужно провести анализ альтернативных решений, выявить наиболее близкие для него профессио­нальные интересы, альтернативные должности и т.п.

Шаг 5. Обобщение. На данном этапе интервьюеру следует определиться со своим решением, т. к. данный этап является подведением итогов интервью. Обяза­тельно следует предусмотреть: 1) итоговые вопросы клиенту ("Что Вы собираетесь делать теперь? Какие шаги намерены предпринять в Вашей профессиональной деятельности? Что может Вам помешать"?); 2) вопросы обратной связи ("Все ли Вы поняли из нашей беседы? Какие вопросы у Вас возникли? Требуется ли что-либо пояснить"?). При отборе персонала важно не обидеть кандитата на вакантную должность, поэтому в отличие, скажем, от профконсультационного интервью, в ко­тором данный этап играет роль деятельностного определения программы даль­нейшего развития клиента, в интервью данного вида на этом этапе реализуются следующие задачи: 1) создание психологического портрета кандидата; 2) ориенти­ровочное определение уровня развития профессионально важных характеристик его личности; 3) самооценка кандидата, т.е. он сам должен прийти к решению о том, насколько подходит для данной профессиональной деятельности, и осознать это; 4) создание положительного настроя в отношении кандидата к организации или предприятию, которое проводит профотборочное интервью. Оптимально время для проведение интервью- от 20до 40 минут

Шаги со второго по пятый реализуются в виде вопросов и ответов на них и приходят в виде собеседования. Пятый шаг отличается тем, что является заключительным и его содержание формируется в ходе интервью.

Вообще говоря, интервью не рассчитано на получение информации невербального характера. Однако в том случае если интервью фиксирует на каком-либо видеозаписывающем устройстве, можно анализировать информации не только вербального, но и невербального характера (мимика, жесты, манто мимика). Качественное проведение интервью требует учета некоторых невербальных особенностей общения, поэтому необходимо предусматривать возможное поведение человека при ответе на вопрос.

Содержание интервью определяется в зависимости от многих фактории, таких как личные особенности и опыт интервьюера, традиции организации, i и проводится интервью, требования конкретной вакансии и др. Однако в любом случае структурированное интервью со стандартизованными вопросами, затрагивающими суть данной работы, повысит эффективность собеседования на сравнению со свободной неструктурированной беседой.

СТРУКТУРА ИНТЕРВЬЮ

Рассмотрим структуру интервью на примере. В качестве примера используем интервью с кандидатом на вакантную должность на предприятии, производящем видео-аудио аппаратуру; вакантная должность — инженер-электронщик в отделе по разработке новых технологий.

Цель интервью

Цель интервью при подборе кадров заключается в оценке профессионально важных личностных качеств кандидата, а также его компетентности: профессиональных знаний и опыта работы; активности жизненной позиции; целеустремленности; трудолюбия; организованности; гибкости мышления; уравновешении, ш эрудированности; креативности (способности к творчеству); ответственность честности и дисциплинированности; умения хорошо говорить и слушать; внешность и манеры поведения.

Специалисты, занимающиеся интервьюированием, на практике составляют список из 15—20 основных и 10—20 дополнительных вопросов. Причем на каждый вопрос должны быть спрогнозированы возможные варианты ответов и на каждый вариант ответа должна быть предусмотрена интерпретация Впрочем, допускаются и другие способы подготовки интервью.

Вступительное слово

Например: "Здравствуйте, уважаемый ...! Пожалуйста располагайтесь Как Вы добирались к нам? <...> Вы так здорово выглядите! (...) Сегодня мы с Вами должны поговорить на предмет Вашей профессиональной жизни до прихода к нам, а также уточнить некоторые детали. Если у Вас есть какие либо вопросы, пожалуйста задавайте. (...) Ну что же, приступим!"

цель вступительного слова — установление положительной психологической

атмосферы, снятие барьеров в общении.

.

Набор вопросов, предполагаемые ответы и интерпретация

Методы подбора кадров

При подборе персонала в основном используются следующие методы: ан­кетирование, беседа, наблюдение и тестирование (беседа чаще всего проводит­ся в форме интервью).

1. Анкетирование

Данный метод подробно изучается в социологии и социальной психоло­гии, поэтому мы не будем подробно на нем останавливаться.

Анкета — это упорядоченный по содержанию и форме ряд вопросов и высказываний, представленный в виде опросного листа, вопросника [6, с.6].

При подборе кадров анкетирование используется как вспомогательное сред­ство сбора информации о кандидате. Например, на должность зам. начальника рекламного отдела нужен менеджер с высшим образованием по соответствующей специальности, без вредных привычек, до 35 лет, мужчина. Соответственно, для того чтобы собрать эти данные, достаточно составить анкету и предлагать запол­нить ее каждому кандидату, устраивающемуся на работу. Это позволит выделить группу кандидатов, наиболее точно подходящих по условиям поиска. Кроме того, с помощью анкеты можно собирать дополнительную информацию о кандидатах: об их интересах, о пристрастиях, уровне образования, отношении к различным вопро­сам, о некоторых личностных особенностях и мн. др.

2. Беседа (собеседование)

Беседа — это метод получения информации на основе вербальной ком­муникации [44, с.37]. Данный метод широко применяется в сфере психологии управления. Например, беседа составляет основу собеседования; руководители на предприятиях используют данный метод для решения практических задач в области управления персоналом.

Собеседование — это комплексная процедура взаимодействия с клиен­том, которая основана на беседе, но на отдельных этапах может включать в себя другие методы (в т. ч. анкетирование, наблюдение, тестирование, системный анализ).

Собеседование имеет ряд важных моментов, которые необходимо учиты­вать как во время его организации, так и при его проведении.

Взаимное расположение субъектов во время собеседования

В результате психологических исследований было выявлено, что способ расположения субъектов собеседования по отношению друг к другу оказывает влияние на психологическую атмосферу переговоров. Алан Пиз (специалист по неречевой коммуникации) приводит 4 наиболее характерные позиции субъек­тов собеседования (рис. 7.1):

Угловая, располагающая позиция — создает у посетителя ощущение собственной значимости, открытости и искренности.

Позиция сотрудничества — полное равноправие и доверие собеседников.

Соревновательно-оборонительная позиция — каждый занимает свою позицию, отстаивая свои интересы. Стол является барьером. Атмосфера —"кто кого победит".

Независимая позиция — люди не хотят общаться друг с другом или ис­пытывают взаимную неприязнь. Отсутствует интерес к беседе, может иметь ме­сто даже враждебность. Следует избегать такой позиции при собеседовании.

Роль первого впечатления

По оценкам психологов, первое впечатление о человеке зависит на 50% от его внешности и манеры поведения, на 30% — от того, как он говорит, и лишь на 20% — от того, что он говорит [39, с. 62]. В результате исследований, проведенных с консультантами и кандидатами в отделах кадров различных предприятий (на ви­деокамеру записывалась процедура собеседования с кандидатом на вакантную должность), было выявлено, что впечатление, сложившееся у консультанта о кан­дидате в первые две минуты, влияло на дальнейший процесс собеседования. Если кандидат в первые две минуты успевал произвести хорошее впечатление, то кон­сультант начинал помогать ему, в обратном случае "заваливал" каверзными вопро­сами. В связи с вышесказанным становится актуальным такое качество специали­ста, как аттракция*, которое особенно важно для руководящих работников.

  • Аттракция —- привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровож­дающееся положительными эмоциями

Подбор кадров- общие сведения

Подбор кадров — это серия мероприятий и действий, осуществляемый предприятием или организацией для выявления из списка _ заявителей лица или лиц , наилучшим образом подходящих для вакантного места работы

Основное в подборе кадров — стремление работодателя установить пригодность возможного будущего работника. Принципиально пригодность налицо, если прослеживается достаточное соответствие между требованиями, обусловленными работой, и предпосылками успеха, продемонстрированными кандидатом.

Подбором кадров в современных российских организациях занимается как правило, либо отдел кадров, либо управленческий персонал, значительно _ реже такие функции поручаются отделам управления персона,( в идеале все они должны действовать совместно). Недооценивать важность этапа подбора кадров нельзя. Работник, принятый по ошибке, может не только принести существенные финансовые убытки, но и вызвать серьезные эмоциональные переживания, связанные с его увольнением.

В Америке и Европе при устройстве на работу большое внимание уделяютпрофессиональной квалификации и опыту успешной работы. В Японии дело обстоит иначе: при подборе кадров основной акцент ставится на полученном образовании (очень ценится университетское); кроме того, каждый два года работник должен защитить новую научно-практическую работу (без этого не возможно повышение.

В России пока еще только начинает формироваться научная кадров. Многие отечественные и зарубежные специалисты считают, что кризисные явления в социальной, экономической и политической сферах нашего общества обусловлены именно фактом недостаточного внимания к данному вопросу [39,с.11]. Только наиболее крупные коммерческие структуры в нашей стране имеют возможности для практической реализации научной системы отбора кадров, а большинство организаций обходятся отделом кадров которая организует работу с личными делами сотрудников и социальными службами

3. Беседа в форме интервью

Интервью (от англ. interview — беседа, встреча) — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Сначала интер­вью: применялось только в области психотерапии и психотехники, с чем связано, кстати создание многочисленных психологических консультаций на Западе. Затем с появлением социологии, интервью стали использовать в качестве наиболее эффективного метода сбора информации в социологических и социально-психологических опросах. Тогда впервые была поставлена проблема валидности различных видов интервью и получения с помощью них достоверной информации. В настоящее время интервью стало особым методом сбора информации на основе вербальной коммуникации; границы его применения существенно расширились.

По своей сути интервью очень близко к анкете, точнее, является вербаль­ным вариантом анкеты, и, также как и анкета, интервью может содержать во­просы как открытого, так и закрытого типа (чаще всего интервью является комбинированным). Вопросы и ответы в интервью желательно фиксировать на ка­ком-нибудь записывающем устройстве (магнитофон, видеокамера) или просто стенографировать на бумаге, хотя это не является обязательным (опытные ин­тервьюеры держат все в памяти).

При подготовке интервью и его письменном оформлении можно выде­лить следующие структурные элементы:

• аннотация (цели, задачи интервью, предназначение

Валидность (от англ. valid — пригодный) — один из основных критериев качества теста. Чем валиднее тест, тем лучше отображается в нем то качество (свойство), ради изме­рения которого он создавался

• вступительное слово (установление контакта с клиентом, психологиче­ская подготовка человека к открытым ответам на вопросы, снятие барьера в общении);

• набор вопросов и предполагаемые ответы (вопросы могут быть открытого или закрытого типа; предполагаемые ответы представляют из себя прогнозируе­мые направления, по которым клиент будет строить свой ответ);

• система обработки и интерпретации результатов (блок анализа резуль­татов; зависит от целей и задач интервью).

Интервью широко применяется в различных областях психологии, социо­логии, психиатрии и психотерапии. В соответствии с этим можно выделить сле­дующие виды интервью: 1) профконсультационное; 2) для сбора информации; 3) профотборочное; 4) монологическое и др. Структуры интервью отдельных видов различаются. Далее мы будем рассматривать профотборочное интервью — интервью с кандидатом на вакантную должность.

В плане динамики проведения существует пятишаговая модель психоло­гического интервью [21, с.50 — 64].

Шаг 1. Установление контакта с клиентом. Данный шаг предполагает ин­формирование клиента о собственных функциях, полномочиях, должности; фор­мирование структуры дальнейшего взаимодействия (это поможет не отвлекаться); создание у клиента настроя на максимальную активность в работе. Следует поль­зоваться такими психологическими техниками, как: визуальный контакт (внима­тельней наблюдать за клиентом, когда он говорит); язык жестов (слегка наклонен­ный вперед корпус, доброжелательное рукопожатие, избегание скрещивания рук, ног); громкость, интонации и скорость речи (оптимальны средняя скорость, ме­няющийся тон с некоторой эмоциональностью); физическое расстояние (его дол­жен установить сам клиент); дыхание (нужно следить за дыханием клиента, т.к. по нему можно определить, когда человек волнуется или неуверен, можно усилить степень доверия к себе).

Шаг 2. Сбор информации о клиенте. Необходимо решить следующие за-
дачи: выявить наиболее типичные, привычные, характерные для клиента способы мышления и поведения (паттерны); определить сильные стороны личности клиента; провести профессиональную диагностику. Консультант при этом пользуется следующими техниками: комбинирование закрытых и открытых вопросов; пересказ ("правильно ли я понял "); повторение сказанного клиентом ("ну и "так ..."). Перечисленные техники позволяют поддерживать диалог и как можно реже прерывать речь клиента. В ходе данного этапа могут обнару­житься следующие основные виды противоречий: между клиентом и окружени­ем; между действиями клиента и получаемым результатом; между реальной и желаемой ситуациями; между компетентностью и компетенцией; между про­фессиональной пригодностью и профессиональными намерениями; между соб­ственной оценкой и оценкой окружающих; между профессиональным опытом и требованиями рынка труда. Основная задача интервьюера как раз и состоит в выявлении различных противоречий (конфронтации). Интервьюер может не преподносить клиенту никакой информации о выявленных противоречиях, од­нако он имеет шанс глубже в них разобраться, задавая соответствующие вопро­сы.

Шаг 3. Формулирование желаемого результата. Вместе с клиентом нужно сформулировать желаемый результат, т.е. чего хотел бы в идеале добиться клиент. Какую должность он хотел бы занимать, какие, по его мнению, нужно выполнять обязанности, чем привлекает его такая работа, что он мог бы изменить и т.д.

Шаг 4. Выработка альтернативных решений. Независимо от того, насколь­ко клиент подходит для данной профессиональной деятельности, нужно провести анализ альтернативных решений, выявить наиболее близкие для него профессио­нальные интересы, альтернативные должности и т.п.

Шаг 5. Обобщение. На данном этапе интервьюеру следует определиться со своим решением, т. к. данный этап является подведением итогов интервью. Обяза­тельно следует предусмотреть: 1) итоговые вопросы клиенту ("Что Вы собираетесь делать теперь? Какие шаги намерены предпринять в Вашей профессиональной деятельности? Что может Вам помешать"?); 2) вопросы обратной связи ("Все ли Вы поняли из нашей беседы? Какие вопросы у Вас возникли? Требуется ли что-либо пояснить"?). При отборе персонала важно не обидеть кандитата на вакантную должность, поэтому в отличие, скажем, от профконсультационного интервью, в ко­тором данный этап играет роль деятельностного определения программы даль­нейшего развития клиента, в интервью данного вида на этом этапе реализуются следующие задачи: 1) создание психологического портрета кандидата; 2) ориенти­ровочное определение уровня развития профессионально важных характеристик его личности; 3) самооценка кандидата, т.е. он сам должен прийти к решению о том, насколько подходит для данной профессиональной деятельности, и осознать это; 4) создание положительного настроя в отношении кандидата к организации или предприятию, которое проводит профотборочное интервью. Оптимально время для проведение интервью- от 20до 40 минут

Шаги со второго по пятый реализуются в виде вопросов и ответов на них и приходят в виде собеседования. Пятый шаг отличается тем, что является заключительным и его содержание формируется в ходе интервью.

Вообще говоря, интервью не рассчитано на получение информации невербального характера. Однако в том случае если интервью фиксирует на каком-либо видеозаписывающем устройстве, можно анализировать информации не только вербального, но и невербального характера (мимика, жесты, манто мимика). Качественное проведение интервью требует учета некоторых невербальных особенностей общения, поэтому необходимо предусматривать возможное поведение человека при ответе на вопрос.

Содержание интервью определяется в зависимости от многих фактории, таких как личные особенности и опыт интервьюера, традиции организации, i и проводится интервью, требования конкретной вакансии и др. Однако в любом случае структурированное интервью со стандартизованными вопросами, затрагивающими суть данной работы, повысит эффективность собеседования на сравнению со свободной неструктурированной беседой.

СТРУКТУРА ИНТЕРВЬЮ

Рассмотрим структуру интервью на примере. В качестве примера используем интервью с кандидатом на вакантную должность на предприятии, производящем видео-аудио аппаратуру; вакантная должность — инженер-электронщик в отделе по разработке новых технологий.

Цель интервью

Цель интервью при подборе кадров заключается в оценке профессионально важных личностных качеств кандидата, а также его компетентности: профессиональных знаний и опыта работы; активности жизненной позиции; целеустремленности; трудолюбия; организованности; гибкости мышления; уравновешении, ш эрудированности; креативности (способности к творчеству); ответственность честности и дисциплинированности; умения хорошо говорить и слушать; внешность и манеры поведения.

Специалисты, занимающиеся интервьюированием, на практике составляют список из 15—20 основных и 10—20 дополнительных вопросов. Причем на каждый вопрос должны быть спрогнозированы возможные варианты ответов и на каждый вариант ответа должна быть предусмотрена интерпретация Впрочем, допускаются и другие способы подготовки интервью.

Вступительное слово

Например: "Здравствуйте, уважаемый ...! Пожалуйста располагайтесь Как Вы добирались к нам? <...> Вы так здорово выглядите! (...) Сегодня мы с Вами должны поговорить на предмет Вашей профессиональной жизни до прихода к нам, а также уточнить некоторые детали. Если у Вас есть какие либо вопросы, пожалуйста задавайте. (...) Ну что же, приступим!"

цель вступительного слова — установление положительной психологической

атмосферы, снятие барьеров в общении.

.

Набор вопросов, предполагаемые ответы и интерпретация

Вопрос №1. Расскажите немного о себе.

Обычно люди рассказывают о том,где учились, что закончили, где и сколько работали, о своей семье, иногда рассказывают о своих родных и взаимоотношениях с ними.

Интерпритация: На должность инженера- электронщика нужен уверенный в своих силах человек, способный выделять главное, умеющий хорошо структурировать, анализировать и классифицировать любые виды деятельности.

При ответе кандидата на вопрос нужно обратить внимание на следующие:

- формально излагает биографические данные – или акцентирует внимание на значимых моментах, подчеркивая желание и возможность занять должность

- излагает только главное ( говорит о своей квалификации, опыте, ответственности, заинтересованности, трудолюбии и порядочности) – или приводит не относящиеся к делу факты

- говорит кратко, точно, ясно – или плохо выражает свои мысли, путается.

- держится и говорит спокойно, уверенно – или не уверен в себе

Наши рекомендации